Музыкальный момент

Музыкальный момент

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Музыкальный момент

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с жанром музыки - музыкальный момент.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы знаете, что музыкальные произведения могут быть написаны в разных жанрах: прелюдия, ноктюрн, юмореска. Сегодня я познакомлю вас с ещё одним музыкальным жанром - музыкальный момент. Музыкальный момент - это небольшая инструментальная пьеса, в которой могут быть выражены разные переживания человека: лёгкая грусть и грусть-скорбь, взволнованность и тревога. 

Впервые в музыке это название - музыкальный момент - появилось у крупнейшего австрийского композитора Франца Шуберта. Шуберт писал музыку, в которой разные чувства человека выражены с необыкновенной искренностью и простотой. Любимый жанр Ф. Шуберта - песня. В своих песнях композитор раскрывал все тонкости души человека, его огромный внутренний мир.

Одну из песен Ф. Шуберта вы уже знаете. Это знаменитая «Ave, Maria». (Звучит фрагмент.)

Ф. Шуберт создал и крупные произведения: симфонии, увертюры, сонаты, хоры, и небольшие пьесы для фортепиано: экспромты, вальсы, музыкальные моменты. Любовь композитора к песне проявилась и в том, что он умел в своих произведениях создавать очень красивые и разнообразные мелодии.

Ф. Шуберт учился музыке с восьми лет - пел в хоре, играл на органе. Позже он преподавал, сочинял свою замечательную музыку. Умер Ф. Шуберт очень рано, совсем молодым человеком, в 31 год. Он умер в бедности и нищете. Но музыка его за душевность, простоту и искренность любима людьми всего мира.

Послушайте «Музыкальный момент» Ф. Шуберта фа минор и скажите, какая музыка по характеру. (Пьеса исполняется педагогом или звучит в записи.)

Д е т и. Шутливая, нежная, добрая.

П е д а г о г. Вы услышали, какая в этой пьесе красивая мелодия - изящная, танцевальная, милая, обаятельная. Она звучит то с нежной грустью, то шутливо, то ярко, решительно, игриво, то очень хрупко и легко. В этой музыке много украшений (мелких, лёгких звуков), которые придают ей утончённость и изысканность, делают её очень красивой. (Исполняет фрагмент.) Этой пьесой любуешься как драгоценной, тонко и с мастерством сделанной вещью, хочется рассматривать в ней каждый узор и завиток, следить, как она искрится и переливается. (Звучит фрагмент, затем вся пьеса целиком.)

А сейчас послушайте другой «Музыкальный момент. Его написал русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Какая по настроению эта пьеса? (Звучит запись.)

Д е т и. Таинственная, жалобная, грустная.

П е д а г о г. Да, в этом «Музыкальном моменте» выражено чувство душевного смятения, порывистости, безысходной печали. (Пьеса звучит повторно.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать контрастные пьесы одного жанра, расширять представления детей о чувствах человека.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали две пьесы «Музыкальный момент» разных авторов - австрийского композитора Франца Шуберта и русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова.

Рахманинов - знаменитый русский композитор был и великим пианистом-виртуозом. Слава о нём разносилась по всему миру. Он давал концерты как пианист и дирижёр в России и за рубежом. С. Рахманинов начал заниматься музыкой очень рано, в четыре года, сначала со своей матерью, потом с другими педагогами, он с увлечением и любовью сочинял музыку. С. Рахманинова считают продолжателем идей творчества П. Чайковского, как бы его «музыкальным наследником».

Его произведения, как и музыка П. Чайковского, искренни и лиричны, в них с открытостью, ярко выражены разные человеческие чувства. Поражает красота и разнообразие мелодий С. Рахманинова. Они славятся своей «бесконечностью», широтой, похожи на русские просторы. Большое значение в его музыке играет ритм - иногда чёткий, иногда суровый и властный. Когда мы слушаем музыку С. Рахманинова, перед глазами часто встают образы русской природы. Неслучайно композитора называли «Левитаном русской музыки». Его произведения также поэтичны, как картины замечательного русского художника И. Левитана. Но в них, пожалуй, больше трагического и драматичного, чем в лирических пейзажах художника.

С. Рахманинов написал много крупных произведений: оперы, симфонии, концерты, сонаты, кантаты для хора и оркестра. Он создал и множество фортепианных пьес, а также романсов. Послушайте «Музыкальный момент» № 2 ми-бемоль минор С. Рахманинова, с которым вы познакомились на прошлом занятии, и скажите, как меняется настроение музыки? (Звучит запись.)

Д е т и. Сначала музыка нежная, грустная, взволнованная, жалобная, а в середине - грозная, страшная, мрачная и жалобная.

П е д а г о г. Да, в пьесе три части. Она начинается и заканчивается порывисто, смятенно. На фоне таинственных, стремительно несущихся, мелькающих, беспокойных, мятущихся звуков мелодия жалуется, плачет, молит о чём-то. В средней части слышны грозные, бушующие интонации. Мощные аккорды - остановки прерывают движение, звучат зловеще, неумолимо, мятежно, гневно, как яростные порывы ветра, а мелодия жалобно разговаривает с ними. И снова слышится музыка первой части пьесы: на зыбком, ажурном, обволакивающем фоне (как будто сыплется и сыплется снег, и метель заносит всё вокруг) трепетно и жалобно звучит мелодия. Боль, чувство печали не утихают к концу пьесы, и мелодия по-прежнему звучит щемяще и пронзительно горестно, жалобно, с мольбой. В самом конце пьесы слышен отчаянный вопрос и мрачные, грустные аккорды - в ответ. (Исполняется фрагмент, затем вся пьеса целиком.)

А какого характера «Музыкальный момент» Ф. Шуберта? (Исполняется пьеса.)

Д е т и. Изящный, лёгкий, танцевальный.

П е д а г о г. Как меняется характер музыки?

Д е т и. В середине она звучит ярче, смелее.

П е д а г о г. Средняя часть пьесы похожа на вариации. В первой вариации мелодия звучит звонко, игриво, беспечно (играет 11-18-й такты), а во второй - ликующе, восторженно, жизнерадостно (играет 19-26-й такты). Но вот снова появляется начальная мелодия - нежная, грациозная, обаятельная, с оттенком светлой грусти, лучистая и трогательная, добрая, приветливая, ласкающая. Постепенно начинают многократно повторяться отдельные интонации мелодии, она как бы удаляется, прощается с нами, звучит всё мягче, нежнее, неувереннее, робко, затихает и исчезает в конце. (Звучит фрагмент.) Эта пьеса совсем небольшая, короткая. Музыка как бы промелькнула и исчезла.

Послушайте «Музыкальный момент» Ф. Шуберта и попробуйте движениями рук передать смену характера музыки. (Звучит пьеса.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей передавать характер музыки в двигательных импровизациях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы сравнивали с вами два «Музыкальных момента» - Ф. Шуберта и С. Рахманинова. Эти произведения, хоть и носят одно название - «Музыкальный момент», очень разные по настроению. В «Музыкальном моменте» С. Рахманинова выражена целая буря чувств - смятение, порыв, отчаяние, мольба, а пьеса Ф. Шуберта - милая, тонкая, изящная, танцевальная. (Исполняются пьесы, дети высказываются о характере частей пьес.)

Пьеса Ф. Шуберта танцевальная и изящная. Давайте потанцуем под музыку, попробуем передать в движениях её характер. (Звучит пьеса.)


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 8 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Шуберт. Аве Мария, mp3;
    Шуберт. Музыкальный момент № 3 фа минор, mp3;
    Рахманинов. Музыкальный момент № 2 ми-бемоль минор, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители