Виды и жанры изобразительного искусства

Виды и жанры изобразительного искусства

В повседневной жизни нас окружает множество изображений. Это фотографии, рекламные вывески, дорожные знаки, иллюстрации в книгах и учебниках, красочные упаковки товаров. Среди этого огромного количества визуального материала есть произведения изобразительного искусства: картины, гравюры и рисунки, росписи на стенах церквей, статуи и памятники.

Произведения изобразительного искусства от всех остальных изображений отличает обязательное присутствие в них образа. Образ многозначен, ёмок, его создатель художник вкладывает в него и свой личный опыт видения мира, и опыт своего народа, своего века, своего поколения. И если рекламные плакаты и упаковка товаров служат единственной цели привлечь покупателя, а иллюстрации в учебниках призваны сделать более понятным изложение темы, то произведение изобразительного искусства - это вместилище мыслей и чувств художника, плод его раздумий и поисков, его послание современникам и людям будущих поколений.

Изобразительное искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории. Человек каменного века рисовал животных на стенах пещер. Позже люди стали изображать самих себя, фараонов и царей, героев и богов. Без изобразительного искусства невозможно представить себе ни одну религию: оно предлагает человеку зримый образ того, во что он верит и чему поклоняется. Позже человечество обратило внимание на окружающий мир - появились картины природы и ее плодов. Человек задумывался о строении мира - и это тоже получало отражение в искусстве. Люди переживали периоды войн, эпидемий, голода - и мира, благоденствия, процветания: всему этому художники находили соответствующий изобразительный язык.

Основными видами пластических (или пространственных) искусств являются архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство.

Главенствующей, определяющей среди них является архитектура. Она создаёт пространство, в котором живёт человек. Она отражает основные категории мышления. Не будь архитектуры, произведения прочих пластических искусств просто негде было бы размещать.

В глубокой древности возникло два основных типа архитектурных сооружений: жилой дом и храм. Человек всегда нуждался в помещении для жилья и в месте для молитвы. Но в первую очередь он украшал и обустраивал храм. С развитием общества появлялись новые типы построек. Это театры, музеи, библиотеки, стадионы, здания заводов и фабрик, а позже - вокзалов, аэропортов.

Современные постройки поражают нас причудливостью своего облика. Однако как бы высоко ни парила фантазия архитектора, он обязан рассчитать прочность здания и сделать его удобным для использования. Искусство архитектуры неразрывно связано со строительством, свойствами материалов и инженерными расчётами. Профессия архитектора всегда высоко почиталась: он считался не только художником, но и учёным.

В основе большинства архитектурных сооружений - как древности, так и современности - лежит стоечно-балочная система: опоры (стойки), на которые опираются перекрытия (балки). Так выстроена ваша классная комната, ваш дом, ваша школа. Кроме того, существуют ещё сводчатая и вантовая системы, которые редко применяются в жилой архитектуре. Они встречаются во дворцах и храмах, а также в современных промышленных сооружениях.

Помимо конструкции, многие постройки имеют ещё декоративные элементы. Это то, что их украшает: наличники окон, колонны, пилястры, резные крыльца, лепные фризы, орнаменты и т. д. Для того, чтобы отнести постройку к определённому стилю или эпохе, обращают внимание и на эти элементы.

В основе скульптуры и скульптурного изображения лежит знание человеческой фигуры. В эпоху Возрождения считалось, что скульптор, подобно Богу, лепит или высекает человека, освобождает его прекрасное тело из глины, дерева или камня. Скульптура связана с архитектурой. Статуя может находиться в интерьере храма, быть его частью. Если статуя стоит на площади, она соотнесена с городским пространством (масштабом, ритмом, силуэтом). Удачные статуи стали неотъемлемой частью городского пейзажа.

Работа скульптора - физически тяжёлый труд. Его инструменты - молотки и резцы, долота и буры. Каким бы изящным не был замысел, для его воплощения требуются большие усилия.

Работая, скульптор может прибавлять материал, лепить из него (из глины, пластилина, воска), и тогда его работа называется пластикой. Но скульптор может и удалять материал, вырезая из дерева, высекая из камня. Такой процесс называется ваянием.

Основные жанры скульптуры - это портрет, человеческая фигура или фигурная группа. Все они относятся к круглой скульптуре, то есть той, которую можно обойти вокруг. При обходе зритель получает впечатления, которые формируют образ. Для круглой скульптуры обход обязателен.

Но скульптурное произведение может располагаться и на плоскости. Тогда на него существует лишь одна, неподвижная точка зрения (зритель не сходит с места). Такие произведения называются рельефом. В рельефе есть фон и возвышающиеся над ним фигуры. Если фигуры возвышаются над поверхностью фона на половину своего объёма или меньше, произведение называется барельефом. Если они возвышаются более чем наполовину и приближаются к круглой скульптуре - горельефом.

Живопись и графика - это изображение на плоскости. При переводе на плоскость объёмных фигур и тел реального мира что-то художнику приходится отбрасывать, а зрителю, наоборот, домысливать. Поэтому живопись и графика - виды искусства более условные, чем скульптура.

Александр Иванов. Явление Христа народу (1837-1857, холст, масло)Основные разновидности живописи - станковая и монументальная. Станковое произведение искусства создается на мольберте, то есть на станке - отсюда и получило своё название. Произведение станковой живописи - это картина. Картина представляет собой самостоятельный художественный мир, независимый от окружения. Её можно перенести из одного интерьера в другой, выставить в разных музеях, в окружении других картин. Но от смены интерьера или окружения станковая картина ничего не потеряет. Ведь она имеет раму - границу между собственным миром, пространством картины и окружающим миром, реальностью. Станковая картина рассчитана на непосредственный диалог со зрителем, глаза в глаза. Однако это вовсе не значит, что станковая картина непременно малых размеров. Известны очень большие станковые картины, например, «Последний день Помпеи» К. Брюллова или «Явление Мессии» А. Иванова. Станковая картина чаще всего написана маслом. Но может быть выполнена и темперой, гуашью, и в смешанной технике.

Произведение монументальной живописи неразрывно связано с архитектурой, с определённой постройкой. Это росписи храмов, мозаики и фрески на стенах городских зданий, цветные витражи в окнах, росписи интерьеров. Произведение монументальной живописи нельзя перенести из храма в музей или на выставку, не утратив части его смысла и художественного воздействия. Оно участвует в большом синтетическом действе, церковном богослужении или жизни в пространстве города. В окружении произведений монументального искусства человек движется, поёт, говорит, молится, размышляет. Они сопровождают его, не требуя к себе исключительного внимания.

К материалам и техникам монументальной живописи относятся мозаика (изображение выкладывается из кусочков непрозрачного цветного стекла - смальты), фреска (изображение наносится на сырую штукатурку, высыхает вместе с ней и прочно соединяется) и витраж (изображение собирается в оконных проёмах из кусков прозрачного цветного стекла, вставленных в свинцовую арматуру).

Для создания художественного образа в живописном произведении главную роль играет композиция - взаиморасположение элементов относительно друг друга. При этом формальная композиция (расположение цветовых и тональных пятен) должна соединиться со смысловой (взаимодействие героев произведения). Не менее важен и колорит картины. Он может быть тёплым или холодным, строиться на гармоничных или контрастных сочетаниях. Выбор художником того или иного цвета, подбор красок его палитры зависит от того, в каком колорите он решает произведение.

Особенность графики как вида искусств в её большей условности по сравнению с живописью. Основные инструменты графики - линия и пятно. Графика не претендует на создание иллюзорного пространства, изображение в ней плоскостно.

Первоначально графика не была самостоятельна. Рисунок служил подготовительным этапом для создания живописного произведения, а гравюра использовалась в книгопечатании и репродуцировании картин.

С течением времени произошло разделение графики на уникальную и тиражную. Уникальная графика - это все виды рисунка, какими бы материалами он ни был выполнен: карандашом, сангиной, углём, соусом, тушью и т. д. Рисунок существует в единственном экземпляре, поэтому и назван уникальным. Тиражная графика - это все виды гравюры. Создавая гравюру, художник работает над изготовлением печатной формы, матрицы с которой возможно сделать некоторое количество отпечатков, то есть напечатать тираж.

В зависимости от техники и материалов гравюра может быть выполнена в выпуклой, углублённой или плоской печати.

Выпуклая (высокая) печать - это все виды ксилографии, или гравюры на дереве. Инструмент мастера-ксилографа - остро отточенный нож. Сначала была изобретена ксилография на продольном спиле доски (обрезная), позже - на поперечном (торцовая гравюра). Мастер вынимает ножом, углубляет те места изображения, которые при печатании будут белыми, и оставляет нетронутыми, высокими чёрные. На них валиком накатывают краску, а потом к доске прессом прижимают лист бумаги. Ксилография тесно связана с книгопечатанием. Первые печатные книги были выполнены в этой технике. Ксилографии свойствен суровый, несколько угловатый и узловатый, обобщённый стиль. Для неё не свойственны тонкие линии и постепенные переходы от света к тени.

Углублённая печать - это все виды гравюры на металле. Гравюра на металле может выполняться с помощью резца (резцовая гравюра) или с помощью иглы и последующего травления кислотой (офорт). Здесь мастер углубляет те места, которые будут чёрными, а белые оставляет нетронутыми. При печатании краска удерживается в углублениях, бороздках. Стиль гравюры на металле - мягкий, гибкий, сочный, способный передать тончайшие градации светотени.

Самый молодой вид печатной графики - плоская гравюра, или литография. Художник рисует на камне особой породы специальным жирным карандашом. Затем поверхность камня слегка протравливается кислотой. Если после травления накатать краску, её примут только те места, к которым прикоснулся жирный карандаш. Поэтому в процессе печатания будет полностью воспроизведён рисунок художника.

Жанрами графики являются рисунок, карикатура, плакат, книжная иллюстрация, экслибрис (книжный знак).

Декоративно-прикладное искусство оформляет повседневную жизнь человека. Это изготовление и украшение мебели, посуды, одежды и предметов быта. Однако в своём стремлении сделать предмет красивым мастер не должен забывать о его предназначении, о том, что на стуле будут сидеть, в шкаф класть одежду, из чашки пить, полотенцем вытираться. Поэтому любое произведение декоративно-прикладного искусства соединяет в себе художественные и функциональные качества. Среди техник декоративно-прикладного искусства вам знакомы вышивка, резьба по дереву и кости, роспись, кружевоплетение, лепка из глины.

Декоративно-прикладное искусство - самый распространённый и популярный вид творчества. Долгое время именно в области украшения жилища, костюма, орудий труда выражался художественный вкус народа, его представление о красоте и совершенстве, устройстве мироздания. Поэтому и сейчас, когда изменились условия жизни и быт большинства населения, народное искусство остаётся кладезем образов, тем и стиля.

Художник работает и в театре, театрально-декорационном искусстве. В союзе с драматургом, режиссёром, композитором он участвует в создании спектакля. Его задача - организовать декорации, придумать костюмы, представить и приготовить реквизит, занавес, афиши. Одежда героев или обстановка комнаты говорят зрителю не меньше, чем слова, помогают создать сценический образ. В настоящее время отдельная сфера творчества - создание декораций и костюмов к кинофильмам.

Виды искусства различаются между собой. Но внутри каждого из них есть своя жанровая система. Наиболее разработана жанровая система в станковой живописи. Она включает в себя портрет (изображение человека или группы людей), пейзаж (изображение природы или архитектуры), натюрморт (композиция из предметов, цветов или плодов), исторический жанр (изображение событий прошлого), батальный (значительные сражения), бытовой (изображение людей за привычными занятиями в повседневном костюме, в обычном для них окружении), анималистический (изображение животных). Жанровая система в живописи складывалась постепенно. Границы между жанрами проницаемы: например, вполне возможен портрет на фоне пейзажа или батальные сцены в сражениях древности.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что отличает произведение изобразительного искусства от всех других видов изображений?
  2. Перечислите виды пластических искусств.
  3. Какие конструктивные системы лежат в основе архитектурных сооружений?
  4. Какие декоративные элементы архитектуры вы знаете?
  5. Что такое пластика и ваяние?
  6. Перечислите жанры скульптуры.
  7. Что такое рельеф? Какие виды рельефа вы знаете?
  8. В чём разница между станковой и монументальной живописью?
  9. Перечислите техники монументальной живописи
  10. Перечислите жанры живописи.
  11. Какие техники и материалы гравюры вы знаете?
  12. Что такое декоративно-прикладное искусство? Приведите примеры.

Композиторы и исполнители