Музыкальные инструменты и игрушки: Волынка
Музыкальные инструменты и игрушки: Волынка
1-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с народным инструментом - волынкой.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня я расскажу вам о старинном музыкальном инструменте - волынке.
Звучание волынки напоминает народные духовые инструменты, но устроена она так, что может одновременно играть и мелодию, и аккомпанемент. Она представляет собой довольно большой мешок из кожи или пузыря животного, надутый воздухом. В этот мешок вделаны несколько трубок. (Показывает изображение волынки.)
Одна трубка похожа на дудочку, которую исполнитель держит не поперёк, а вдоль корпуса, вниз. В ней есть игровые отверстия, как у свирелей или других духовых инструментов. На этой трубке, зажимая поочерёдно отверстия, играют мелодию. Другие трубочки предназначены для исполнения сопровождения к мелодии. Каждая может издавать только один звук, гудит по-своему. Когда исполнитель прижимает волынку к себе (он держит ее перед собой или под мышкой), воздух выходит из мешка через эти трубочки, и они начинают издавать монотонные, непрерывные звуки, гудеть. Получается маленький духовой оркестрик или ансамбль: звучит и мелодия, и аккомпанемент. На волынке играют обычно на открытом воздухе, так как звук её сильный, пронзительный. Ею сопровождают исполнение народных танцев.
В одном из самых музыкальных городов мира - Вене - есть памятник: стоит человек с волынкой в руках.
Давным-давно жил в этом городе весельчак, который был известен благодаря своим песням, многие из которых сочинял прямо на ходу... Он был своего рода символом радости и веселья. Звали его Августин. Повсюду задорно звучала волынка, да и по сей день звучит его весёлая песенка-вальс «Ах, мой милый Августин».
Послушайте эту песенку. Она звучит в сопровождении настоящей волынки.
А теперь послушайте пьесу «Волынка» Иоганна Себастьяна Баха. Композитор изобразил звуки волынки на фортепиано. (Исполняет пьесу.)
В музыке есть и мелодия, и аккомпанемент. В аккомпанементе слышны одни и те же, то высокие, то низкие повторяющиеся монотонные звуки. (Играет отдельно аккомпанемент.) Бывает, что ребёнок надоедает взрослому одними и теми же просьбами и тогда ему говорят: «Ну вот, завёл свою волынку!» Это потому, что у волынки такой однообразный, монотонный аккомпанемент. (Играет его повторно, затем исполняет пьесу ещё раз.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать смену настроений в произведении, музыкальную форму.
Ход занятия:
Педагог исполняет «Волынку» И. С. Баха, дети вспоминают название пьесы.
П е д а г о г. Волынка - это народный инструмент, который был распространён во многих странах мира. Волынка часто сопровождала народные танцы. Иногда волынщик пел под аккомпанемент гудящих трубок своего инструмента или перемежал пение игрой.
Характер пьесы И. С. Баха переменчив. Как звучит музыка в начале? (Играет первую часть, 1-8-й такты.)
Д е т и. То плавно, мягко, то чётко, громко.
П е д а г о г. Да, в начале мелодия звучит спокойно, нежно, плавно, как песня. (Играет 1-2-й такты.) А потом более решительно, отчётливо, бойко, как марш. (Играет 3-4-й такты.)
Давайте движениями рук передадим разный характер музыки этой части пьесы: плавными движениями или хлопками. (Играет первую часть.)
Можно представить себе, что волынщик напевает мелодию под аккомпанемент гудящих трубок (исполняет 1-2-й такты), а потом играет на волынке чёткую, громкую мелодию (исполняет 3-4-й такты). Звуки волынки довольно резкие, громкие. А на что больше похожа вторая часть пьесы - на песню, танец или марш? (Играет среднюю часть.)
Д е т и. На танец.
П е д а г о г. Да, она напоминает шутливый, игривый, весёлый танец. Постарайтесь движениями рук передать характер музыки. Сначала плавными, мелкими движениями (играет 9- 12-й такты), а затем более длинными, спокойными (играет 13-16-й такты и всю среднюю часть). Потом снова звучит маршевая музыка (играет 17-20-й такты). Она подготавливает нас к появлению первой темы, звучавшей в начале (играет третью часть пьесы). В этой пьесе три части. Первая и третья одинаковые. В них чередуются песенная и маршевая мелодии. (Играет фрагменты.) А в средней части музыка танцевальная. (Исполняет фрагмент и всю пьесу целиком.)
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, различать черты разных жанров, передавать в движениях смену характера музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня вы услышите ещё одну пьесу, которая называется «Волынка». Ее написал композитор Леопольд Моцарт - отец знаменитого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Леопольд Моцарт был первым учителем своего одарённого сына и помог раскрыться его таланту. Леопольд Моцарт был известным музыкантом - скрипачом, композитором.
Послушайте его пьесу «Волынка». Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Весёлая, праздничная.
П е д а г о г. Да, эта музыка очень светлая, солнечная, радостная, танцевальная. Прислушайтесь, в ней слышны и мелодия, и повторяющиеся звуки аккомпанемента волынки. (Исполняет фрагменты.)
А как звучит средняя часть пьесы? (Играет среднюю часть.)
Д е т и. Грустно.
П е д а г о г. Мимолётная грусть быстро рассеялась. (Исполняет фрагмент.) И снова музыка звучит задорно, радостно, танцевально. (Исполняет вторую и третью части пьесы.) Эта пьеса напоминает старинный народный австрийский танец - весёлый и немного тяжеловесный. Давайте потанцуем под музыку. (Исполняет пьесу. Затем играет «Волынку» И. С. Баха, отмечает черты разных жанров в этой пьесе - танца, песни, марша, предлагает детям передать характер музыки в танцевальных движениях.)
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 10 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Ах, мой милый Августин, mp3;
Бах. Волынка, mp3;
Л. Моцарт. Волынка, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.