Музыка рассказывает обо всём

Музыка рассказывает обо всём

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 1. Музыка рассказывает обо всём

Содержание:

  1. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству).
  2. Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»).
  3. Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения.
  4. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.

Музыкальный материал:

  1. В. Алеев, стихи С. Маршака. «Гвоздь и подкова» (пение);
  2. «Продавец зонтиков» (автор неизвестен), (пение);
  3. «Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г. Струве (слушание).

Характеристика видов деятельности:

  1. Различать характерные признаки видов искусства.
  2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства.
  3. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

Ход урока:

Организационный момент:

Со звонком на урок звучит «Сонет» Е. Доги.

- Здравствуйте, ребята! Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас звучала? (Музыка замечательна, она была серьёзной и глубокой, звучала то спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала куда-то вперёд.)

- Молдавский композитор Евгений Дога известен российским зрителям по его прекрасным инструментальным мелодиям, которые стали украшением многих советских фильмов. Именно его вальс звучит в популярном кинофильме конца 70-х «Мой ласковый и нежный зверь», а дети знают его мелодии по фильму «Мария, Мирабела» и другие. За свою долгую творческую карьеру Евгений Дога написал музыку более, чем для двухсот фильмов, а также создал десятки песен и сотни инструментальных композиций.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Печальна и чиста,
Как жизнь людьми любима,
Как жизнь, ты не проста,
Как жизнь, непостижима, музыка».

К. Кулиев

Сообщение темы урока:

- С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на более высокую ступеньку понимания музыки. Тема этого учебного года особенная, мы будем говорить с вами о взаимодействии музыки с другими видами искусства.

Я хочу задать вам вопрос: как вы думаете, каким образом можно изучать музыку? (Ответы детей).

Музыку можно изучать по-разному. Можно беседовать о музыкальных произведениях, учиться их понимать и восхищаться их звучанием. Можно посвящать уроки творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть, каким огромным трудом создаётся даже самая лёгкая и весёлая музыка.

Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь, играть на различных инструментах, постигая музыкальную науку как бы изнутри.

Всё это - разные пути приобщения к музыке.

Но однажды возникает вопрос: что же такое музыка?

Слово «музыка» (от греч. «musike» буквально - искусство муз) - вид искусства, который воздействует на человека через звуковые образы, отражающие его различные переживания и окружающую жизнь. Если говорить более просто и коротко, то музыка - это искусство звуков.

Правда ли, что это - чудо, рождающееся из Космоса, из движения планет, само из себя? Ведь сказал же великий Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Так ли это? 

Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте обратимся к стр. 3 наших учебников. Прочитайте последние два абзаца.

Учащиеся читают текст учебника.

  • Да: потому что каждое искусство самоценно, оно говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства. Звук не может соперничать с цветом, как скульптура не соперничает со стихом, так же, как в природе воздух не соперничает с огнём. Само такое противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с этой точки зрения не нуждается ни в чём.
  • Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и её законы непреложны. Так, для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна даёт выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы, обработанным специальным способом,- и всё это находится уже далеко за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего-то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего-то - течение рек и цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём.

- Итак, какой вывод мы можем сделать? И да, и нет. Да, так как действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет - так как существует всеобщая связь вещей и явлений, которые пронизывают всё человеческое существование, времена, человеческие судьбы.

Возьмём, к примеру, эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол», написанный поэтом эпохи Возрождения Джоном Донном, перевод звучит в прозе. «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и, если Волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

А теперь перевернём страницу и прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после чего обсудим прочитанное. (Учащиеся работают с учебником).

С. Маршак. «Гвоздь и подкова»

Не было гвоздя - подкова пропала.
Не было подковы - лошадь захромала.
Лошадь захромала - командир убит.
Конница разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя, ­
Оттого, что в кузнице не было, гвоздя!

Каким же образом была повержена в бегство целая армия?

Отсутствие гвоздя - вот первопричина, вызвавшая цепь всех последующих бед. И хотя между гвоздём и поражением нет прямой связи, мы всё же видим, как самая на первый взгляд безобидная мелочь порой может иметь не сопоставимые по значению последствия.

Точно так же происходит и в искусстве: в нём нет ничего мелкого, незначительного, постороннего; открытие в одной области часто приводит к развитию и совершенствованию в другой. И когда художник смешивает краски в поисках новых цветовых сочетаний - кто знает, не прокладывает ли он путь к открытию неведомых музыкальных звучаний?

Здесь как нельзя лучше подходят строчки известной песни: «Ничто на Земле не проходит бесследно». Если каким-то образом выпадает какое-либо звено, происходит изменение во всей цепи событий.

Как же это происходит? Какие тайные законы движут искусством?

Главная тема учебного года – «Музыка и другие виды искусства» предполагает изучение музыки в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим.

Конечно, мы обязательно будем говорить о музыкальных произведениях, посвящать уроки творчеству великих композиторов, учиться петь.

И всё же тема этого года - особенная. Она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в совершенно другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь. Она призвана научить понимать то, что мир един, и то, чему служит такое понимание.

Она призвана научить всему этому с помощью музыки, потому что музыка способна рассказать обо всём. Нужно только научиться её слышать.

«Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем» - Д. Шостакович.

Вокально-хоровая работа, слушание:

Слушание песни «Продавец зонтиков».

- Ребята, как бы вы назвали эту песню? («Зонтики», «Сказочный город», «Продавец зонтиков», «Игрушечный город», «Художник» и т.д.)

- А каким образом эта песня перекликается с темой нашего урока? (Ответы детей).

- Не зря изначально художник придумал продавца зонтиков в этом сказочном городе. Не зная о существовании плохой погоды, живя и не задумываясь о том, что их ждёт в будущем, жители города считают чудаком того человека, который предупреждал их о том, что может случиться. И, в конце концов, мы приходим к выводу: именно отсутствие зонтиков привело к тому, что жители всего города впоследствии заболели.

- Ребята, а как звучала эта песня? Какое у неё было настроение? (Песня прозвучала грустно, протяжно, минорно, нежно, ласково; припев - несколько веселей, более отрывисто; третий куплет звучал взволнованно, как бы передавая состояние природы и людей...)

Слушание песни «Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г. Струве.

- Что вы можете сказать о прослушанном произведении? (Ответы детей).

В конце урока звучит «Сонет» Е. Доги.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Дога. Сонет, mp3;
    Продавец зонтиков (фонограммы «плюс» и «минус»), mp3;
    Музыка (фонограммы «плюс» и «минус») музыка Г. Струве, слова С. Исаковой, mp3;
3. Конспект урока, docx.

Композиторы и исполнители