Браво, Феликс!

Браво, Феликс!

Браво, Феликс!

Трудно поверить, но двести лет назад никто не помнил старину Иоганна Себастьяна Баха и его музыку! В моде была другая — легкая и незамысловатая. А фамилия Бах ассоциировалась у публики с его сыном Иоганном Христианом, автором модных изящных шлягеров-сонат.

И вот в 1809 году рождается Феликс Мендельсон. Его отец был банкиром и любителем искусств, дед — философом. В их доме встречались передовые люди того времени — музыканты, поэты, писатели. Уже в детстве у Феликса проявился музыкальный талант, в 16 лет он написал одно из лучших своих произведений — «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру (откуда, кстати, его знаменитый свадебный марш). Юношу ждала блестящая музыкальная карьера, сам Сальери готов был принять его в ученики... Но Феликс, во многом благодаря влиянию Гете, посещавшего их салон, решает посвятить свою жизнь Служению классической музыке — возрождению ее забытых образцов и просветительству на своей родине!

В 18 лет, работая музыкантом в Лейпциге в той же церкви, где когда-то служил Бах, Феликс находит в архивах партитуру грандиозной мессы «Страсти по Матфею», исполнявшейся при жизни Баха лишь один раз и отвергнутой современниками. Он решил во что бы то ни стало вернуть эту музыку людям! Его учитель был потрясен величием произведения и замысла юноши, но не поверил, что этот замысле осуществим, ведь исполнение требовало высочайшего мастерства и участия нескольких сотен музыкантов и певцов… Однако юный Феликс вдохновил своей мечтой многих друзей-музыкантов. Целый год они вдохновенно и абсолютно бесплатно репетировали под руководством юноши. И вот в 1829 году, ровно через 100 лет после первого «выхода в музыкальный свет» Баха, в том же Лейпциге при большом стечении общественности состоялось второе рождение шедевра! Юный Мендельсон сам дирижировал и вдобавок исполнял партию клавесина! Он так волновался, что по ошибке взял с собой томик с нотами совсем другого произведения. Но чтобы музыканты, певцы и публика ничего не почувствовали и премьера не сорвалась, он усердно переворачивал страницы партитуры, безошибочно дирижируя наизусть все несколько часов этой сложнейшей мессы! Успех был потрясающим.

С этого момента началось возрождение музыки Баха, которое поддержали очень многие музыканты, хотя треть наследия композитора оказалась утеряна безвозвратно. Мендельсон дирижировал оркестрами, исполняя бессмертные классические образцы Баха, Генделя, Моцарта. Следуя своей миссии, он организовал в Лейпциге первую в Германии консерваторию.

В ней начали преподавать лучшие таланты, в том числе молодой Шуберт. Это были те, кто вновь откликнулись на страстный призыв Мендельсона! В эти же годы Мендельсон успел написать лучшую свою музыку. Умер он, прожив 38 лет, всего на два года больше Моцарта. Но исполнил свою миссию — наполнил мир великой музыкой, без которой уже трудно представить нашу жизнь.

Страсти по Матфею

Высочайшая вершина творчества Баха – «Страсти по Матфею», объединяет все дарования композитора в этом заявлении искренней веры. В нем рассказывается история о предательстве и распятии Христа, согласно Евангелию св. Матфея.

Распятие Христа - центральный образ христианского искусства. Сотни, тысячи художников создавали свои интерпретации этого сюжеты. Один из шедевров - «Изенгеймский алтарь» Маттиаса Грюневальда. По силе выражения этот живописный шедевр конгениален баховским «Страстям по Матфею». И хотя нет никаких исторических свидетельств того, что Бах был знаком с этим творением Грюневальда, этика и эстетика «Изенгеймского алтаря» и «Страстей по Матфею» едины.

В 1722 году Бах становится кантором и учителем при церкви св. Фомы. Эта преподавательская должность, которую он получил после того, как несколько других кандидатов отказались, обязывала его отвечать за музыку в знаменитой Томаскирхе. Музыка была важной частью лютеранской литургии, и Бах написал много кантат на основе библейских текстов для использования в церковных службах. В отличие от очень официальной литургии католической церкви в те времена участие прихожан в службе поощрялось, и включать в нее гимнические хоральные разделы, которые должны были исполняться всеми, было обычной практикой.

Мощь и величие

В конце 1720-х годов Бах приступил к самой амбициозной и великой работе среди духовных сочинений – «Страсти по Матфею». Это пересказ истории ареста и смерти Христа. Страсти – слово, взятое от Евангелия св. Матфея. Написанное для страстной Пятницы (день, когда был распят Христос, самый темный день в христианском календаре), это мощное и поражающее воображение произведение иллюстрирует события, связанные со смертью Христа, как будто история остановилась там, в скорби и безнадежности.

О страстях повествует рассказчик, поющий тенором, с участием солистов, исполняющих партии других главных героев, таких как Петр, Пилат и Иуда, а хор выступает в разнообразных ролях, иногда комментируя или присоединяясь в качестве участников разворачивающегося действия.

Сюжет «Страстей» охватывает события последних трех суток жизни Христа - тайная вечеря, предсказание о предательстве Иуды, установление таинства причастия, моление Христа о чаше на горе Елеонской, взятие Христа под стражу, суд над Христом, шествие на Голгофу, распятие Христа, смерть и погребение. Текст взят лютеранином Бахом, естественно, из лютеровского перевода Библии на немецкий язык, поэтому в переводах на русский язык «Страстей по Матфею», да и других произведений, основанных на Библии, мы встречаем отличия от русского синодального перевода евангельских текстов.

Предательство

Мелодия хорала BWV 244 № 17 «Я выстою с тобою» («Ich will hier bei dir Stehen») теперь широко известна. Его поют ученики Иисуса на Масличной горе, всего за несколько часов до его ареста. Он предсказывает, что они бросят его в ту ночь. В словах хорала они протестуют, говорят, что будут стоять за него, что бы ни случилось, до самой смерти.

В арии  № 39 (альт) «Будь милостив мой Бог» («Erbarme Dich») солист сетует на истинность предсказания Иисуса. Петр отрекся от него три раза, он роняет слезы стыда и просит Бога сжалиться над ним.

Речитатив и хор №67 «Теперь Иисус обрел покой» («Nun ist der Herr zur Ruh Gebracht») неоднократно повторяет нежные пожелания спокойного сна Иисусу, когда тело его положили в могилу.

Сейчас они взывают к нему, хор № 68 «Мы все в слезах к Тебе склонимся» («Wir setzen uns mit Tr?nen Nieder»), молясь, чтобы после всех ужасов последних нескольких часов и после жестокой мученической кончины он, наконец, обрел мир и покой.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация 17 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Хорал  BWV 244 № 17 «Я выстою с тобою» («Ich will hier bei dir Stehen»), mp3;
    Ария  № 39 (альт) «Будь милостив мой Бог» («Erbarme Dich»), mp3;
    Речитатив и хор № 67 «Теперь Иисус обрел покой» («Nun ist der Herr zur Ruh Gebracht»), mp3;
    Хор № 68 «Мы все в слезах к Тебе склонимся» («Wir setzen uns mit Tr?nen Nieder»), mp3;
3. Статья, docx.

Композиторы и исполнители