Истоки. Музыка и природа

Истоки. Музыка и природа

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 2

Истоки. Музыка и природа

Содержание:

  1. Откуда берётся музыка.
  2. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях.
  3. В чём состоит единство истоков видов искусства.

Музыкальный материал:

  1. Г. Струве, стихи И. Исаковой. «Музыка» (пение);
  2. Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова. «Где музыка берёт начало?» (слушание, пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.
  2. Понимать единство истоков различных видов искусства.
  3. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Ход урока:

Урок начинается с песни «Где музыка берёт начало?», Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Всё, что звучит в природе и есть музыка…»
И. Гердер

- Ребята, мы не зря начали урок с этой удивительно красивой и содержательной песни. Наш разговор сегодня пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки, где берёт она свое начало.

1. Музыкальный эксперимент

- Представьте себе, что вы оказались на далёком-далёком острове, где живет племя дикарей, которое оторвано от всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона. Но у магнитофона, к сожалению, села батарейка, а подключиться, сами понимаете, не к чему.

Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда «дикарей» (большая по численности), команда «музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должна любым способом объяснить команде «дикарей», что такое музыка.

Выслушиваются различные версии, рассматриваются различные действия учащихся до тех пор, пока не получен нужный результат.

- Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил пытались объяснить жителям этого острова, что же такое музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока Ваня (представитель команды «музыковедов») не запел свою любимую песню... и в глазах «дикарей» появился интерес, они притихли и стали слушать. Ваня показал зрителям самое главное, что есть в музыке,- «поющий» звук, музыкальный звук. Именно из него и «делают» музыку, только его специально для этого обрабатывают.

Конечно же, музыка - это не только звук, но и многое другое, о чём мы обязательно с вами поговорим, но без музыкального «поющего» звука не может быть музыки. Именно звук - её главное начало. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что звук - это одно из самых ярких проявлений жизни? А оказывается, что у каждого звука есть свое «лицо», и мы, даже ничего не видя, с закрытыми глазами, лишь по звуку, можем угадать, что происходит вокруг.

Учитель включает записи звуков природы.

- Перечислите, какие бывают звуки. (Шелест, скрип, шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание, топот, гул, грохот, жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет, лай, кудахтанье и т. д.)

Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало того, мы можем даже в абсолютной тишине внутренним слухом услышать любое из перечисленных звуков как бы наяву. Попробуем?

Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом, как...

  • хлопают крыльями вспугнутые птицы;
  • как трещит сухая обламываемая ветка;
  • как чавкает грязь под ногами;
  • как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег под тяжестью чьих-то шагов.

Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы можем с вами сделать? (Окружающие нас звуки не похожи друг на друга, все они очень разные - высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, каждый звук имеет свой источник, свой образ.)

Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем воображении. И вы можете не только слышать воображаемый звук, но также видеть нарисованные им «звуковые картины» - и луговую траву, в которой стрекочет кузнечик, и облака, проплывающие над шумящими где-то в вышине соснами, и тяжёлую, мокрую, липкую грязь, из которой едва удаётся вытащить ногу.

Откуда берётся музыка?

Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя - всё это образует свой звуковой мир, такой же неповторимый и единственный, как уголок родной земли.

Музыка как искусство звука зарождается там, где живут звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Каждый звук имеет свой источник, свой образ: море гудит не так, как река, а берёзовая роща шумит иначе, чем еловый лес.

Почему так происходит? Не потому ли, что прозрачность берёзового леса и звуки рождает прозрачные, светлые, а ели, сомкнутые плотной, сумрачной цепью, могут петь только глухо и низко?

2. Работа с учебником

- А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте страницу 9, всмотритесь внимательно в репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено. (Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую таинственности. Общее звучание картины несколько мрачноватое.)

Перелистываем страницу. Что вы можете «услышать» в картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»? (Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое. Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика...)

Что вы можете сказать о следующих картинах? (Мы видим перед собой картину Константина Фёдоровича Юона «Купола и ласточки». Здесь можно услышать колокольный звон, хлопанье крыльев огромного количества ласточек, кружащих над городом, голоса выходящих после утренней службы людей. Общее звучание картины имеет оттенок радости и чистоты ...

На следующей странице мы видим картину Ивана Константиновича Айвазовского «Чёрное море». Море действительно почти чёрное, потому что изображён шторм. На небе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты грома, гул разбушевавшегося моря...)

Посмотрите внимательно на репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд действительно не оставляет равнодушным ни одного человека на протяжении многих столетий.

3. Вокально-хоровая работа

- Угадайте музыкальную загадку (учитель наигрывает мелодию припева песни «Продавец зонтиков», разучиваемую на предыдущем уроке). Исполняется первый куплет песни и разучивается второй и третий.

4. Беседа о музыкальных инструментах

- Музыка, выражая звуковое богатство мира, создала множество различных инструментов - певучую скрипку и нежную свирель, пронзительную трубу и хрипловатый фагот, звонкую гармошку и величественный орган.

Каждый музыкальный инструмент, с его неповторимым звучанием возник не сам по себе, а как отклик на многообразные звуки мира. Ведь если даже деревья поют каждое по-своему, то уж тем более не похожи звуки дня и ночи, радости и горя, юности и старости.

Так, мы видим, что музыка тысячами незримых нитей связана с окружающей жизнью, что она воспринимает и её будни, и праздники, времена года, характеры и облик людей, запахи, цвета и очертания. Музыка воплощает всё это в звучании своих мелодий, ритмов, гармоний, которые потрясают нас именно потому, что несут в себе огромный заряд человеческих чувств, идей, и надежд.

- Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от других? Откройте учебники на странице 12. (Музыкальные инструменты отличаются формой, разными способами извлечения звука, а самое главное - окраской звука (тембром).

- Попробуйте сказать, за что же мы любим музыку? (Заслушиваются ответы учащихся.)

Итог урока:

- Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество.

Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не то же творчество рождает шедевры литературы и изобразительного искусства, например, Парфенон, «Мону Лизу», «Руслана и Людмилу»?

Истоки всех искусств едины. Всюду, в любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем различные её грани. Жизнь открывается нам через изображение, через слово, через мелодию. Каждое из этих открытий бывает по-настоящему волнующим, заставляет думать, сопереживать, плакать, смеяться.

Никакая наука не способна вызвать в человеке такой внутренний отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство.

Прочитайте слова из последнего абзаца на странице 14. Выскажите своё мнение.

Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нём самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит память об ушедших временах.

Заслушиваются ответы учащихся.

Вопросы и задания:

  1. Как музыка связана с окружающей жизнью? Что является её истоками?
  2. Как вы понимаете слова «Всё, что звучит в природе и есть музыка…»?
  3. Какие звуки природы вы могли бы назвать? Подумайте, как звучит природа утром и вечером, днём и ночью. Какими звуками могут выражаться времена года?
  4. Назовите музыкальные произведения, связанные с темой природы.
  5. Нарисуйте в «Дневнике музыкальных наблюдений» картинку на тему «Звучащая природа».

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Где музыка берёт начало (фонограммы «плюс» и «минус») муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина, mp3;
    Звуки природы. Дождь в лесу, mp3;
    Звуки природы. Песни лягушек, mp3;
    Звуки природы. Ручей в лесу, mp3;
    Звуки природы. Шум моря, mp3;
    Звуки природы. Южный соловей, mp3;
3. Конспект урока, docx.

Композиторы и исполнители