Колыбельная

Колыбельная

ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ

Колыбельная

1-е занятие

Программное содержание. Рассказать детям о композиторе Г. В. Свиридове. Учить различать жанр колыбельной песни и характер музыки (ласковый, спокойный).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой замечательного композитора Георгия Васильевича Свиридова. Г. В. Свиридов - один из самых известных советских композиторов. Он был учеником Д. Д. Шостаковича. Главные темы его музыкальных произведений - Родина, поэтические картины родной земли, образы простых людей. Г. Свиридов большую часть своих сочинений написал для хора. Его музыка близка народной и в то же время очень современна. Мелодии всегда яркие, сплетения голосов в хоре рождают интересные, свежие созвучия. В оркестре он часто использует колокольные звучания. Музыка отличается вдумчивостью, серьёзностью.

Очень интересно произведение для хора «Курские песни». Оно основано на подлинно народных мелодиях Курского края. Г. Свиридов родился недалеко от старинного русского города Курска и с детства слышал народные песни, прислушивался к их интонациям и использовал в своей музыке.

Г. В. Свиридов писал музыку и для детей. Вы познакомитесь с некоторыми произведениями из его «Альбома пьес для детей». Послушайте «Колыбельную песенку». Это произведение для фортепиано, без голоса. Определите характер музыки. Какие настроения, чувства она передаёт? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка спокойная, ласковая, нежная.

П е д а г о г. Правильно, музыка нежная, светлая, убаюкивающая, задумчивая. Послушайте её ещё раз и скажите, почему она называется «Колыбельная песенка» (исполняет фрагмент).

Д е т и. Она плавная, спокойная, убаюкивающая.

П е д а г о г. Да, колыбельную песню поют детям, чтобы успокоить их, приласкать, исполняют нежно. В этой песне нет слов - это инструментальная музыка, но она, как колыбельная песня, плавная, напевная, протяжная. А почему пьеса называется «Колыбельная песенка», а не «Колыбельная песня»?

Д е т и. Она маленькая.

П е д а г о г. Правильно, она небольшая и такая нежная, светлая, что даже название у неё ласковое - «Колыбельная песенка».

Послушайте стихотворение «Колыбельная песенка». Оно такое же ласковое, как и пьеса Г. Свиридова:

Спи в колыбели нарядной,
Весь в кружевах и шелку,
Спи, мой сынок ненаглядный,
В тёплом своём уголку!
В тихом безмолвии ночи
С образа, в грусти святой,
Божией Матери очи
Кротко следят за тобой.
Сколько участья во взоре
Этих печальных очей!
Словно им ведомо горе
Будущей жизни твоей.
Быстро крылатое время
Час неизбежный пробьёт;
Примешь ты тяжкое бремя
Горя, труда и забот.
Будь же ты верен преданьям
Доброй, простой старины;
Будь же всегда упованьем
Нашей родной стороны!
С верою твёрдой, слепою
Честно живи ты свой век!
Сердцем, умом и душою
Русский ты будь человек!
Пусть тебе в годы сомненья,
В пору тревог и невзгод,
Служит примером терпенья
Наш православный народ.
Спи же! Ещё не настали
Годы смятений и бурь!
Спи же, не зная печали,
Глазки, малютка, зажмурь! ..
Тускло мерцает лампадка
Перед иконой святой ...
Спи же беспечно и сладко,
Спи, мой сынок, дорогой!

К. Р.

Послушайте «Колыбельную песенку ещё раз (исполняет пьесу).

2·е занятие

Программное содержание. Учить детей различать смену характера, форму музыкального произведения. Обогащать их высказывания об эмоционально-образном содержании музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте отрывок из пьесы, которую вы слушали на прошлом занятии. Вспомните, как она называется, и кто её написал. (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. «Колыбельная песенка» Г. Свиридова.

П е д а г о г. Какие настроения, чувства выражены в ней?

Д е т и. Музыка нежная, ласковая, убаюкивающая, спокойная.

П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно: всё ли время музыка звучит светло, спокойно, мягко или её характер меняется? (Исполняет пьесу целиком.)

Д е т и. В середине музыка звучит немного грустно, тревожно.

П е д а г о г. Правильно, в средней части появляется тревожное, беспокойное, сумрачное, напряжённое, тёмное звучание, а потом оно опять просветляется, становится нежным. Сколько частей в пьесе?

Д е т и. Три части.

П е д а г о г. В крайних частях музыка светлая, ласковая, добрая, а в средней - тёмная, беспокойная, тревожная. Сейчас я раздам вам по две цветные карточки - жёлтую и коричневую. Жёлтую карточку вы поднимете, когда музыка будет звучать ласково, светло, а коричневую - когда тревожно, темно, сумрачно. Светлая карточка будет обозначать светлое звучание музыки, тёмная - тёмное, сумрачное. Давайте проговорим эти слова (поднимает светлую карточку). Какая музыка будет звучать, когда вы её поднимете?

Д е т и. Светлая.

П е д а г о г. А когда вы поднимете коричневую?

Д е т и. Тёмная.

П е д а г о г. А теперь слушайте внимательно (исполняет пьесу целиком, дети поднимают соответствующие звучанию музыки карточки). Какая музыка звучала в начале пьесы (в 1-й части) и в конце (в 3-й части)?

Д е т и. Светлая, ласковая, нежная, добрая, убаюкивающая.

П е д а г о г. А в средней части?

Д е т и. Тёмная, тревожная.

П е д а г о г. Обратите внимание: мелодия всё время повторяется без изменения, только один раз звучит низко, темно, а сопровождение меняется, оно окрашивает её в различные тона, придаёт разный характер. Повторения мелодии делают колыбельную убаюкивающей, немного монотонной. Послушайте её ещё раз.

