«Искусство - это твой собственный голос»

«Искусство - это твой собственный голос»

«Искусство - это твой собственный голос» *

Мне так нужно сейчас петь!
Но я не умею, братцы...

(Е. Гришковец, писатель)

О чём может идти речь в разделе, который имеет название «Человек в музыке»? Здесь необходимо сделать некоторые пояснения.

С детских лет мы привыкли считать, что музыка может полноценно существовать только при помощи трёх главных фигур - композитора, исполнителя и слушателя.

Для музыки профессиональной, композиторской это действительно верно, и к рассмотрению этого явления современной музыкальной жизни мы ещё обратимся.

Борис Кустодиев. Деревенский праздник (фрагмент)Однако при этом нам важно понять также и другое. 3а пределами музыки, существующей при помощи трёх указанных действующих лиц, остаётся большое количество музыкальных явлений, которые так же полноценно живут, прекрасно обходясь без их участия. Это, например, народная музыка, в которой «композитор», «исполнитель» и «слушатель» нередко совмещаются в одном лице. Это и музыка богослужебной традиции, которая вообще не предполагает участия трёх обозначенных фигур в традиционном понимании. В наше время также возникло множество видов музыки (включая и те, о которых шла речь в предыдущем разделе), позволяющих говорить об отсутствии привычной триады участников музыкального процесса.

Однако при этом очевидно, что музыка не может существовать вне человека. Кто же этот человек, если обратиться к современной музыкальной реальности? Почему музыки звучит так много, а о её авторах порой ничего не известно? Почему мы иногда с искренним удовольствием слушаем любительское исполнение музыки, предпочитая его исполнению «по всем правилам» - в концертном зале, на оперной сцене и т. д.? Почему, наконец, мы сами так любим петь, порой не особенно смущаясь отсутствием слуха или голоса?

В Интернете опубликован любопытный материал с оригинальным названием «Про петь». По своему характеру он напоминает социологический опрос и представляет высказывания людей, разделившихся на две группы: тех, кто петь любит, и тех, кто ненавидит. В первой группе обозначилось 87 человек, а во второй - 5. Обратите внимание на характер высказываний любителей петь:

Федерико Дзандоменеги. Урок пения«Я петь не умею вообще. Но люблю».

«Когда настроение хорошее, так и тянет запеть... Причём при всех, чтобы было видно, как мне хорошо!»

«Люблю петь... но только когда я одна дома... не знаю... при всех стесняюсь, наверное».

«Порой это единственный способ выразить свои чувства. Когда простые слова теряют смысл окончательно».

«Да, я люблю петь! Пусть у меня нет голоса и слуха, но я люблю это делать».

«Вчера на пару с юным гитаристом, который почему-то проникся любовью к моим песням, пели в пустой квартире, пугая соседей. Красиво. Переплетаются голоса - низкий и высокий, волны и ручьи ...Особенно когда распоёшься, когда голос звучит ярко и чисто. Не могу представить себя без пения. Не знаю, получится ли что-то из нашей затеи, но это, по большому счёту, неважно. Важно, что мне нравится с ним петь...»

«Если бы у меня отняли голос, не знаю, как я смогла бы жить. Не умерла бы, но было бы, конечно, тяжело. Есть такие эмоции, которые могут быть выражены только в песне».

Удивительно, но даже те, кто принадлежит к малочисленной группе ненавидящих петь, оставили следующие признания:

«У меня нет ни слуха, ни голоса. И я с этим смирилась, а времени на развитие этого таланта нет – развиваю то, что умею».

«Да, пою, конечно, только потом тумаков получаю. Вот пою, вы поймите, и знаю, что сейчас скажут: замолчи или милицию вызовем... я не люблю проблем, так что молчу...»

«Я не люблю петь, потому что, говоря объективно, у меня не особо выдающиеся вокальные данные... нет, слух есть, голос многим нравится... по мне не нравится, как звучит мой голос, поэтому петь не люблю».

«Не люблю, потому что не умею, а учить никто не хочет. Или хочет, но берёт огромнейшие деньги. Так что мне приходится не петь, даже когда я одна дома, а так хочется...»

Странной в этих отзывах предстаёт ненависть. Не так уж она отличается от любви: просто одни любят петь и поют, несмотря ни на что, а другие и хотели бы, но не могут себе позволить. Главное, что объединяет эти высказывания: музыка необходима человеку для самовыражения, для эмоциональной разрядки, для общения с другими, столь же жаждущими музыки людьми. Такая музыка - это личное пространство человека, выражение его самых непосредственных и близких интересов.

Поэтому тема «человек в музыке» - это разговор о том, что объединено понятием «любительское музицирование», т. е. именно та форма существования музыки, в которой каждый человек может найти своё собственное место. Нам также будет важно разобраться, для чего необходимо любительское музицирование, какова его историческая традиция, в каких формах оно может выражаться и какие виды музыки обязаны ему своим происхождением.

Вопросы и задания:

  1. Как ты думаешь, почему человеку необходимо пение?
  2. Продумай музыкальное сопровождение к этому уроку. Какую форму ты считаешь наиболее подходящей для него - концерт, совместное пение (хором или поодиночке), урок вокала или что-то другое?
  3. Проведи социологический опрос на тему «Любите ли вы петь?» в любой группе (в классе, во дворе и т. д.). Попробуй проанализировать и обобщить полученные результаты.

* Из высказываний Джона Фаулза (1926-2005), английского писателя.

Композиторы и исполнители