Музыкальные инструменты и игрушки: Гармоника

Музыкальные инструменты и игрушки: Гармоника

Музыкальные инструменты и игрушки: Гармоника

А. Гречанинов «На гармонике»;
Г. Свиридов «Парень с гармошкой»;
П. Чайковский «Мужик на гармонике играет».

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с русской гармонью. Учить различать изобразительность музыки, подражание гармони.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы уже знакомы с некоторыми музыкальными инструментами - трубой, барабаном, флейтой. Сегодня я расскажу вам про русскую гармонь. Вы наверняка уже слышали её звучание. (Даёт детям послушать звучание гармони в записи.)

Русская гармонь исстари сопровождала любой праздник, любое веселье на селе. Это народный музыкальный инструмент. При нажатии кнопок на правой части корпуса звучит мелодия, на левой - аккомпанемент, готовыми аккордами. Мехи с воздухом соединяют эти две части инструмента. (Показывает детям гармонь.) Под гармонь пели частушки, плясали.

Некоторые композиторы подражали звукам гармони в своих произведениях. (Можно дать детям послушать фрагмент из балета «Петрушка» И. Стравинского.) Вы знаете, что на фортепиано можно изобразить звуки других инструментов. Помните пьесу Д. Кабалевского «Труба и барабан»? (Исполняет фрагмент.) Она звучит на фортепиано, а кажется, что играют настоящие труба и барабан. Сегодня вы услышите, как можно изобразить на фортепиано звуки русской гармошки. (Играет пьесу А. Гречанинова «На гармонике»).

Эта пьеса композитора А.  Гречанинова называется «На гармонике». В ней слышны переборы гармоники, играющей русскую плясовую - задорную, бойкую, шутливую. Гармонист играет умело. Он варьирует одну и ту же мелодию - играет её по-разному, на разные лады. Сначала легко, весело, игриво (исполняет 7-14 -й такты), потом более тяжело, бодро, задорно (играет 15-22-й такты) и, наконец, широко, с удалью, лихостью (играет 23-30-й такты). В конце слышно, как гармонист удаляется, играет всё тише и тише, пока последние аккорды совсем не угаснут. (Исполняет фрагмент.)

Начинается пьеса со вступления - один и тот же аккорд повторяется несколько раз, как будто гармонист взял в руки гармонь и пробует её, прилаживается, беря одинаковые аккорды. (Исполняет пьесу целиком.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей определять жанр и характер музыкального произведения (весёлый, плясовой, задорный).

Ход занятия:

Педагог исполняет пьесу А. Гречанинова «На гармонике», дети вспоминают её название.

П е д а г о г. Послушайте ещё одну пьесу с похожим названием - «Парень с гармошкой» композитора Г. Свиридова. (Исполняет пьесу.) Какой характер этой пьесы? Какое настроение она передает?

Д е т и. Весёлая, задорная; озорная, плясовая, шутливая.

П е д а г о г. Музыка похожа на задорную, весёлую народную частушку. Люди поют и одновременно приплясывают. Мы слышим незатейливый, простой гармошечный наигрыш, много раз повторяющийся мотив, похожий на народную мелодию (исполняет фрагмент). Аккомпанемент тоже повторяется (исполняет фрагмент).

Послушайте, как звучит мелодия на баяне. Этот инструмент близок по звучанию русской гармони (играет мелодию и заканчивает, растягивая и сжимая меха, имитируя последние аккорды пьесы). А теперь послушайте, как она звучит на фортепиано (исполняет последние четыре такта). Похоже ли окончание пьесы на то, как сжимаются и разжимаются меха гармошки?

Д е т и. Да, так гармонист закончил играть.

П е д а г о г. Заключительные аккорды звучат с удалью, лихостью, озорством. Послушайте пьесу ещё раз и скажите, меняется ли характер музыки. Сколько в ней частей?

Д е т и. Одна часть. Музыка все время весёлая, озорная, задорная.

П е д а г о г. Пьеса А. Гречанинова «На гармонике» тоже плясовая, задорная, но её мелодия варьируется - звучит то легко, то более размашисто. Гармонист всё время придумывает новые мелодии, под которые хочется плясать по-разному – то легко, то игриво, то лихо, вприсядку. Давайте попляшем под эту музыку. Постараемся двигаться так, как подсказывает нам музыка. (Исполняет пьесу.) А теперь попляшем под пьесу Г. Свиридова «Парень с гармошкой». (Исполняет пьесу).

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, различать средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистр), черты танцевальности, маршевости.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали две пьесы с похожими названиями – «На гармонике» А. Гречанинова и «Парень с гармошкой» Г. Свиридова. Мы говорили о том, что обе они похожи на плясовую - задорную, быструю, бойкую. Но в первой пьесе есть несколько разных по характеру вариаций мелодии, а вторая пьеса очень короткая, в ней много повторов. Она шутливая, озорная. (Исполняет обе пьесы.)

Сейчас я сыграю вам ещё одну пьесу с близким названием – «Мужик на гармонике играет» П. Чайковского. Похожа эта музыка на плясовую или не очень? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Не очень похожа.

П е д а г о г. Да, эта пьеса более медленная, тяжёлая, важная. Может быть, композитор хотел изобразить мужика, который играет на большой гармони? В этой музыке чувствуется тяжёлая поступь, маршевость, под неё можно медленно шагать. Музыкант играет всё время одно и то же - громко, важно, но не очень умело (твердит одни и те же аккорды, лишь один раз он немного их изменяет, варьирует).

В пьесе А. Гречанинова, наоборот, мелодия всё время меняется, кто-то играет на гармошке лихо, умело. (Звучат фрагменты.)

Пьеса Г. Свиридова «Парень с гармошкой» задорная, как частушка, бойкая, развесёлая, игривая, парень играет лихо, с озорством. Прислушайтесь, в музыке есть ударения (акценты), которые подчеркивают этот характер. Темп пьесы быстрый, звучит она высоко и поэтому не так тяжело, разудало, как более медленная пьеса П. Чайковского (исполняет фрагменты). А что объединяет эти пьесы, чем они похожи?

Д е т и. Они весёлые, громкие, похожи на игру гармошки.

П е д а г о г. Пьесы Г. Свиридова и П. Чайковского похожи и тем, что мелодии в них много раз повторяются. Но первая пьеса заканчивается громко, с озорством, а в конце второй звуки гармони слышатся всё тише и тише, как и в музыке А. Гречанинова. Пьесы отличаются и тем, что написаны они в разное время.

Г. Свиридов - современный композитор. Его пьеса напоминает народную частушку наших дней, острую, задорную. П. Чайковский - композитор, который жил в прошлом веке. Его музыке, как и музыке А. Гречанинова, не характерны такие острые созвучия.

Давайте передадим характер пьесы П. Чайковского «Мужик на гармонике играет» в движениях. Кто изобразит тяжёлую, важную поступь играющего на гармони мужика? (Исполняет пьесу.) А под музыку двух других пьес вы плясали. Давайте поищем выразительные движения пляски, которые подскажет вам сама музыка. (Играет пьесы А. Гречанинова и Г. Свиридова.)

Г. Свиридов. Парень с гармошкой
Рекомендации по исполнению. Пьесу необходимо играть ярко, смело, уверенно, с удалью. Артикуляция в мелодии должна быть ясной, чёткой, акценты подчёркнутыми. В то же время, исполнение не должно быть тяжеловесным. Чтобы избежать этого, партия левой руки играется легко, но отрывисто и остро, мелодия в правой руке - цельными фразами. Темп - достаточно быстрый.

 


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
     Гречанинов. На гармонике, mp3;
     Свиридов. Парень с гармошкой, mp3;
     Чайковский. Детский альбом. Мужик на гармонике играет (3 варианта исполнения: песня, фортепиано, симфонический оркестр), mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители