Авангардизм

Абстракционизм (абстрактное, беспредметное, нефигуративное искусство) - совокупность направлений в культуре XX века, заменяющих изображение реальных предметов и явлений отвлечённой, свободной игрой линий, красок и форм. Сюжет или предмет при этом лишь угадываются, символически подразумеваются или же вообще отсутствуют. Абстрактное искусство возникло в 1910-х, наиболее распространено было в 1940-х - начале 1960-х годов. С древности беспредметная живопись существовала в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилась в особую эстетическую программу. Среди родоначальников абстракционизма - Василий Васильевич Кандинский, Казимир Северинович Малевич, Питер Корнелис Мондриан, мастера орфизма. Виды абстрактного искусства: геометрическая абстракция, абстрактивный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция. Такие течения абстракционизма в живописи как супрематизм и неопластицизм, перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических форм и объёмов, другие, например, ташизм, стремились выразить бессознательность, стихийность художественного творчества в динамике пятен или объёмов. В 1960-х годах абстракционизм утрачивает ведущую роль в авангардизме и вытесняется направлениями, обращающимися к изображению реальных явлений.

Авангардизм (авангард) - совокупное наименование радикальных художественных тенденций. В начале XX века на смену господствовавшему в искусстве на протяжении почти всего XIX века реализму приходят художественные течения, стремящиеся к коренному обновлению творческой практики. Направления искусства XX века, противопоставившие себя реализму, и получили общее название - авангардизм. Футуризм, кубизм, фовизм, конструктивизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм - всё это течения авангардного искусства. Некоторые из них получили широкое международное распространение, другие ограничились рамками отдельных национальных школ. Наиболее масштабно авангардизм представлен в изобразительном искусстве. Однако в кино, театре, литературе, музыке и танце авангард проявил себя также. Новое искусство, иногда непонятное и вызывающее, стало не столько поиском небывалых форм, сколько способом мышления и выражением мироощущения человека XX века. Авангардизм принёс мощное обновление художественного языка, особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине XX века основные принципы авангардизма подверглись резкой критике в постмодернизме.

Сергей Прокофьев. «В каждой мимолётности вижу я миры…»

С. Прокофьев принадлежит к числу тех музыкантов, которые составили славу русской музыки ХХ в. Он был выдающимся пианистом, дирижёром, композитором, который работал во всех жанрах и в каждом оставил образцы непревзойдённого совершенства. Начало столетия - взрывчатое, бурное время, и в этот вихревой поток Прокофьев ворвался как нечто неповторимое и новаторское. Неудивительно, что представители «серебряного века» (так называли этот период в искусстве) не поняли его музыку, и только немногие смогли увидеть в нём создателя нового искусства. Он был художником дерзким, своенравным, не терпевшим никаких штампов, и его произведения, как правило, были новым словом в искусстве...

Комплект для проведения интересного урока музыки по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, 5 класс.

Подписка на RSS - Авангардизм