Золотая арфа кельтов

Золотая арфа кельтов

Золотая арфа кельтов

И вновь останавливаюсь в оцепенении, услышав загадочные звуки кельтской арфы. Рождается состояние гармонии, равновесия, как будто из суеты и беготни ты вдруг попал к чистому лесному озеру.

Кельтская арфа - инструмент очень древний. Столь же древний, как и сама кельтская традиция. Это небольшая арфа, у которой грациозно изогнуты и рама, и стан. В отличие от классической оркестровой арфы, на которой играют кончиками пальцев, на кельтской играют ногтями.

Чтобы понять, как она возникла, обратимся к кельтской мифологии и истории. Золотая Арфа является атрибутом кельтского бога Дагды, который, играя на ней, вызывал смену времён года. Кельты говорили, что арфа способна издавать три священные мелодии. Первая мелодия - мелодия грусти и умиления. Вторая - вызывающая сон: когда слушаешь её, душа наполняется состоянием покоя, а сам ты погружаешься в целительный сон. Третья мелодия арфы - это мелодия радости и возвращения весны.

Деревянная арфа «Бриан Бору» (фото)Арфа служила мостом между землёй и небом. Её звуки будили воспоминание о мире ином - «мире спокойствия», «тихой гавани». Герои Эдды желали быть погребёнными вместе с арфой, чтобы облегчить себе путь в мир блаженства, счастья, радости, мир вечной молодости, мир вечной надежды.

В священных рощах под звуки арфы друиды, жрецы кельтов, обращались к богам, воспевали их славные деяния, совершали обряды. Во время сражений барды с маленькими арфами, увенчанными зелеными венками, поднимались на холмы и пели воинственные песни, вселяя в воинов мужество.

Есть потрясающая валлийская легенда...

Один человек, сапожник, очень хотел арфу. Однажды к нему пришли три гостя, то ли эльфы, то ли боги. Сапожник сказал: «Всё, что у меня есть, - ваше. Ешьте и пейте». Они поели, выпили и спросили: «Чего ты хочешь?» - «Я мечтаю об арфе. Но позволить себе её не могу». А она стоила неимоверных денег, владеть арфой могли очень немногие, и считалось, что игра на ней заоблачно сложна, так, что играть могли только волшебники.

Но сапожник проснулся утром - стоит арфа. Он сразу смог играть, и оказалось, что от его игры все бросаются танцевать, не могут устоять. Однажды к сапожнику на праздник пришёл враг, стал насмехаться над ним и над арфой. Сапожник заиграл, враг стал танцевать до изнеможения и уже просил прощенья, но сапожник не слушал. Наконец враг упал без движения. Наутро арфа исчезла, и раздался голос: «Арфа не может служить вражде»...

Эдмунд Блэр Лейтон. Увядшие лавры (1889)За победу в состязаниях достойнейших главный бард Британии получал величайшее уважение всех кланов, почитание превыше короля - и арфу. Она стоила 120 серебряных монет: в два раза больше драгоценного воинского щита и лучшего меча с серебряной рукоятью, в одиннадцать раз дороже плуга. Но цена была соразмерна сути. Вообще барды почитались превыше королей. Их боялись. Большой удачей было, если бард играл на свадьбе. При каждом храме был свой бард, чтобы под звуки арфы воспевать славные деяния своего бога. Такие барды относились к так называемому первому классу. За ними следовал второй - эти барды воспевали героев на поле сражения. Барды при дворе королей составляли третий и низший классы. Они воспевали родословные королей, их храбрость и богатство. Это всё, что известно о бардах до Рождества Христова и ещё века четыре после него. Барды считались волшебниками, они никогда не брали оружие, могли схватить своего или чужого обидчика и притащить в суд. Могли вылечить или убить словом. А могли лечить музыкой.

В наше время ежегодно проходит Уэльсский фестиваль бардов, поэтов и исполнителей на народных инструментах. Благодаря Йорду Кошевелу там вновь звучит и волшебная арфа. В середине XX века Кошевел, простой служащий министерства финансов, эмигрировавший во время войны из Британии во Францию, всё своё время посвятил тому, что считал делом своей жизни, - реконструкции и воссозданию кельтской арфы. После многих лет упорного труда он добился успеха.

С тех пор в наш мир вернулись звуки, напоминающие о древних временах, о бардах, о грезах кельтов, близких и нам. Не о тихой ли гавани так печалится сердце, когда слышит звуки кельтской арфы?

Автор текста: Анна Мироненко.

Элизбар (фото)Портрет музыкой

Каждый человек звучит. Я лишь даю услышать...

(Элизбар)

Элизбар (Alizbar) (Элизбар - это не псевдоним, а имя, принятое при крещении) - венгерский мультиинструменталист, играет на нескольких десятках инструментах (среди них виолончель, бузуки, цитерн, чаранго, калимбо, бойран, всевозможные флейты, перкуссия), но в последние несколько лет полностью поглощен кельтской арфой. Элизбар - человек, мечтающий быть сказочником с детства. Его музыка завораживает и окунает нас в мир древних сказаний.

Его знакомство с музыкальными инструментами началось в 19 лет. Однако, с арфой он встретился лишь спустя 11 лет, услышав ее звучание в композициях ирландской группы Clannad. Арфа была тем самым инструментом, рассказывающим сказки. «На арфе играют только волшебники, иначе она не приходит…»

Вот что говорит сам музыкант о своем инструменте:

«Кельтская арфа — необыкновенной красоты музыка. Музыка ли это? Один лишь звук, лёгкое прикосновение, и, как по мановению волшебной палочки, отправляешься в удивительное путешествие по кельтским и балканским сказкам».

«У меня удивительная арфа, с безумно красивым голосом, но, странное дело, каждый звук напоминает о боли, то ли моей, то ли всеобщей. В каждом - очень древняя история, а в бесчисленных сочетаниях звуков - длинные саги. Играешь и будто сказки сказываешь. Звуки уходят навсегда, тая, как снежинки в тёплом воздухе, как бы говоря “прощай”, но долго ещё эхо несёт отзвук этого прощания»

«Я влюблён в это чудо. Это какое-то странное существо, его всегда хочется видеть, и осязать, и слушать, и слышать. Его звуки пахнут, причём каждый на свой лад. В трёх-четырёх звуках можно отобразить и запах лужайки, и пар, поднимающийся над весенним озером, и запах утра, и может даже всех утр мира…»


По материалам журнала «Человек без границ».


На постере: Эдмунд Блэр Лейтон. Тристан и Изольда: Конец песни (1907).

Композиторы и исполнители