Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Мелодия

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Мелодия

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Мелодия

Дмитрий Кабалевский. Печальная история;
Самуил Майкапар. Пастушок;
Роберт Шуман. Пьеска;
Иоганн Себастьян Бах. Шутка;
Кристоф Виллибальд Глюк. Мелодия.

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать настроения контрастных между собой произведений, смену настроений внутри пьес.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали очень забавные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Резвушка», «Упрямый братишка», различали характер музыки - сердитый, плаксивый, веселый.

Послушайте ещё одну пьесу этого композитора. Она называется «Печальная история». Какое настроение выражает эта музыка? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Грустное.

П е д а г о г. Да, печальное, грустное. Неслучайно пьеса называется «Печальная история». Это грустный рассказ, в котором ребенок на что-то жалуется, о чём-то переживает, горюет. Мелодия звучит то грустно и спокойно (исполняет начало пьесы), то очень жалобно, обиженно (играет 9-16-й такты), то настойчиво и очень печально (исполняет 26-33-й такты).

Другая пьеса, которую я вам сыграю, совсем иная по настроению. Она называется «Пастушок». Написал её композитор С. Майкапар.

Пастушок - это мальчик, который пасёт коров или овец, он присматривает за животными, когда их выгоняют на луг пощипать свежей травки. Чтобы не скучать, пастушок берёт с собой свирель - дудочку, которую, может быть, сам смастерил из дерева, и насвистывает на ней какой-нибудь напев - весёлый, грустный или нежный. Какой по настроению мотив наигрывает пастушок? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Весёлый.

П е д а г о г. Песенка пастушка весёлая, шутливая, беззаботная. Послушайте её ещё раз. (Исполняет пьесу.)

2-е занятие

Программное содержание. Обратить внимание детей на выразительную роль регистра в музыке.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вспомните, как называется пьеса, которую вы слушали на прошлом занятии. (Исполняет фрагмент пьесы С. Майкапара «Пастушок», дети узнают её.)

П е д а г о г. Как играет пастушок на своей дудочке?

Д е т и. Весело, шутливо.

П е д а г о г. Да, песенка пастушка беззаботная, игривая. Свирель звучит высоко и нежно. Прислушайтесь, музыка не всегда звучит весело, настроение её меняется. Каким оно становится? (Исполняет 9-12-й такты.)

Д е т и. Грустным.

П е д а г о г. Да, мелодия стала звучать низко и сумрачно. Может быть, солнце зашло за тучу и пастушку стало страшновато одному стеречь стадо или почудилось что-то страшное (исполняет 9-12-й такты повторно). Музыка стала таинственной, тревожной, пугливой. Но вот все страхи миновали, и пастушку снова стало весело (исполняет последние два такта пьесы).

А эта пьеса как называется? (Исполняет «Печальную историю» Д. Кабалевского. Дети вспоминают название.) Какая музыка по настроению?

Д е т и. Грустная.

П е д а г о г. Да, ребёнок рассказывает маме о своих печалях, жалуется ей. Особенно жалобно и грустно, громко и настойчиво мелодия звучит в конце пьесы, когда она сопровождается низкими, сумрачными аккордами. (Исполняет 26-33-й такты.) А как закончилась эта печальная история? (Играет последние десять тактов пьесы.) Прислушайтесь, как высоко, светло и совсем уже не грустно, звучит последний аккорд (исполняет его). Наверное, мама утешила своего ребенка, приласкала его, и вся грусть прошла. А может быть, просто выглянуло солнышко и всем захотелось ему улыбнуться. У меня в руках музыкальный инструмент - треугольник. Он звучит светло и волшебно (играет на нём), как будто заиграл, засверкал солнечный лучик! Кто из вас хочет сыграть на треугольнике, когда будет звучать последний, светлый аккорд в пьесе? (Исполняет пьесу повторно.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей передавать характер музыки в движениях, подбирать тембры музыкальных инструментов и игрушек, соответствующих характеру мелодии.

Ход занятия:

П е д а г о г. Давайте вспомним пьесу Д. Кабалевского «Печальная история». Я буду её играть, а вы движениями рук передадите грустный, жалобный, плавный характер музыки. А в конце, когда мелодия зазвучит светло, высоко, нежно, кто-нибудь из вас сыграет последний аккорд на треугольнике. (Дети выполняют задание.) Видите, как может меняться настроение музыки: было грустным и жалобным, а в конце просветлело. Вы слушали пьесу С. Майкапара «Пастушок». Мы говорили с вами о том, что и в этой пьесе настроение музыки менялось. Помните, пастушок насвистывал на своей свирели весёлую, шутливую песенку (исполняет фрагмент), а потом музыка нахмурилась, зазвучала низко, темно - пастушок чего-то испугался (исполняет фрагмент). Подыграйте мне на звонких колокольчиках, когда пастушок играет весело. А когда музыка станет тревожной и сумрачной - зазвучат шуршащие погремушки, тихонько и таинственно. (Дети оркеструют пьесу.)

Мы с вами играли вместе на разных музыкальных инструментах и игрушках. У нас получился целый оркестр. В оркестре разные инструменты играют вместе. Звук свирели у нас изображало фортепиано. А сейчас послушайте настоящий музыкальный инструмент, который произошёл от свирели и похож на неё. Он называется флейта. Флейта звучит нежно, высоко, звук её похож на свист. Вместе с флейтой будут играть другие инструменты оркестра. А произведение, которое вы услышите, называется «Шутка». Его написал замечательный немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.

Послушайте, какая чудесная, дивная музыка! (Звучит грамзапись.) Эта музыка написана очень давно, но она так красива, что люди наслаждаются ею вот уже много лет. Какой характер музыки?

Д е т и. Весёлый, шутливый.

П е д а г о г. Да, музыка шутливая, беззаботная, нежная, ласковая и очень добрая. Она похожа на танец. Давайте подвигаемся, потанцуем под эту музыку - легко, изящно, весело. (Грамзапись звучит повторно, дети импровизируют движения.)

4-е занятие

Программное содержание. Дать детям представление о непрограммной музыке.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что музыка всегда выражает какое-нибудь настроение человека (например, пьеса «Весело-грустно» Л. Бетховена), передаёт черты характера («Злюка», «Плакса», «Резвушка», «Упрямый братишка» Д. Кабалевского).

Все эти произведения имеют названия, в которых композитор сообщает нам о настроениях, выраженных в музыке. Но есть очень много произведений, не имеющих таких названий, но в них тоже переданы настроения, переживания, чувства человека.

Например, произведение может называться «Пьеса», «Мелодия» или «Музыкальный момент». Эти названия ничего не говорят о настроениях музыки, но мы всё равно чувствуем и понимаем, о чём рассказывает нам музыка: о грусти, радости, нежности или тревоге. Одна из таких пьес композитора Роберта Шумана называется «Пьеска», но мы сами прислушаемся и поймём, какая она по настроению. (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Ласковая.

П е д а г о г. Правильно, эта музыка очень нежная, ласковая, добрая. Она даже называется ласково - «Пьеска», а не «Пьеса». Это говорит и о том, что она небольшая, маленькая. Прислушайтесь, в ней есть две мелодии. Они очень похожи (обе ласковые) и как бы разговаривают между собой. Но первая более спокойная, безмятежная, приветливая (исполняет фрагмент), а вторая - более настойчивая и беспокойная (исполняет фрагмент). Первая мелодия снова звучит после второй и каждый раз как бы успокаивает её. Послушайте! (Исполняет пьесу повторно.)

А сейчас вы услышите произведение, которое называется «Мелодия». Написал его композитор Х. Глюк. Играть эту мелодию будет уже знакомый вам инструмент - флейта в сопровождении других инструментов оркестра. Послушайте, как нежно, светло и печально поёт флейта, и как красиво! (Звучит грамзапись.)

Давайте движениями руки передадим характер этой музыки. (Пьеса звучит повторно.) А теперь послушаем «Шутку» И. С. Баха, которую тоже играет флейта в сопровождении оркестра.

В «Мелодии» Х. Глюка флейта грустит и плачет, а в «Шутке» И. С. Баха - шутит и радуется. (Звучит грамзапись, дети импровизируют танцевальные движения.)

5-е занятие

Программное содержание. Различать смену характера малоконтрастных частей пьес, оттенки настроений.

Ход занятия:

П е д а г о г. Помните, мы слушали пьесу немецкого композитора Роберта Шумана, которая называется «Пьеска», говорили о настроениях этой музыки. Какая она? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Ласковая, нежная.

П е д а г о г. Да, она состоит из двух мелодий, которые чередуются, повторяются. Обе они ласковые, но отличаются между собой тем, что первая мелодия очень спокойная (исполняет фрагмент), а вторая более встревоженная, настойчивая, беспокойная (исполняет фрагмент). Сейчас я дам вам по две карточки нежного цвета: одна светло-розовая, другая ярко-розовая.

Светлую карточку вы поднимете, когда будет звучать спокойная мелодия, а ярко-розовую - когда услышите вторую, более беспокойную мелодию. (Исполняет пьесу, дети выполняют задание.)

А это что за произведение, какая музыка по характеру? (Звучит «Мелодия» Х. Глюка.)

Д е т и. «Мелодия». Она грустная, печальная, нежная.

П е д а г о г. Какой инструмент играет мелодию?

Д е т и. Флейта.

П е д а г о г. Прислушайтесь, флейта поёт всё время немного по-разному: то печально, ласково плачет, жалуется и вздыхает, то вдруг мелодия взлетает вверх, светлеет, освещается, волнуется, но вот снова она становится печальной, мягкой, грустной, звучит беззащитно, робко и неуверенно.

(«Мелодия» звучит ещё раз. Эти пояснения педагог может тихим голосом давать детям и по ходу звучания пьесы, сопровождать слушание движениями, передающими изменения характера музыки.

В конце занятия детям предлагается по желанию послушать полюбившиеся им произведения: «Шутку» И. С. Баха, «Печальную историю» Д. Кабалевского, «Пастушка» С. Майкапара. Последнюю пьесу можно инсценировать, оркестровать. После этих занятий дети слушают грамзаписи «Шутки» И. С. Баха и «Мелодии» Х. Глюка в группе, в часы тихих игр, рисования и дома.)

Кабалевский. Печальная история
Рекомендации по исполнению. Следует обратить внимание на гармоническую красочность, смену лада, услышать мерцание мажорных красок на общем минорном фоне. В последней части пьесы важно прослушать в партии аккомпанемента верхние голоса аккордов, создающих свою мелодическую линию, спускающуюся поступенно вниз, а повторяющуюся квинту в басу сыграть мягко.

Майкапар. Пастушок
Рекомендации по исполнению. Пьеса исполняется в достаточно подвижном темпе, легко, беззаботно. Ясное и четкое звучание шестнадцатых нот имитирует посвист свирели. Следует обратить внимание на изменение настроения в средней части пьесы, подчеркнуть тревожный, сумрачный характер мелодии в низком регистре.

Шуман. Пьеска
Рекомендации по исполнению. Пьеса построена на чередовании двух мелодий, их диалоге. Первая мелодия исполняется спокойно и ласково, вторая - более настойчиво, беспокойно, в ней преобладают более устремленные восходящие интонации. Эти мелодии чередуются дважды. Важно подчеркнуть в исполнении их различие. В партии аккомпанемента необходимо добиться звучания скрытой мелодии, а повторяющиеся звуки играть очень тихо.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бах. Шутка (2 варианта исполнения - флейты и флейта с оркестром), mp3;
    Глюк. Мелодия из оперы Орфей и Эвридика
    Кабалевский. Печальная история
    Майкапар. Пастушок
    Шуман. Пьеска
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители