Кабалевский. Песенка

Кабалевский. Песенка

ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ

Дмитрий Борисович Кабалевский. Песенка; Боевая песенка

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей внимательно вслушиваться в звучание музыки, различать варианты исполнения одного и того же произведения.

Ход занятия:

П е д а г о г. Я сыграю вам пьесу Д. Кабалевского, которая называется «Песенка». Песенку можно напевать с разным настроением - спокойным, грустным или беззаботным. Когда человек напевает какую-нибудь мелодию, он выражает свои чувства. Я сыграю вам эту пьесу два раза немного по-разному, с разным настроением, а вы постарайтесь уловить его. (Исполняет пьесу в первых двух вариантах интерпретации.)Д е т и. Первый раз песенка звучала спокойно, ласково, немного грустно, а второй раз более взволнованно, беспокойно, тревожно.

П е д а г о г. Молодцы! Каждый раз, когда исполнитель играет какое-нибудь произведение, он ищет свою интонацию. При этом он внимательно выполняет все указания композитора. Но одно и то же произведение можно сыграть чуть-чуть медленнее или чуть-чуть тише, с разной окраской звучания - более спокойной или встревоженной.

Точно так же чтец, читая стихотворение, отбирает интонации голоса, окрашивает их разным настроением, и одно и то же произведение может прозвучать восторженно, спокойно, нежно, грустно, в зависимости от избранной интонации. Настроение, которое передаётся голосом, зависит от силы, громкости голоса, темпа речи, окрашенности интонаций голоса определённым чувством. (Читает какое-нибудь стихотворение с разным настроением, разным характером интонаций, например стихотворение А. Фета.)

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

Исполняя музыкальное произведение, так же можно найти несколько интонаций, и оно будет звучать по-разному. (Играет два варианта трактовки «Песенки».) Вы услышали, что первый раз песенка звучала спокойно, задумчиво, мечтательно, нежно, а второй раз - взволнованно, устремлённо. Но на протяжении пьесы настроение ее тоже менялось. В первом варианте она была то просветлённой, нежной (играет начало), то тоскливой, обиженной, просящей, грустной (играет 5-8-й такты). Кульминация звучит настойчиво, напряжённо (исполняет 9-12-й такты). Потом появляются вопросительные, неуверенные интонации мелодии, а аккорды аккомпанемента звучат зыбко (играет 13-14-й такты). В конце песенка грустная, нерешительная (играет 15-16-й такты).

Чтобы понять смысл произведения, важно внимательно вслушиваться в музыку, стараться уловить, как меняются ее настроения.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать варианты интерпретации музыкальных произведений.

Ход занятия:

П е д а г о г. Я сыграю вам «Песенку» Д. Кабалевского, а вы постарайтесь уловить, как меняется настроение пьесы в середине, в конце. (Играет пьесу в первом варианте трактовки.)

Д е т и. Сначала она звучала нежно, спокойно, потом настойчиво.

П е д а г о г. А в конце? (Играет фрагмент.)

Д е т и. Грустно, тихо.

П е д а г о г. Молодцы. А теперь я сыграю ее немного по-другому. Как она звучит? (Играет второй вариант трактовки.)

Д е т и. Сначала она была взволнованной, потом ещё более настойчивой.

П е д а г о г. А в конце, послушайте, она стала жалобной. (Играет фрагмент.) Вы определили, что «Песенка» звучала первый и второй раз по-разному. Сейчас я сыграю вам ее иначе. Песенку можно петь не в полный голос, а как бы только для себя, тихонько напевая или насвистывая. Тогда она звучит игриво, беззаботно, легко (играет пьесу в третьем варианте).

Давайте поиграем. Я дам вам по три карточки разного цвета. Первая карточка спокойного, серо-голубого цвета (показывает карточку). Ее вы поднимете, если услышите, что песенка звучит спокойно, немного грустно (играет фрагмент). Вторая карточка - более беспокойного, оранжевого цвета. Ее вы поднимете, когда песенка будет звучать взволнованно (играет фрагмент). Третья карточка ярко-розовая. Вы поднимете ее, если услышите, что песенка звучит игриво, беззаботно (играет фрагмент, затем исполняет пьесу в разных вариантах трактовки, дети поднимают соответствующие карточки).

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать варианты исполнения музыкальных произведений, передавать оттенки настроений в движениях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Сегодня вы услышите ещё одну пьесу Д. Кабалевского «Боевая песенка». Я сыграю вам ее дважды по-разному, а вы попробуете услышать, как меняется характер ее звучания. (Играет пьесу в двух разных вариантах интерпретации.)

Д е т и. Первый раз музыка звучала чётко, громко, была боевая, смелая, а второй раз - более таинственно, тише.

П е д а г о г. Какие вы молодцы! А сейчас я сыграю уже знакомые вам две пьесы Д. Кабалевского «Песенка» и «Боевая песенка», а вы скажите, какая из них похожа на марш. (Играет фрагменты.)

Д е т и. «Боевая песенка».

П е д а г о г. Да, давайте промаршируем под эту музыку, передавая ее характер в ходьбе. Я буду играть ее по-разному, а вы будете шагать так, как подсказывает вам музыка - смело, решительно или с опаской, осторожно, тихо ступая, чтобы остаться незамеченными. (Исполняет пьесу в разных вариантах, дети шагают под музыку.)

Кабалевский. Песенка
Рекомендации по исполнению. Указанные композитором ремарки (темп, динамика, штрихи) допускают разные варианты трактовки пьесы, в зависимости от характера исполнительской интонации: спокойной, более взволнованной или игривой.
В первом варианте интерпретации мелодия звучит напевно, спокойно, нежно, мягко, немного грустно. В кульминации - напряжённо, требовательно. Темп пьесы неторопливый, фразировка смягчённая.
Во втором варианте исполнения пьесы темп чуть-чуть более оживлённый, динамика и фразировка более выпуклы, с внутренним напряжением. Песенка звучит взволнованно, беспокойно, встревоженно.
В третьем варианте интерпретации, как и во втором, темп остаётся оживлённым, а артикуляция становится отчётливее. Мелодия исполняется более внятным звуком. Тогда характер пьесы приобретает оттенок беззаботности, игривости. Мелодия песенки звучит легко, светло, прозрачно. Песенка как бы беззаботно напевается или легко насвистывается.

Кабалевский. Боевая песенка
Рекомендации по исполнению. «Боевая песенка» также может быть исполнена по-разному.
В первом варианте ее характер боевой, решительный, смелый, активный, настойчивый. Динамика на протяжении всей пьесы остаётся достаточно громкой. Характер звуковедения энергичный, волевой.
Во втором варианте исполнения звучность не превышает указанной композитором в начале пьесы динамики mf. Избирается более тревожная интонация звуковедения. Тогда характер пьесы становится встревоженным, беспокойным, настороженным, осторожным. Модуляцию в VI ступень в 12-м такте, передающую характер тревоги, следует прослушать, подчеркнув линию басов, на общей негромкой звучности.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Кабалевский. Песенка (в исп. Е. Филоновой), mp3;
    Кабалевский. Боевая песенка, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители