Понятия и термины

Ансамбль (франц. ensemble - вместе) - небольшая группа совместно выступающих исполнителей, а также излюбленный с давних времен тип музицирования. Составы инструментальных ансамблей немногочисленны. Каждую партию в них исполняет один музыкант. Например, камерные ансамбли: дуэт, трио, квартет, квинтет и другие. Наиболее распространенные по составу: фортепианный дуэт, струнный квартет, квинтет духовых инструментов, дуэт скрипки с фортепиано, трио (скрипка, виолончель, фортепиано). В XVI-XVIII веках существовали различные формы полифонического ансамбля. В эпоху венской классики образовались характерные ансамблевые жанры, сохранившие своё значение до настоящего времени (дуэт скрипки с фортепиано, струнный квартет и другие).

Аккомпанемент - музыкальное сопровождение (инструментальное или вокальное) сольной партии или партий, танцевального выступления или какого-либо представления. Например, фортепианная партия в романсе, партия рояля для соло скрипки или трубы. Не следует путать аккомпанемент с ансамблем, где инструменты выступают как равноправные партнёры.

В конце XVI - начале XVII века аккомпанемент лишь намечался цифровыми обозначениями - генерал-басом, который произвольно трактовался и расшифровывался исполнителем. Позднее, в XVIII веке, аккомпанемент стал выписываться полностью. Наивысшего художественного уровня аккомпанемент достиг в эпоху романтизма, он стал равноправным с мелодией. Ярким примером такого единства могут послужить романсы Роберта Шумана, Франца Шуберта, Эдварда Грига, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова. Важную роль аккомпанемент играет в вокальных и инструментальных произведениях композиторов советского времени и современных.

Аккорд - одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемое слухом как гармоничное звуковое единство. На фортепиано аккорды берутся одновременным нажатием трёх или более клавиш, на гитаре - щипком трёх и более струн. Нижний звук аккорда в основном положении называют основным тоном, остальные звуки берут своё название от интервала, на который они отдалены от основного тона: терция, квинта, септима, нона, ундецима. Любой звук аккорда может быть перенесён на октаву или сдублирован в другие октавы, при этом аккорд сохранит своё название. Когда основной тон аккорда перестаёт быть нижним, происходит так называемое обращение аккорда. Аккорды имеют названия по количеству входящих в аккорд разновысотных (без октавных дублей) звуков, отстоящих друг от друга на терции: три звука - это трезвучие, четыре - септаккорд, пять - нонаккорд, шесть - ундецимаккорд, семь - терцдецимаккорд. Ундецимаккорд и терцдецимаккорд встречаются крайне редко и не обращается из-за диссонанса.

Песня - небольшое, обычно куплетное (строфическое) музыкально-поэтическое произведение. Песни различают по музыке, стилю и содержанию. Существуют песни народные - произведения народного творчества, и профессиональные - созданные композиторами), камерные, массовые и т. д. Также песни различаются и по жанрам, видам, складу, формам исполнения (патриотические, лирические, сатирические, шуточные, плясовые и т. д.) и по социальной функции (обрядовые, семейно-бытовые, крестьянские, городские, военно-строевые и т. д.), по складу (одноголосные и многоголосные) и по исполнительскому составу (сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него). В конце XIX - начале XX века получила распространение популярная песня, в том числе авторская, эстрадная, массовая и другие.

Песней также называется инструментальное произведение певучего характера.

Абстракционизм (абстрактное, беспредметное, нефигуративное искусство) - совокупность направлений в культуре XX века, заменяющих изображение реальных предметов и явлений отвлечённой, свободной игрой линий, красок и форм. Сюжет или предмет при этом лишь угадываются, символически подразумеваются или же вообще отсутствуют. Абстрактное искусство возникло в 1910-х, наиболее распространено было в 1940-х - начале 1960-х годов. С древности беспредметная живопись существовала в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилась в особую эстетическую программу. Среди родоначальников абстракционизма - Василий Васильевич Кандинский, Казимир Северинович Малевич, Питер Корнелис Мондриан, мастера орфизма. Виды абстрактного искусства: геометрическая абстракция, абстрактивный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция. Такие течения абстракционизма в живописи как супрематизм и неопластицизм, перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических форм и объёмов, другие, например, ташизм, стремились выразить бессознательность, стихийность художественного творчества в динамике пятен или объёмов. В 1960-х годах абстракционизм утрачивает ведущую роль в авангардизме и вытесняется направлениями, обращающимися к изображению реальных явлений.

Авангардизм (авангард) - совокупное наименование радикальных художественных тенденций. В начале XX века на смену господствовавшему в искусстве на протяжении почти всего XIX века реализму приходят художественные течения, стремящиеся к коренному обновлению творческой практики. Направления искусства XX века, противопоставившие себя реализму, и получили общее название - авангардизм. Футуризм, кубизм, фовизм, конструктивизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм - всё это течения авангардного искусства. Некоторые из них получили широкое международное распространение, другие ограничились рамками отдельных национальных школ. Наиболее масштабно авангардизм представлен в изобразительном искусстве. Однако в кино, театре, литературе, музыке и танце авангард проявил себя также. Новое искусство, иногда непонятное и вызывающее, стало не столько поиском небывалых форм, сколько способом мышления и выражением мироощущения человека XX века. Авангардизм принёс мощное обновление художественного языка, особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине XX века основные принципы авангардизма подверглись резкой критике в постмодернизме.

Токката (итал. toccata - касаться) - виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, чётком ритме и размеренном движении с преобладанием ударной аккордной техники. Органные токкаты XVI-XVIII веков - это пьесы импровизационного характера, родственные прелюдии, фантазии (Иоганн Якоб Фробергер, Иоганн Себастьян Бах). Образцы фортепианной токкаты принадлежат Роберту Шуману, Феликсу Мендельсону, Морису Равелю, Сергею Прокофьеву, Дмитрию Шостаковичу и др.

Сарабанда - медленный величественный танец, популярный в эпоху барокко. Произошла сарабанда из Латинской Америки, и тогда, в XVI веке это был быстрый, озорной и темпераментный танец. Исполнялась сарабанда под удары барабана, кастаньет и гитары, нередко сопровождалась пением. С XVII века, после пересечения Атлантики, сарабанда «замедлилась» и стала придворным танцем. Танец приобрел торжественный, величественный характер и вошёл в барочную сюиту в качестве медленной части. Наивысшего расцвета сарабанда достигла в творчестве Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя. Её отличительными признаками являлись медленный темп, характер шествия, трёхдольный метр, акцент на второй доле такта. Как и ричеркар в творчестве композиторов ХХ века, сарабанда становится объектом стилизации.

Ричеркар - жанр инструментальной музыки, возникший в XVI веке в Западной Европе. Первоначально импровизационные пьесы главным образом аккордового склада, позднее полифонические многотемные, по форме близкие мотету, и однотемные, предшествовавшие фуге. Жанр зародился в лютневой музыке, позднее получил распространение ричеркар для органа. Ричеркар представлен в творчестве многих композиторов: Клаудио Меруло, Адриан Вилларт, Андреа Габриели, Ян Питерсзон Свелинк, Джироламо Фрескобальди, Иоганн Себастьян Бах. В XX веке в жанре ричеркара писали музыку Франческо Малипьеро, Богуслав Мартину, Альфредо Казелла, Игорь Фёдорович Стравинский, Юрий Маркович Буцко.

Актёрская игра - искусство представления персонажа на сцене или перед камерой посредством мимики, жеста и голоса. Актёрская игра на Западе получила распространение из Древней Греции. Древнегреческий трагик Феспис (VI век) традиционно считается родоначальником актёрской профессии. Аристотель определял актёрскую игру как «правильное распоряжение голосом для выражения различных эмоций» и считал её природным талантом, которому научиться невозможно. В Средние века актёрская игра как искусство или профессия практически не развивалась. Любительские труппы и гильдии ремесленников ставили литургические драмы. В современном понимании актёрская игра возродилась в XVI веке с появлением итальянских трупп комедии дель арте. Актёрское искусство достигло наивысшего расцвета в период творчества у Уильяма Шекспира. Однако вплоть до XVIII века актёрская игра не считалась серьёзной профессией. В XVIII веке ситуация изменилась благодаря усилиям английского актёра и директора труппы Дэвида Гаррика, а также таланту таких актёров, как Сара Сиддонс, Эдмунд Кин и Генри Ирвинг.

Подписка на RSS - Понятия и термины