Мир русской песни (часть 2)

Мир русской песни (часть 2)

Мир русской песни

Ходила младёшенька по борочку  (обр. Н. Римского-Корсакова)
Со вьюном я хожу
Однозвучно гремит колокольчик
Вдоль по Питерской
Пётр Ильич Чайковский. Камаринская
Михаил Иванович Глинка. Камаринская

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с разновидностями песенного жанра.

Ход занятия:

Педагог (качает куклу и поет ей колыбельную). Тише, кукла заснула! Ее убаюкала нежная, мягкая колыбельная песня. Вы, наверное, тоже любите засыпать под колыбельную песню - ласковую и уютную. Песней можно убаюкать ребенка, а можно его повеселить, развлечь. Песни человек поет и когда ему грустно. Вы уже слушали разные народные песни - колыбельные, хороводные, плясовые. (Могут прозвучать фрагменты знакомых песен.)

Народные песни сопровождали разные события в жизни людей - сбор урожая, праздники, свадьбы. Их пели и во время тяжелой работы. Раньше люди передвигались на повозках, запряженных лошадьми. Повозчик, который правил лошадями, назывался ямщиком. Ямщики возили людей в любую погоду - и в дождь, и в пургу. Чтобы не заблудиться зимой в поле, привязывали под дугой колокольчик. В песне ямщика «Однозвучно гремит колокольчик» слышится печаль, грусть, задумчивость. (Звучит песня.) Мелодия этой песни неторопливая, распевная, тоскливая, унылая. Когда слушаешь эту песню, представляешь себе широкие русские просторы и одинокую повозку, запряженную лошадьми. Как похоже изображает балалайка звуки колокольчика, доносящиеся издалека! (Звучит запись.)

А сейчас послушайте другую народную песню, веселую, разудалую, шутливую - «Вдоль по Питерской». (Звучит запись.) В этой песне слышится молодецкая сила, удаль. Она звучит с размахом, громко, похожа на плясовую. Давайте спляшем под нее. (Звучит запись, дети осваивают элементы русской пляски.)

2-е занятие

Программное содержание. Закреплять представления детей о жанрах народной песни.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали плясовую песню «Вдоль по Питерской» (звучит фрагмент), знаете хороводную песню «Со вьюном я хожу» (звучит фрагмент). Сейчас вы познакомитесь еще с одной хороводной песней «Ходила младёшенька по борочку». Какая она по характеру? (Исполняет песню.)

Д е т и. Плавная, спокойная.

П е д а г о г. Да, песня неторопливая, немного грустная, танцевальная. Давайте потанцуем под эту музыку, поводим хоровод. (Исполняет песню, показывает детям выразительные движения хоровода.)

А сейчас я сыграю вам еще одну русскую народную песню. А вы скажите мне, похожа она на хороводную песню или на плясовую? (Играет «Камаринскую» П. Чайковского из «Детского альбома».)

Д е т и. На плясовую.

П е д а г о г. Какая она по характеру?

Д е т и. Веселая, быстрая, бойкая.

П е д а г о г. Да, эта плясовая песня называется «Камаринская». Она веселая, задорная, с юмором, озорством. Композиторы записывали русские народные песни и использовали их в своих произведениях. Они сочиняли к мелодиям аккомпанемент, похожий на тот, который звучал в народном исполнении. «Камаринская» - пьеса из «Детского альбома» П. Чайковского. Народные песни обычно пелись под аккомпанемент русских народных инструментов - балалайки, гармошки, свирелей, волынки. Волынка - это инструмент, похожий на надутый воздухом мешок с отверстиями, в которые вставлены дудочки. Одна - для низких звуков, другая – для исполнения мелодии. Низкие звуки на волынке все время повторяются.

П. Чайковский в своей «Камаринской» очень похоже передает звучание народных инструментов. Вначале мелодия напоминает звуки балалайки, а в аккомпанементе изображается монотонная волынка (исполняет 1 - 4-й такты).

Тема плясовой при повторениях звучит немного по-разному, варьируется. Народные исполнители часто изменяли мелодию, и П. Чайковский подражает звучанию народного оркестра. Когда мелодия появляется второй раз, она немного другая. Аккомпанемент похож на звучание гармошки. (Играет 5 - 8-й такты.) Потом мелодия как бы сжимается. Вместо нее звучат аккорды, похожие на игру гармони, в которых тема «Камаринской» все же узнается. (Звучит фрагмент.) В последней вариации мелодия снова похожа на звуки балалайки, а гармонь аккомпанирует ей. (Исполняется фрагмент и вся пьеса целиком.)

3-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с обработками народных мелодий - фортепианной, оркестровой.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали пьесу П. Чайковского «Камаринская», в которой он использовал русскую народную плясовую мелодию. У другого русского композитора Михаила Ивановича Глинки тоже есть произведение, которое называется «Камаринская». В ней используется та же народная мелодия. Но «Камаринская» М. Глинки написана не для фортепиано, а для симфонического оркестра. Послушайте ее. (Звучит фрагмент, начиная с темы «Камаринской», в записи.)

Тема народной плясовой звучит в оркестре по-разному, варьируется. Сначала ее играет деревянный духовой инструмент - кларнет. Его звучание напоминает звуки народных свирелей, дудочек. Потом мелодию подхватывает весь оркестр. Тема камаринской звучит то весело и задорно, то мощно, то вдруг темп замедляется (будто нет уже сил плясать), а затем мелодия снова звучит лихо, с озорством, весь оркестр помогает скрипкам разжечь веселье плясовой. Гудят духовые инструменты. Они звучат немного невпопад и словно поддразнивают тему. Скрипки напоминают звуки балалаек. Оркестр звучит блестяще, с лихостью, задором. (Фрагмент «Камаринской» звучит повторно.)

4-е занятие

Программное содержание. Учить детей находить тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания музыки, передавать смену настроений в движениях.

Ход занятия:

Педагог исполняет «Камаринскую» П. Чайковского целиком, затем каждую вариацию отдельно, беседует с детьми о характере музыки, подбирая тембры инструментов для каждой вариации, раздает детям ложки, бубны, трещотки и другие инструменты. Дети оркеструют пьесу.

Камаринская - это русская плясовая. Можно сплясать под эту музыку, выразить в движениях и веселье, и удаль, и задор русской пляски. Педагог показывает варианты движений, которые могут освоить дети. На последующих занятиях дети импровизируют движения под музыку.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Баю-баюшки-баю (в исп. Е. Кузьминой), mp3;
    Вдоль по Питерской (в исп. М. Магомаева), mp3;
    Со вьюном я хожу (в исп. хора им. Пятницкого), mp3;
    Ходила младешенька по борочку (в исп. оркестра нар. инстр.), mp3;
    Чайковский. Детский альбом. Камаринская (в исп. Е. Филоновой), mp3;
    Глинка. Камаринская (2 варианта исполнения), mp3;
    Однозвучно звенит колокольчик (в исп. М. Магомаева, Т. Синявской), mp3;
3. Статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители