Романса трепетные звуки

Романса трепетные звуки

Романса трепетные звуки

Содержание:

  1. Мир образов, запечатлённый в звуках романса.
  2. Черты общности и отличия между романсом и песней.
  3. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М. Глинки).

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок» (слушание, пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
  2. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.
  3. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.

Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей....
А. Фет

Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров - романс сумел преломить в себе огромный мир музыкальных образов. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество, в нём то звучит народная речь и сказочные повествования. Он уносит нас в страну фантастического музыкального Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею тонких античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян) образов.

Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс - это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без аккомпанемента.

Романс возник в начале XIX века. В нём отражаются личные интересы человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.

Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения. В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.

Эти образы составляют важную часть вокальной лирики и русских композиторов - Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова.

Огромное влияние на художественный строй романсов оказала русская поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с её радостями и страданиями - всё звучит в романсе, всё оказывается близким исканиям музыкантов.

Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают всё искусство: разве и в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из этих образов по-своему отражён во всём русском искусстве.

Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве.

Послушайте и попробуйте напеть начальные фразы романса М. Глинки «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты!

Между небом и землёй
Песня раздаётся,
Неисходною струёй
Громче, громче льётся.
Не видать певца полей!
Где поёт так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несёт,
А кому, не знает…
Та, кому она, поймёт.
От кого – узнает!
Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой,
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнёт украдкой…

Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков... Всё как будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны. Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали - может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти, гениально передал М. Глинка в своей мелодии?

Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нём есть то, что отсутствует в партии голоса, - звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землёй.

Вопросы:

  1. Что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга?
    Выберите подходящие характеристики для песни и для романса:
       а) отличается простотой;
       б) развитый, утончённый жанр;
       в) связь с народным творчеством не очевидна;
       г) связь с народным творчеством выступает явно;
       д) характер мелодии обобщённый;
       е) характер мелодии индивидуальный, личный;
       ж) используется куплетная форма;
       з) часто встречается трёхчастная форма;
       и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна;
       к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые выразительные оттенки;
       л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения (а капелла).
  2. Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов? Почему композиторы не пишут романсы, например, на спортивную тему?
  3. Песня уместна и на улице, и на площади. А романс? Почему?
  4. Задумывались ли вы, зачем композиторы перекладывают стихи на музыку? Зачем стихотворению вторая жизнь? Как вы понимаете следующие строки А. Фета:
       Что не выскажешь словами, 
       Звуком на душу навей ...
  5. Какое настроение передал М. Глинка в романсе «Жаворонок»?
  6. Правильно ли считать, что сопровождение в романсе только поддерживает певца? Какой инструмент оказался идеальным аккомпаниатором?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Глинка. Жаворонок (3 варианта исполнения: БДХ, Н. Копылова и фортепиано), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители