Бах. Жизнь и бессмертие гения
Иоганн Себастьян Бах. Жизнь и бессмертие гения
Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены... (И. С. Бах)
Иоганн Себастьян Бах предстает перед нами умудренным старцем в музыкеи, наверно, одним из самых великих композиторовв мире. Но сам Бах удивился бы этому. Он сочинялмузыку во славу Господа и чтобы удовлетворить своюнеиссякаемую любознательность, а не для будущейславы. И действительно, в годы своей жизни он былизвестен как великолепный органист, а не каккомпозитор. Он никогда не выезжал из Германии идовольствовался просто тем, что выполнял своюработу музыканта. Особое значение для Баха имелитрадиции: музыкальные традиции его семьи,религиозные традиции его Родины, традиционныеметоды композиции в музыке. Они для него былигораздо важнее перемен в музыкальной моде. Бах несобирался ничего менять в этом мире, но он поднялпрежнюю музыку на небывалую, величественнуювысоту. Его творчество очень обширно имногогранно. Ни один композитор не может с нимсравниться.
Музыка в семье
Перед рождением Баха Европа была раздираема на части многочисленными войнами, в результате которых немецкий Рейх был в упадке. В течение 30 лет император Фердинанд II вел жесточайшую войну против своих врагов: Дании и Швеции - на севере, Франции и Голландии - на западе. Да и в самой Германии было поднято восстание под руководством протестантской церковной верхушки, которая баялась сильных католических убеждений императора.
В 1648 г. наконец закончилась Тридцатилетняя война, но император Священной Римской империи Фердинанд II потерял в ней большую часть своей силы – более 300 областей и провинций, которые, собственно, и составляли мощь его империи. И теперь эта огромная раздробленная сеть городов и областей управлялась, фактически, местными правителями – либо представителем церкви, либо городским Советом, либо просто дворянином. Музыканты тогда были в услужении у этих правителей. Их работой было исполнять музыку во время религиозных праздников, городских торжеств, или развлекать придворных.
В Тюрингии, центральной провинции Германии, жила одна необычная семья, которая вот уже несколько поколений являла на свет прекрасных музыкантов. Это была семья Бахов. А так как после окончания Тридцатилетней войны вновь заиграла музыка, то снова стала расти и известность семьи Бахов. И уже скоро в Тюрингии имя Бах означало «музыкант». Раз в год большая семья собиралась вместе. Тут были деды и прадеды, дяди, братья и двоюродные братья. Они все исполняли музыку и обсуждали семейные дела. Это было что-то вроде семейной музыкальной гильдии, и считалось , что дети, появляющиеся в семье, тоже должны были в неё вступить.
Великий религиозный реформатор Мартин Лютер (1483 - 1546) тоже проживал в Тюрингии. Много церковных гимнов, написанных им, помогли сформироваться традиции сочинения церковной музыки в этой части Германии. Он верил, что музыка помогает донести до людей учение Господа. Семья Бахов тоже видела в музыке средство выражения своей духовной веры.
Жажда знаний
21 марта 1685 г. у Иоганна Амброзиуса Баха и его жены Элизабет родился восьмой ребенок. Они, конечно, думали, что Иоганн Себастьян будет хорошим музыкантом, как и все остальные в семье. Но они не предполагали, что и через сотни лет он будет считаться одним из величайших композиторов.
Бах родился в городе Айзенах, недалеко от замка Вартбург, куда в 1521 г. был заточен Лютер. Отец его был преуспевающим музыкантом, который исполнял церемониальную музыку в городской ратуше, а позднее устроился и на вторую работу - придворным музыкантом у местного графа. Он обеспечил своим детям солидное музыкальное образование, научив их игре на скрипке, музыкальном инструменте, на котором играл сам. Их родственник Иоганн Кристоф Бах был музыкальным руководителем городского Собора. Себастьян любил сидеть рядом с ним на органных хорах, восхищаясь его игрой и написанной им музыкой. Вскоре Себастьян становится опытным хористом.
В возрасте восьми лет юный Бах поступил в католический лицей, где когда-то учился Лютер, но вскоре внезапно в его жизни произошла трагедия. В 1694-65 гг. в течение девяти месяцев умирают его отец и мать. Оставшись бездомным сиротой, он пошел жить к своему старшему брату Кристофу, который был органистом в городе Ордруфе. Кристоф стал давать ему уроки музыки на органе и научил его основным правилам музыкальной композиции.
Себастьян был томим жаждой знаний. Он прекрасно учился и в школе, и дома. Существует рассказ о том, что у брата дома был сборник музыкальных пьес известных композиторов, и что Себастьяну не разрешалось разучивать их, потому что они считались слишком сложными для 1 2-летнего мальчика. Но он все-таки раздобыл этот сборник и тайком при свете луны весь его переписал. Брат обнаружил это и отнял у него и сам сборник, и его копию.
Юноша с новыми идеями
Теперь у Кристофа уже была своя семья и свои дети, и он был не в состоянии давать кров своему брату. Поэтому в 1700 г. Себастьян покинул Ордруф, чтобы продолжить свое образование в 240 километрах отсюда, в г. Люнебурге. Он выиграл музыкальную степень хориста в школьном хоре собора Св. Михаила, дававшую ему возможность получать стипендию и оплачивать жильё. Он пел в хоре, пока не начал ломаться его голос, а затем стал играть на скрипке в оркестре. Уровень исполнения был здесь очень высоким, и поэтому на лучшую тренировку он не мог бы и рассчитывать. Кроме этого он многие часы проводил в школьной библиотеке, изучая композиторов прошлого и традиционные методы композиции, включая многоголосье. А в то же время его игра на органе становилась все более совершенной в результате уроков, которые он брал у знаменитого органиста Георга Бёма.
В 1703 г. в возрасте 18 лет Себастьян вернулся в Тюрингию в поисках работы. Семья Бахов на протяжении многих лет работала в Арнштадте, и Себастьян стал здесь органистом в Новом соборе. Он получал хорошее жалованье, а в этом соборе был новый орган.
В те годы органист должен был сам писать музыку для церковных служб, но некоторые произведения Баха просто пугали прихожан. Он часто импровизировал новые блестящие вариации в мелодиях традиционных церковных гимнов, сочиняя их заново на ходу. Публика жаловалась, что его исполнение было слишком вольным, и поэтому остальным исполнителям было трудно за ним следовать. Это удручало Баха, так же как и плохое отношение к нему остальных хористов, многие из которых были гораздо старше его и не позволяли собой командовать.
Однажды с Бахом даже подрался один из музыкантов оркестра, которого он обвинил в плохой игре на фаготе. Ситуация еще больше обострилась, когда он на четыре месяца уехал в гости к выдающемуся органисту Букстехуду в далекий город Любек. Когда Себастьян вернулся обратно в Арнштадт, проехав 320 километров, то предстал перед разъяренным городским Советом. Его обвинили в том, что он слишком долго отсутствовал, что его музыка сложнее, чем положено, и самое страшное- то, что будто слышали, как он исполнял музыку в органных хорах вместе с женщиной. Это было нарушением правил, и Бах вынужден был оправдываться.
Виртуоз органа
Девушка в органных хорах была его троюродной сестрой, которая, как и все в их семействе, была хорошим музыкантом. Через год она вышла замуж за Себастьяна. Но к тому времени он оставил работу в Арнштадте. Он устал работать с посредственным хором и чувствовал, что городской Совет не одобряет его музыки. Поэтому он стал искать по всей Тюрингии новую работу и в 1707 г. становится органистом собора Св. Блаза в Мюльхаузене. Здесь он мечтал получить большую свободу для развития своих новых замыслов и для создания более новаторской музыки.
Вскоре Бах уже хорошо известен здесь как органный виртуоз. Он знал все про работу органа и к нему часто обращались за советом, как улучшить звучание того или иного инструмента. В то время он сочинял музыкальные произведения двух жанров. Одни были основаны на традиционных хоралах или гимнах, к которым Бах добавлял вариации и прелюдии. Хорошо известная мелодия оставалась прежней, но поверх неё он накладывал новую мелодию. Это известно как контрапункт.
Более поздний пример такого произведения - его знаменитая версия Рождественского Хорала «Wachet Auf», или «Бодрствование спящего».
Органные произведения другого вида были более вольными по стилю, с великолепными эффектами и драматическими контрастами. Создавать такие сочинения Бах научился из музыки, исполняемой Букстехудом. Одно из самых смелых таких произведений - это токката и фуга d-минор, которая в полной мере использует все возможности органа.
Но через год Бах покидает Мюльхаузен. Жалованье было ничтожным, а пастор собора Св. Блаза был пиетистом, который предпочитал очень примитивную духовную музыку. Бах считал, что будет писать музыку «во славу Господа». А город Мюльхаузен больше не мог дать ему такую возможность.
Бах и барокко
Приблизительно в 1630 г. в Риме возникло новое течение в искусстве, известное как барокко, которое скоро распространилось по всей Европе. Барокко объединило вместе живопись, архитектуру и скульптуру. Чтобы произвести новые сильные впечатления, художники создавали такой внутренний и внешний облик храмов, который возвышал дух людей и захватывал дыхание. Здесь каждая деталь была тщательно продумана, чтобы соответствовать замыслу. Для простого народа эти сооружения были так же величественны, как и сами небеса. Такого эффекта и добивались художники.
Такие произведения, как Св. Тереза скульптора Бернини, являются типичными для итальянского барокко. Огромная скульптурная группа, кажется, плывёт в вышине на облаке, а лучи света спускаются сверху золотыми стрелами. Всё это, как и выражение лица самой святой Терезы, преподносит нам её жизнь как ослепительную театральную сцену.
Хотя барокко возникло в Италии, оно распространилось и в других странах Римской империи. Людовик XIV применил его при строительстве своих роскошных дворцов, таких как Версаль во Франции. Но цель Людовика была – возвеличить себя, а не Бога.
Вслед за Францией барокко приняли и другие страны северной Европы, и его влияние проникло и в музыку. Бах и Гендель - два самых ярких композитора барокко. Присутствие драмы в их музыке, контраста между нежностью и мощью, хором и солистом, голосами и инструментами - все это характерные черты барокко.
Такие работы, как «Магнификат» Баха, покоряют нас своим блеском, так же как и некоторые здания того времени. Например, величественный Австрийский монастырь в Мелке построен на высокой скале на берегу Дуная и смотрится как сказочный замок. Внутри него - церкви, статуи, своды, купола, росписи, алтари и церковная утварь - все представляет собой сочетание золота и света.
И поэтому неудивительно, что немецкие государи тоже хотели иметь такие же произведения архитектуры. Они приглашали на работу архитекторов, чтобы те строили для них роскошные дворцы, которые были бы произведениями барокко, даже лучшими, чем в самой Италии.
Двор Веймара
В июле 1708 г. Бах был назначен придворным органистом и камерным музыкантом герцога Вильгельма Эрнста Сакс-Веймарского. Это назначение резко отличалось от его работы при городском Совете, и Баху выдали форму, какую носили все домашние слуги. Герцог был очень строгим и набожным человеком, но любил поощрять хорошую музыку в своем маленьком герцогстве. Бах обязан был играть в дворовой часовне и на концертах в придворном оркестре.
Здесь у него было больше свободного времени для сочинительства, поэтому большинство его лучших произведений для органа написаны именно в эти годы жизни в Веймаре. Предполагалось также, что Бах будет сочинять кантаты для часовни, и его великолепная аранжировка для хора, известная под названием «Иисус, радость Мольбы», является одной из них. Другая известная мелодия «Пусть овцы свободно пасутся», также была написана в это время, но не для церкви. Это была часть светского произведения, известного как «Охотничья кантата», которая была написана ко дню рождения герцога.
К этому времени выдающееся мастерство Баха-органиста сделало его знаменитостью. Должно было состояться большое состязание на публике, чтобы сравнить его искусство с игрой приехавшего самого знаменитого французского органиста Луи Маршана. Но в назначенное время Маршан не явился. Он тайно покинул город самой ранней каретой, вероятно потому, что побаивался своего соперника.
Известность принесла Баху то, что у него теперь было много учеников, и он начал сочинять для них сборник несложных произведений, который назвал «Клавирная книжечка». Это было началом его преподавательской деятельности, которая потом длилась всю его жизнь.
Когда скончался капельмейстер герцога Вильгельма Эрнста, Бах думал, что эта должность достанется ему. Но на этот главный музыкальный пост был назначен сын покойного. Тогда Бах решил уволиться со службы у герцога. Но тот был очень рассержен и не отпустил его, а даже на один месяц посадил в тюрьму. Своенравный композитор вскоре был с позором освобожден и ему разрешили вместе с семьей покинуть двор Веймара.
Годы в Кётене
Несколько последующих лет были очень счастливыми для Баха. В августе 1717 г. он получил должность капельмейстера при дворе принца Леопольда Анхальта Кётенского. Леопольд любил музыку, и сам хорошо играл на виоле да гамба. Ему очень нравилось общество Баха, и он предоставил семье Баха прекрасные комнаты в своём дворце.
Баха в Кётене почти не просили писать духовную музыку, и поэтому он начал экспериментировать с инструментальными произведениями. Он сочинил несколько сонат и концертов для скрипки и флейты с жизнерадостными, похожими на песни, мелодиями. Они показывают, как сильно было влияние на Баха итальянских композиторов. Он изучал итальянскую музыку ещё в Веймаре, и особенно ему нравились концерты Вивальди.
В этот период Бах написал шесть концертов, посвященных маркграфу Бранденбурга. Мелодии так искусно сочинены, что каждый инструмент выгодно проявляет свои лучшие возможности. Принц Леопольд, вероятно, играл на виоле басовую линию, в то время как Бах любил играть на скрипке, так чтобы сидеть посреди музыкантов. «Бранденбургские» концерты - одни из самых значительных произведений Баха.
Когда все, казалось, было прекрасно, разразилась трагедия. В июле 1770г., когда Бах вернулся из путешествия, умерла его жена Мария Барбара. Неожиданно, после 13 лет семейной жизни, он остался вдовцом, а его четверо детей - без матери. Но через 17 месяцев Бах женится на Анне Магдалене Вилке, двадцатилетней певице, обладательнице сопрано. Их брак был счастливым, и Бах посвятил ей два сборника своих произведений.
Между тем два его старших сына проявляли незаурядные способности к музыке. Бах написал для них замечательный сборник клавишных пьес, который учил их исполнять и понимать музыку. Он назывался «Хорошо темперированный клавир» и состоял из 24 произведений. В музыке существует 24 музыкальных ключа- 12 мажорных и 12 минорных. В этом сборнике Бах поместил прелюдию и фугу для каждого из них. Через двадцать лет он напишет второй том этого сборника с новой прелюдией и фугой для каждого музыкального ключа.
Кантор Лейпцига
В декабре 1721 г. принц Леопольд, у которого работал Бах, женился. Новая принцесса не любила музыки, и она стала настаивать, чтобы её муж не проводил так много времени с музыкантами. Бах чувствовал, что пора покинуть Кётен. И еще он хотел, чтобы его повзрослевшие дети были поближе к хорошему университету. Поэтому он написал специальную кантату для конкурса на должность кантора собора Св. Фомы в Лейпциге. Он опять, через пятнадцать лет сочинительства для светских господ, жаждал писать духовную музыку, и город Лейпциг представлял для него такую возможность.
Лейпциг был большим торговым центром Саксонии. У него не было своего аристократического правителя, а он управлялся городским магистратом. И в мае 1723 года магистрат предложил Баху новую работу. Удивительно то, что он был уже третьим кандидатом на эту должность. Сначала она была предложена знаменитому композитору Телеману, но магистрат был раздосадован, когда тот от неё отказался.
На посту кантора у Баха было очень много работы. Он должен был сочинять и исполнять музыку каждую неделю для двух главны соборов города, присматривать за мальчиками, учащимися школы Св. Фомы, учить их музыке и латыни, и еще сочинять музыку для городских торжеств.
У него оставалось мало времени для репетиций, а исполнителями были в основном ученики школы. Некоторые из них попадали в хор по решению магистрата, хотя не знали нот, что еще больше усложняло работу Баха. И кроме всего этого, у Баха всё больше прибавлялось работы дома, по мере того, как росла его семья. Всего у него было 20 детей, десять из которых умерли в младенчестве. Однажды он похвастался своему другу, что в его семье достаточно талантов, чтобы составить хор или небольшой оркестр.
Драма в соборе
Несмотря на утомительную работу в Лейпциге, Бах всё равно продолжал оставаться прекраснейшим исполнителем. Он энергично вел исполнение своих произведений, играя или на скрипке, или на клавишном инструменте, и продолжал восхищать слушателей своей непревзойденной игрой на органе. Поэтому его часто приглашали играть в соседние города. Эти поездки приносили ему хорошие доходы, но зато ими были недовольны Лейпцигские власти, которые предпочли бы, чтобы он был просто хорошим школьным учителем.
Он прожил при соборе Св. Фомы 27 лет до самой своей смерти. Его отношения на службе были сложными, и он частенько подумывал об уходе, но в работе кантора была и своя положительная сторона. Она давала ему возможность исполнять на публике свои полномасштабные произведения. В исполнении этих произведений участвовали хоры, оркестр, солисты, клавишные исполнители и даже виртуозы-музыканты, которые, случалось, приезжали в город.
Первое из таких грандиозных произведений было написано Бахом к Пасхе в 1724 г. Оно называлось «Страсти по Иоанну» и повествовало об истории Христа, Тайной Вечере, суде и распятии на кресте. Другое произведение он написал в l727 г. - это «Страсти по Матфею», и оба эти произведения очень театральны по стилю исполнения. В их музыке толпы народа взрываются гневом, а такие образы как апостол Петр, Пилат и Ирод имеют свои собственные сольные партии. Рассказчик ведет повествование, а традиционные лютеранские гимны как бы плавно перевиваются между ариями. Тот же самый подход он использовал и при написании в 1734 г. «Рождественской оратории», рассказывающей о появлении на свет Христа.
И опять у Баха были неприятности оттого, что он делает духовную музыку слишком похожей на оперу. Но для Баха положение улучшилось, когда в 1730г. во главе школы Св. Фомы встал новый ректор Иоанн Маттиас Гешнер. Он высоко ценил музыку Баха и смог улучшить стесненное положение семьи Баха в школе.
Концерты в кофейнях
К великому сожалению Баха в 1734 году Гешнер был заменен на посту ректора школы Св. Фомы высокомерным молодым человеком по имени Август Эрнести, который считал, что в школе должно быть меньше музыки. Он постоянно старался подорвать авторитет Баха и сделал так, что ученики его перестали слушаться. Случались даже драки в органных хорах во время служб. Так началась вражда между упрямым кантором и двадцатисемилетним ректором, которая длилась не один год.
Бах искал выход. Он решил обратиться прямо к королю Августу III с прошением о должности придворного композитора по совместительству. Он надеялся, что придворный титул оградит его от Лейпцигских властей. План удался. Он написал величественную католическую мессу и её первую часть посвятил королю. Месса В-минор оказалась самым грандиозным музыкальным духовным произведением из всех когда-либо написанных, и в 1 736г. он, наконец, получил придворную должность.
Проблемы в школе Св. Фомы все продолжались, поэтому Бах решил уделять больше времени сочинению светской музыки. В 1729г. он стал руководителем кружка под названием Коллегия музыкантов, который состоял в основном из музыкантов - студентов университета. Они собирались на свои выступления каждую пятницу в кофейне Циммермана. Кофе тогда был новым модным напитком, и посетители Циммермана попивали кофе из своих чашек и слушали Баха и его музыкантов. Это было новшеством, так как тогда еще не устраивались концерты для простой публики.
Бах переработал для этого коллектива некоторые из своих сочинений, написанных в Кётене. Кроме этого, он написал и новые вещи, включая и жизнерадостную «Кофейную кантату», которая была больше всех его остальных произведений приближена к опере.
Маэстро
Бах был одним из самых великих учителей. Он написал много учебных пьес, особенно для клавишных инструментов. В одном из своих последних произведений Искусство фуг и, он разбирает самые сложные способы применения фуг и правил. Это работа опытного маэстро, передающего свои знания будущим поколениям.
Пятеро его сыновей стали выдающимися музыкантами. Один из них, Карл Филипп Эмануэль (1714-1788) был придворным музыкантом у Фридриха Великого, молодого короля Пруссии. Сын организовал для своего отца посещение королевского двора в Потсдаме. Когда приехал Бах, Фридрих, который играл на флейте, остановился и воскликнул: «Господа, вот Бах-старший!»
Композитор сыграл для него, а позднее написал специальное «Музыкальное подношение», в основе которого была мелодия, написанная самим королем. В эту работу он включил сонату для флейты и скрипки, чтобы её мог исполнить сам Фридрих.
С 1750 г. Бах уже меньше работает, отчасти потому, что его уже меньше интересует работа кантора и отчасти потому, что он хуже видит. В конце концов, он соглашается перенести две операции, чтобы не ослепнуть окончательно. Анестезирующих средств в те времена не было, и должно быть боль была невыносимой. Операции были неудачными, и его здоровье быстро ухудшалось.
Он проболел три месяца и скончался 28 июля 1750 г.
Сто лет спустя
Бах был похоронен на кладбище Св. Иоганна в Лейпциге. Его останки были выкопаны учеными в 1894 г., которые подтвердили, что это именно он здесь захоронен, и еще раз - уже в 1950 г., когда они были перенесены в собор Св. Фомы.
Приемные дети Анны Магдалены плохо обошлись со своей мачехой, и ей почти не на что было жить. Она умерла в нищете через десять лет после смерти мужа.
Кроме Карла Филиппа Эмануэля три других сына Баха тоже стали знаменитыми музыкантами. Старший, Вильгельм Фридеман (171 0-1784), был хорошим композитором и прекрасным органистом, но у него никогда не было постоянной работы, и он умер в бедности. Иоганн Кристоф Фридрих (1732-1792) стал придворным музыкантом в Бёкебурге, а Иоганн Христиан (1735-1782) был очень преуспевающим композитором, который жил в Англии. Они все понимали, что их отец был великим человеком, но их собственная музыка была другого направления. Музыка Баха теперь звучала старомодно.
Некоторые композиторы, такие как Моцарт, Гайдн и Бетховен высоко ценили Баха, но всё равно в течение многих лет он пребывал в забвении. В 1829 г. композитор Феликс Мендельсон в возрасте 20 лет дирижировал исполнением «Страсти по Матфею» - впервые через сто лет.
После этого были опубликованы сохранившиеся сочинения Баха, и с тех пор они исполняются во всем мире. Влияние его музыки чувствуется и в современной поп-музыке, например, мелодия, исполняемая на трубе в песне ансамбля «Битлз» «Пенни Лейн» или в фортепьянном соло в песне Нины Симоне «Му Ваbу, Just Cares For Ме».
И особый вклад в признание величия Баха находится в космосе, в тысячах миль от Земли. В 1977г. был запущен космический корабль Вояджер, на борту которого находится ЗОЛОТОЙ ДИСК с музыкой Баха, готовой зазвучать, если этот корабль встретит жизнь на других планетах. И первыми звуками, представляющими наше человечество другим внеземным цивилизациям, будет «Бранденбургский концерт № 2».
По материалам книги Роланда Вернона «Бах»
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 38 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Концерт ре минор для двух скрипок BWV 1043, mp3;
Бах. Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565, mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.