«Русские сезоны» в Париже

«Русские сезоны» в Париже

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 20

Тема: «Русские сезоны» в Париже.

Цели урока:  исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства; воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении); творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Познакомить с историей русского балета; развивать умение определять главные отличительные особенности сценического жанра - балет.

Материалы к уроку: портреты, фото композиторов, хореографов, танцовщиков, музыкальный, иллюстративный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полёт»...
                                                  (А. С. Пушкин)

Сообщение темы урока:

- Итак, ребята, сегодняшний урок мы с вами вновь посвящаем замечательному жанру - балету. Давайте вспомним, что это за жанр? (Балет - музыкальный спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство...)

Хорошо, ну, а сегодня разговор пойдёт о русском балете, истории его создания, традициях.

Работа по теме урока.

1. Из истории русского балета.

Учителями русских танцовщиков были хореографы из Франции и Италии, приглашённые работать в Петербург и Москву в XVIII веке.

Так, в Шляхетном корпусе (самом «престижном» учебном заведении Петербурга первой половины XVIII века) танцы преподавал французский балетмейстер Ж.-Б. Ланде. В 1738 году он открыл Танцевальную школу, которая со временем превратилась в знаменитую Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой. Балетная школа открылась в 1773 году и в Москве при Воспитательном доме. Позднее в ней стали обучать профессиональных танцовщиков для Большого театра.

Уже в 40-е годы XVIII века в балетных спектаклях стали участвовать русские танцовщики, обученные секретам профессионального мастерства. Балет превратился в любимое придворное зрелище. Сюжеты балетов были мифологическими, историческими или сказочными. Постановки отличались роскошью костюмов и декораций.

На сцене происходили «чудеса»: сказочные герои внезапно «проваливались сквозь землю» или, наоборот, «взлетали в небеса», вызывая восторг у публики. Иногда в сказочных «полётах» участвовали не только солисты, но и группы кордебалета.

Во второй половине XVIII века профессионализм русских танцовщиков уже не уступал мастерству западных.

«Золотым веком» балета в России стал XIX. Русский балет стремительно развивался и во многом стал превосходить западный. Славу ему создавали талантливые балетмейстеры и танцовщики. Такими были Шарль Дидло, современник Пушкина, и его ученики, среди которых выделялась Авдотья Истомина, воспетая в пушкинских строках:

...Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт.

* Эол - бог ветров в древнегреческой мифологии.

XIX век внёс много нового в искусство балета. В балете, как и в литературе, музыке, живописи, возрос интерес к духовной жизни человека, к миру его чувств, настроений, переживаний. Хореографы, танцовщики стали искать новые формы выразительности в танце и пантомиме.

Однако музыку для балетов писали второстепенные композиторы-ремесленники, а подчас и рядовые оркестранты. Музыка даже одного спектакля часто напоминала пёстрое лоскутное одеяло, «сшитое» из разноцветных «лоскутков» музыки нескольких композиторов. Такое неравноправие музыки и хореографии в балете продолжалось до тех пор, пока не встретились два гениальных мастера - композитор Пётр Ильич Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа.

В истории русского балета творчество М. Петипа (1818 - 1910) стало целой эпохой. Он, знаменитый французский танцовщик, ещё молодым приехал в Россию и отдал служению своей второй родине 60 лет жизни. За эти долгие годы он поставил и возобновил 76 балетов (не считая множества балетных эпизодов в русских и западных операх).

Петипа создал петербургский классический стиль «больших балетов». В них сочетались высочайшее техническое мастерство, строгий расчёт и поэтическая одухотворённость. Вершинами творчества Петипа считаются «Дон-Кихот», «Баядерка», «Раймонда» и балеты, поставленные на музыку Чайковского.

Сочиняя либретто балетов, танцы для спектаклей, Петипа придерживался традиционных схем, выработанных французской школой.

Балеты Чайковского, созданные совместно с Петипа, наполненные глубоким содержанием и чувством, стали образцами академического балета. Из искусства развлекательного балет превратился в искусство глубокое и серьёзное.

Отныне композиторы придавали балетной музыке такое же значение, как и оперной и симфонической. Пётр Ильич писал: «Балет - та же симфония».

2. «Русские сезоны» в Париже.

Медленно, нехотя уходил 19 век, «золотой век» русского искусства, открывший миру Толстого и Достоевского, Чайковского и Мусоргского, Репина и Сурикова. На смену шёл новый век, полный предчувствий перемен в социальной и художественной жизни России.

В начале ХХ века Европа была покорена самобытностью и художественным совершенством русского искусства. Триумф «Русских сезонов» стал плодом усилий талантливых художников, композиторов, хореографов, танцовщиков, объединить которых в единое целое сумел выдающийся меценат и антрепренёр, неординарная творческая личность С. П. Дягилев.

«В истории театра есть спектакли, громадный, шумный успех которых, являясь выражением глубинных процессов в жизни искусства, сразу поднимает их до уровня этапных событий,- пишет М. Пожарская. - Их хранят в памяти, как народы помнят о великих битвах, очевидцы рассказывают о них своим детям и внукам, превращая быль в легенды». Эти слова о «Русских сезонах» в Париже - гастролях русской оперы и балета в 1908 и 1909 годах, «Русские сезоны» стали подлинным триумфом национального балета, показав всему миру, на какой уровень может быть поднято искусство, создаваемое в содружестве выдающихся композиторов, художников-живописцев и исполнителей.

Среди великих создателей «Сезонов» композиторы Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, И. Стравинский, солисты Ф. Шаляпин, Т. Карсавина, В. Нижинский, художники А. Бенуа, Н. Рерих, А. Головин, К. Коровин.

Взгляните на эти изображения и вы почувствуете огромный мир подлинного искусства, о котором выдающаяся танцовщица Айседора Дункан сказала: «Это целый храм эстетических радостей, и каждая подробность этого храма полна красоты и интереса».

«Истинной и непревзойдённой» вершиной признают ценители музыки балет «Петрушку» Игоря Фёдоровича Стравинского.

«Петрушка» второй из ряда удивительных балетов, которые Стравинский написал для балетной компании Дягилева, в его премьере, состоявшейся в Париже 1911 года, участвовал знаменитый танцор Вацлав Нижинский.

Действие балета происходит во время масленицы - праздника, который всегда широко отмечался на Руси. Все, что связано с этим праздником - и народные гулянья, и ярмарки, и балаганы, и пляски,- все зазвучало в музыке балета, такого истинно и глубоко русского.

На фоне широкого праздника масленицы развёртывается драма Петрушки, влюблённого в изящную Балерину. Однако красавица равнодушна к страданиям жалкого паяца, предпочитая ему самодовольного Арапа. Эта драма кукол в интерпретации Стравинского приобрела характер психологического гротеска.

В «Русском танце» куклы, повинуясь кукловоду, танцуя, выходят из своих коробок, привлекая внимание зрителей.

«У Петрушки» целиком посвящена характеристике Петрушки - маленького уродливого человечка, жестоко страдающего от неразделённой любви. Ряд коротких мотивов - как бы пронзительно вскрикивающих, безвольно скользящих, порывистых и застывающих, изображает движения ошарашенного и постепенно приходящего в себя Петрушки. Затем появляется светлая, слегка меланхолическая тема (Петрушка предаётся мечтам) с оттенком иронии, гротескной причудливости.

С появлением Балерины (Allegro) музыка становится стремительно порывистой и звонко-блестящей по колориту. Завершающее картину резкое звучание труб как бы подчёркивает роковую недостижимость для Петрушки счастья.

Слушание: И. Стравинский. Фрагменты «Русская» и «Петрушка» из балета «Петрушка».

- Что вы можете сказать о прослушанных музыкальных произведениях? (Первый фрагмент из балета «Петрушка» И. Стравинского звучал празднично, ярко, быстро, красочно - он рисовал широкий праздник - Масленицу. В музыке слышны интонации народных песен, плясок, балаганов, ярмарки, народных гуляний. Фрагмент называется «Русская», наверное, потому, что здесь звучат чисто русские весёлые, зажигательные интонации праздника.

Следующий фрагмент рисовал одного из самых любимых персонажей русского театра - Петрушку. Музыка звучала необычно, в ней слышны игривые интонации, было ощущение, что кто-то от кого-то убегал, прятался, вновь появлялся.)

О чём же идёт речь в балете «Петрушка»? (Во время Масленицы, замечательного русского праздника, разворачивается целая драма. Петрушка, влюблённый в балерину, узнаёт, что она предпочитает ему самодовольного Арапа. Это своеобразная драма кукол, которая изображает людей.)

4. Основные категории балета.

- Смысл балету, как это ни странно, придаёт слово. Без слова, оказывается, не может обойтись и такое, самое бессловесное, искусство. И не только потому, что в нём иной раз участвует хор, певец или мастер художественного слова, поясняющие происходящие события. Связи балета с литературой гораздо глубже. Ведь создание любого балета чаще всего начинается не с музыки, не с сочинения танцев, а с либретто. Что же это такое? (Либретто - это литературный сюжет оперы...)

...И балета. В либретто определена идея спектакля, намечен сюжет, обрисованы характеры героев, их взаимоотношения и роль в основном конфликте.

Балет - это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Равно важны в балете три составные части – классический танец, характерный танец и пантомима.

Классический танец - тот, что в основных чертах сложился ещё в XVII веке во Франции - очень красив, грациозен.

Сольный танец в балете называется вариациями. Он похож на оперную арию, потому что как бы рисует портрет героя, помогает понять его характер. Широко известны вариации Китри из балета Минкуса «Дон Кихот».

Таким же сольным номером в балете является адажио. Ярким образцом является знаменитое Адажио из балета Чайковского «Лебединое озеро». И вариации и адажио могут входить в ансамблевые танцы.

Часто главные герои балета танцуют вдвоём. Такой танец называется па-де-де. Это танцевальные дуэты героев. В них чередуются совместный танец и сольные танцы (вариации) танцовщика и танцовщицы. Конечно, вы видели па-де-де Одетты и принца Зигфрида из балета Чайковского «Лебединое озеро», Жизели и Альберта из «Жизели» Адана, Китри и Базиля из «Дон Кихота» Минкуса.

Па-де-труа - танец троих героев. Па д'аксьон - действенный танец - основан на выразительных жестах, передающих самые важные моменты действия.

В балете тоже есть свой «хор» - большая группа артистов, которая принимает участие в массовых сценах. Эту группу называют кордебалет.

Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят разнообразие в него. Очень часто они основаны не на классическом балете. Примерам могут послужить «Испанский» и «Неаполитанский» танцы из балета «Лебединое озеро», основанные на движениях народных танцев. Такие танцы в балете называют характерными.

Ещё один компонент балета - пантомима. С её помощью передаётся в балете содержание спектакля, развитие его сюжета. Ведь слово «пантомима» в переводе с греческого означает «всё воспроизводящий подражанием». Пантомима - это жесты, движения, мимика, которыми актёры как бы разговаривают друг с другом.

Итак, мы перечислили основные составляющие классического балета. Современный балет, который сегодня также пользуется большой популярностью, наряду с элементами классического танца, широко применяет движения гимнастические и акробатические. Именно они очень часто делают его современным.

Итог урока:

- Подведём итог нашей беседы о балете.

Балетная музыка обнаруживает тесную связь не только с литературой, но и изобразительным искусством. Это - действительно синтетический вид искусства, полноценное восприятие которого возможно только в единстве всех элементов сценического жанра. Однако при всей яркой изобразительности балетной музыки мы все же не должны забывать, что её источником, как источником большинства других сценических произведений, почти всегда было литературное произведение. И если художественный мир литературы рождает все новые и новые произведения, вдохновляет поэтов, музыкантов и художников, значит, этот мир поистине велик, поистине богат неисчерпаемыми творческими возможностями.

Вопросы и задания:

  1. Что такое балет?
  2. Какими качествами, по-твоему, должно обладать литературное произведение, чтобы оно «зазвучало» в балете?
  3. Почему балет, так же как и оперу, принято считать синтетическим жанром?
  4. Перечислите сольные и ансамблевые номера в балете.
  5. Что такое пантомима?
  6. Как называют танцоров, участвующих в массовых сценах?
  7. Дневник музыкальных наблюдений, стр. 20.

Краткое содержание балета И. Стравинского «Петрушка»

Во время масленичного разгула старый фокусник восточного типа показывает оживших кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди изумлённой толпы. Магия Фокусника сообщила куклам чувства и страсти настоящих людей. Богаче других наделён ими Петрушка: он и страдает больше, чем и Балерина, и Арап.

Горько чувствует он жестокость Фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины и ему кажется, что он находит ответ в ее сердце, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его.

Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного являет полную противоположность жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей, наконец, удаётся, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон.

Масленичное веселье достигает крайних пределов. Гуляющий с цыганками купчик бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего разгула слышны вопли из театра Фокусника. Недоразумение между Арапом и Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окружённый толпой гуляк. Фокусник, приведённый будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого Фокусника, оставшегося наедине с куклой; к ужасу его над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 28 слайдов, ppsx;
    Звуки музыки:
    Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка», mp3;
    Стравинский. «Русская» из балета «Петрушка», mp3;
    Стравинский. «У Петрушки» из балета «Петрушка», mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Композиторы и исполнители