Герой авторской песни

Герой авторской песни

Герой авторской песни

А мой герой был скромный малый…

(М. Щербаков, бард)

Талантливые песни создавались и композиторами во второй половине ХХ века, например, такие как «Песня неуловимых» из кинофильма «Неуловимые мстители» (Я. Френкель - Р. Рождественский), «Гренада» (В. Берковский - М. Светлов), «Не расстанусь с комсомолом» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) и многие другие.

Советский плакат «Хлеб - Родине!»Вместе с тем многие официальные песни были важны не столько своими художественными достоинствами, сколько тем пропагандистским пафосом, ради которого создавались. Они составляли основу телевизионного и радиоэфира, звучали в дни праздников, на торжественных концертах. Петь такие песни в кругу семьи никому не приходило в голову.

Основу содержания многих официальных песен составляли такие темы, как «настоящий советский человек», «герой», «передовик производства» и т. д. Главным критерием качества человека были его трудовые успехи, принципиальность, непримиримость к чуждым мнениям. Все эти качества пропагандировались как единственно достойные советского человека, который должен был презирать всё личное как мелкое и несущественное, мешающее покорению производственных высот. По сути, героями песен были те же люди, о которых писалось на первых страницах центральных газет. Их портрет был предельно обобщённым и при этом торжественно-величавым.

Однако «настоящему человеку» - строителю светлого будущего, непримиримому борцу за новые идеалы – представители авторской песни противопоставляли своё понимание «настоящего человека». Им был как раз простой человек, ничем, казалось бы, не замечательный, далёкий от эпохальных свершений и героических достижений.

Прослушивание
Булат Окуджава. Настоящих людей так немного

Настоящих людей так немного,
Всё вы врёте, что век их настал.
Посчитайте и честно и строго,
Сколько будет на каждый квартал.
Настоящих людей очень мало.
На планету - совсем ерунда.
А на Россию одна моя мама.
Только что она может одна?

(Б. Окуджава)

Истинные ценности в творчестве поэтов-бардов не были связаны с чинами, наградами, почестями, властью. Быть порядочным человеком значило очень много. Кроме того, это ещё и означало «быть рядовым» - человеком, внутренне свободным, способным петь песни, наслаждаться счастьем простой и естественной жизни, глубиной искренних чувств, дарами родной земли.

Такая позиция вовсе не предполагала отказа от социальных достижений, она не имела ничего общего со всевозможными неформальными движениями. Не была она и атрибутом молодёжного движения. Многие представители авторской песни были вполне зрелыми людьми, нередко успешными поэтами, физиками, драматургами. Эта песня в значительной мере зародилась в среде интеллигенции. Не случайно распространение этого вида песни было характерно для университетских центров, славящихся высоким уровнем образованности и социальной активности.

Вот одно из стихотворений Александра Галича – известного драматурга, автора сценариев многих известных фильмов советского времени («Вас вызывает Таймыр», «Верные друзья», «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Бегущая по волнам»).

Прослушивание
Александр Галич. Песенка рядового

Я в путь собирался всегда налегке,
Без долгих прощальных торжеств,
И маршальский жезл не таскал в рюкзаке.
На кой он мне, маршальский жезл!
Я был рядовым и умру рядовым.
Всей щедрой земли рядовой,
Что светом дарила меня даровым,
Поила водой даровой.
До старости лет молоко на губах,
До тьмы гробовой - рядовой.
А маршалы пусть обсуждают в штабах
Военный бюджет годовой.
Пускай заседают за круглым столом
Вселенской охоты псари,
А мудрость их вся заключается в том,
Что два - это меньше, чем три.
Я сам не люблю старичков-ворчунов
И всё-таки истово рад, Александр Галич
Что я не изведал бесчестья чинов
И низости барских наград.
Земля под ногами и посох в руке
Торжественней всяких божеств,
А маршальский жезл у меня в рюкзаке -
Свирель, а не маршальский жезл.

Прослушивание
Сергей Никитин и Юрий Визбор. Александра (из к/ф «Москва слезам не верит»)

Переосмыслению - по сравнению с идеалами советской пропаганды - подвергались и другие темы массовой песни. Родная страна, столица Москва, труд, мир - в массовой песне все эти образы представали во всём величии грандиозных свершений, а в авторской песне - в задушевной, лирической, доверительной интонации. В известном кинофильме «Москва слезам не верит» звучит «Александра», написанная Сергеем Никитиным и Юрием Визбором (в соавторстве с Дмитрием Сухаревым), - один из ярких образцов бардовской песни. Послушайте её и сравните с другими известными вам песнями о Москве. У Визбора Москва предстаёт не в образе «кипучей, могучей, никем непобедимой» столицы нашей огромной Родины, а как живой, близкий город, место юности и романтической мечты, как воплощение материнской любви для тех, кто и сам, как родной сын, любит и ценит город своей судьбы. Такая трактовка подчёркивается и музыкальными средствами: по своему жанру песня «Александра» - это светлый и лирический вальс, исполненный целеустремлённого движения.

Эти противопоставления - с одной стороны, торжественно-официального, с другой - непринуждённо-искреннего, - выражали главное противоречие времени. С официальной сцены звучали одни песни, а в домах, у костров и других местах, собиравших близких людей и единомышленников, - совсем другие. Поэтому среди причин популярности авторской песни следует назвать и ту, что была связана с утратой веры в громкие слова. Слова обесценились, их не хотели слушать, они ничего не выражали, воспринимались как нагромождение пустых конструкций.

Ах, до чего ж фантазирует
Эта газета буйно,
Ах, до чего же охотно
На всё напускает дым,
И если на клетке слона
Вы увидите надпись «Буйвол»,
Не верьте, друзья, пожалуйста,
Не верьте, друзья, пожалуйста,
Не верьте, очень прошу вас,
Не верьте глазам своим.

(А. Галич)

Таким образом, авторская песня стала своего рода островком «оттепели», средством обмена ценностями, голосом, обращённым к единомышленникам. Тех, кто знал и любил авторскую песню, объединяла общность взглядов, резко контрастирующих с официальной идеологией.

В настоящее время авторская песня утратила главенствующие позиции среди других песенных жанров. Вероятно, сегодня она не находит той почвы, которая её питала, на которой выросли лучшие её достижения.

Конечно, бардовскую песню охотно поют до сих пор, ведь в этом жанре создано немало по-настоящему хороших произведений. Её помнят те, кто на авторской песне был воспитан; до сих пор проходят концерты памяти В. Высоцкого, Б. Окуджавы, других ярких и талантливых авторов.

И всё же авторская песня, как и многие другие музыкальные течения последних десятилетий, была явлением не столько музыкальным, сколько социальным: это была своего рода «песня протеста» - правда, этот протест не всегда был шумным, нередко он выражался в негромкой, проникновенной, лирической форме.

Вопросы и задания:

  1. Попробуй охарактеризовать героя авторской песни. Какие ценности, на твой взгляд, были ему наиболее близки? Против чего был направлен его протест?
  2. Как ты думаешь, авторская песня - это музыкальное направление или социальное явление? Объясни свой ответ с учётом прослушанных авторских песен.
  3. Как ты понимаешь смысл стихотворения Б. Окуджавы «Настоящих людей так немного...»?
  4. Утрачена ли, по-твоему, сегодня актуальность тех ценностей, какие воспевались в авторской песне?

Композиторы и исполнители