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте «Колыбельную песенку» Г. Свиридова. Скажите, сколько в пьесе частей, какой характер каждой (исполняет пьесу целиком).

Д е т и. Три части. В первой и последней - музыка светлая, ласковая, добрая, нежная, а в средней - тёмная, тревожная.

П е д а г о г. Давайте подумаем, почему мы так определили характер музыки. Музыка рассказывает нам о своём содержании, но только не словами, а звуками - тихими, ласковыми или громкими, напряжёнными. Она может звучать быстро, весело, звонко или спокойно, медленно, неторопливо; быть отрывистой или плавной; звучать высоко, светло или темно, низко, напряженно. Как звучит первая часть? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Тихо, плавно, медленно, ласково.

П е д а г о г. Сначала звучит одна мелодия, без сопровождения - ласково, напевно, тихо и нежно. Она похожа на русскую народную песню - спокойную, убаюкивающую колыбельную. Потом появляется подголосок (сопровождение) - покачивающийся, плавный (исполняет фрагмент). А как звучит средняя часть? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Громче, тревожнее.

П е д а г о г. Как стала звучать мелодия? (Исполняет её.)

Д е т и. Она стала звучать низко.

П е д а г о г. Мелодия звучит ниже - темно, сумрачно, напряжённо. Потом она возвращается в средний и верхний регистр, но всё равно звучит тревожно, потому что громкий, напряженный подголосок в нижнем регистре придает мелодии беспокойный характер (исполняет 13- 15-й такты). А как звучит третья часть? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Светло, нежно, тихо, потом музыка совсем затихает.

П е д а г о г. Музыка успокаивается, становится светлой, ласковой, мечтательной. Прислушайтесь, как разукрашивают мелодию появляющиеся аккорды. Они звучат вместе с мелодией немного странно, удивлённо, волшебно (исполняет 17-20-й такты). Потом музыка совсем затихает, все тревоги и беспокойства дня позади - ребенок засыпает, и, быть может, видит чудесный сон (исполняет фрагмент). Как вам кажется, какой инструмент мы можем присоединить к фортепиано, чтобы эта музыка (3-й части) звучала ещё более волшебно, сказочно, нежно?

Д е т и. Металлофон, треугольник.

П е д а г о г. Давайте сыграем с кем-нибудь из вас вместе (даёт ребенку треугольник, просит вступить на третью часть пьесы и тихо, в такт музыке, отмечать покачивание колыбельной).

Рекомендации по исполнению
Пьеса написана в спокойном темпе, с повторами мелодий, в размеренной ритмике. В ней найдено органичное сочетание древних, архаичных звучаний, свойственных старинным русским народным песням (секундо-кварто-квинтовые созвучия, переходящие в унисоны), и современного музыкального языка, не вступающего в противоречие со стилем русской народной песенности. Используя скромные, скупые средства фортепианной фактуры, композитор проявил удивительную изобретательность, мастерство - достиг гармонической и интонационной красочности, разнообразия звучаний в полифонии.
Шестикратное проведение мелодии имитирует монотонное, неторопливое, убаюкивающее звучание колыбельной песни. Варьируя сопровождение, композитор «расцвечивает» его каждый раз по-разному (подголоски, аккорды, смена регистра). Несмотря на то что мелодия на протяжении всей пьесы звучит без изменений - остинато, исполнение не должно быть статичным.
Необходимо найти исполнительские краски, позволяющие разнообразить звучание, подчеркнуть выразительность каждой вариации: передать характер спокойный, ласковый, сумрачный, настороженный, просветлённый. Исполняя пьесу, необходимо ясно выделить кульминацию в средней части и спад звучания - в последней.
Первоначально мелодия излагается без сопровождения. Она должна звучать спокойно, ласково, плавно, округло. Второй раз тема сопровождается подголоском. Она звучит сосредоточенно, задумчиво. Необходимо прослушать ход подголоска вниз, кварто-квинтовые сочетания звуков мелодии и аккомпанемента. В третьем проведении (средняя часть) мелодия переносится в нижний регистр и звучит сумрачно, темно, немного тревожно. Сопровождение же в верхнем регистре начинается и заканчивается вопросительным квинтовым ходом вверх - оно должно звучать просветлённо, ясно.
При четвёртом проведении тема возвращается к прежнему звучанию (в среднем и верхнем регистрах), но гаммаобразные ходы сопровождения образуют напряжённые, жёсткие секундовые сочетания со звуками мелодии (15-16-й такты). Это проведение темы является кульминационным. В конце средней части внезапно наступает просветление (звучание унисона). Пятое и шестое проведения темы (3-я часть пьесы) исполняются успокоенно, просветлённо.
Вместо подголосков, придающих музыке динамичность, мягко звучат размеренные аккорды. Отклонение в VI ступень (в ля минор, в 20-м такте) нужно исполнить немного грустно и удивлённо. В последнем проведении темы характер звучания должен быть успокоенным, просветлённым, мягким.

В презентации дополнительно даны плюс (в исп. О. Анофриева) и минус колыбельной песни «Спят усталые игрушки» для слушания и пения с детьми. Также добавлены ряд репродукций картин для просмотра и беседы с детьми по желанию педагога.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Г. Свиридов. Колыбельная песенка, mp3;
    А. Островский. Спят усталые игрушки (в исп. О. Анофриева), mp3;
    А. Островский. Спят усталые игрушки - минусовая фонограмма, mp3;
3. Сопроводительная статья, docx;
4. Г. Свиридов. Колыбельная песенка - ноты, jpg.

Композиторы и исполнители