Выразительные средства музыки: Диалог метра и ритма

Выразительные средства музыки: Диалог метра и ритма

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
Ритм: Диалог метра и ритма

Когда мы говорим, то на одних словах замедляем темп, а другие  произносим быстро, делая акцент на главных моментах, чтобы придать смысл всей фразе в целом. То же самое в музыке: ее также можно разделить на фразы, и одни ноты будут звучать сильнее других. Временная организация этих нот и называется ритмом.

Ритм является, пожалуй, основной характеристикой музыки.  Несмотря на то, что он может существовать сам по себе - в барабанной дроби африканских племен, например, - в классической музыке, редко можно услышать ритм без мелодии или гармонии.

Другим важным временным аспектом в музыке является метр. Метр и ритм - это не одно и то же. Метр - это регулярное  и равномерное повторение музыкального рисунка, тогда как  ритм относится к специфической организации длительности  нот внутри каждой музыкальной фразы. Пьесы с одним и тем  же метром могут иметь абсолютно разный ритм. Например,  вальс - это танец на три четверти с  тремя ударными долями и с акцентом на первой: РАЗ, два, три,  РАЗ, два, три, но это не значит, что в каждом вальсе ритм будет  идентичным. Для сравнения возьмите начало трех  фортепианных вальсов Шопена - Вальс ми-бемоль мажор,  соч. 18 (фрагмент), Вальс ля-бемоль мажор,  соч. 42 (фрагмент), Вальс ля минор, соч. 34, № 2 (фрагмент).

Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще   используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий,  то существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни.  Есть «метр» циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр» жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, подъема и падения уровня наших гормонов и - наиболее очевидный - биение нашего сердца.

Стремление различить метрический рисунок музыкальной  пьесы может зачастую сделать доступным даже самое сложное  произведение, но не волнуйтесь, если временами вам будет   казаться, что это не получается: иногда композиторы намеренно  делают его мало различимым, возможно, для того, чтобы   создать ощущение пространства или остановившегося времени. Например, совершенно невозможно стучать в такт известному началу к "Тристану и Изольде" Вагнера (фрагмент), даже если вы очень хорошо разбираетесь в музыке.

В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».

Своей необыкновенной образной выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость, непредсказуемость всегда безотказно действуют на слушателя, вовлеченного в живое и яркое эмоциональное сопереживание. 

Бывает, что ритму удается - пусть на короткое время - вырваться из ритмических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе, вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании слушателей, а порой и в памяти многих слушательских поколений какой-нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом всего последующего образного развития.

Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот: 

Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»- слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

Удивительна эта концентрация мощной музыкальной энергии, заключенная всего в четырех нотах, к тому же почти лишенных мелодического начала!

Извечное стремление музыкального ритма к преодолению «Земного притяжения» метрической пульсации – одно из проявлений эмоциональности в музыке. Ведь и у человека пульс бьется не всегда ровно, он ускоряется или замедляется в зависимости от его переживаний, волнений и тревог. Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково: где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито замедляется и даже как будто замирает.

Пульс соответствует частоте, с которой разворачиваются музыкальные события.  Сравните медленный пульс "Грезы" Дебюсси (фрагмент) с быстро  сменяющимися темами и мотивами его "Игры волн" (фрагмент).

Здесь мы подходим к еще одному средству ритмической выразительности музыки - ее скорости, или темпу.

Музыка, будучи искусством временным, за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов - от медленных до самых стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно на итальянском языке. Так, например, Adagio (адажио) означает «медленно», moderato (модерато) - «умеренно», allegro (аллегро) - «скоро», presto (престо) - «быстро», presto prestissimo (престо престиссимо) - «в высшей степени быстро». Рядом с этими названиями могут применяться обозначения усиливающего (molto - мольто - «очень») или сдерживающего характера (mа non troppo - ма нон троппо - «но не слишком»).

Как видим, в темповых обозначениях отражены даже различные оттенки скорости. Это связано с тем, что музыкальный темп в огромной степени зависит от содержания и характера произведения, от тех настроений и эмоций, которые в нем преобладают.

О чем же рассказывает музыкальный ритм?

Что слышится нам в мерной поступи метра, в причудливом и порой неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как все это, сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное, совершенное и гармоничное целое - музыкальное произведение?

Из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в развитии, в ее становлении шаг за шагом. А. Блок говорил, что в мире «катятся звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти волны катились и сто, и двести лет назад. В них - наши радости и надежды, поражения и разочарования, все, чем полна человеческая жизнь. Лишь музыке подвластно выражение этого грандиозного непрекращающегося движения - движения звезд и земли, океанов и рек, людских судеб и чувств. Лишь музыка доносит до нас живой ритм давно ушедших времен.


Презентация

В комплекте:

1. Презентация ppsx, 13 слайдов;
2. Звуки музыки:
    Бетховен. Симфония № 5, часть I, mp3;
    Вагнер. Тристан и Изольда. Прелюд, акт I  (фрагмент), mp3;
    Дебюсси. Греза (фрагмент), mp3;
    Дебюсси. Море, вторая часть - «Игра волн», mp3;
    Хачатурян. Балет «Гаянэ». Танец с саблями (3 действие), mp3;
    Шопен. Вальс ля минор, соч. 34, № 2 (фрагмент), mp3;
    Шопен. Вальс ля-бемоль мажор,  соч. 42 (фрагмент), mp3;
    Шопен. Вальс ми-бемоль мажор,  соч. 18 (фрагмент), mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.

Композиторы и исполнители