Авторская песня

Авторская песня

Авторская песня

Думающая песня для думающих людей...

(Б. Окуджава)

Как и в домашних занятиях музыкой, в любительских видах музицирования проявилась потребность в общении, взаимопонимании, поиске единомышленников. Это особенно обнаружилось в авторской песне, которая в течение нескольких десятилетий лидировала среди любительских музыкальных жанров. Наиболее известные создатели авторской песни - В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Дольский.

Авторскую песню отличали такие качества, как мелодичность, доверительность интонации, простая аранжировка: только голос и гитара, сближающая её со сферой уютного любительского музицирования (таковы, например, многие песни Ю. Визбора, А. Дольского, Б. Окуджавы). Или, напротив, её выразительность заключалась в страстности, порой даже надрыве, в обращённости к самым больным темам общественной жизни, к проблемам человеческой дружбы, надёжности, честности (как у В. Высоцкого, А. Галича).

Прослушивание
Владимир Высоцкий. Песня о друге (в исполнении автора)

Послушайте «Песню о друге» Владимира Высоцкого из кинофильма «Вертикаль». Популярность этой песни была поистине всенародной. Вероятно, это было обусловлено, прежде всего, темой - романтика гор, мужская дружба, испытание на прочность... И всё же, как ни проста мелодия, обаяние этого произведения заключалось именно в музыкальной декламации стихов, к тому же в неповторимой авторской манере Высоцкого.

Альпинисты

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так...
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, -
Парня в горы тяни - рискни! -
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймёшь, кто такой.
Если парень в горах - не ах,
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и сник,
Оступился - и в крик, -
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шёл он с тобой как в бой,
На вершине стоял хмельной, -
Значит, как на себя самого,
Положись на него.

По-другому авторскую песню называли бардовской, самодеятельной (хотя некоторые знатоки жанра не согласны с этими определениями). Однако такое название как раз и указывает на то, что её авторами и исполнителями были музыканты-непрофессионалы. При этом многие барды, непрофессиональные музыканты, были незаурядными поэтами. Так, Юрий Визбор определяет авторскую песню как «песню литературную, несмотря на все её музыкальные удачи. Эта песня стоит на фундаменте литературы, и лучшие бардовские песни - это и лучшие поэты».

Прослушивание
Булат Окуджава. Песенка об Арбате (в исполнении автора)

Послушайте песню Булата Окуджавы «Песенка об Арбате». Обратите внимание на стихи. Будучи профессиональным поэтом, Окуджава поднял художественную планку авторской песни на значительную высоту. При этом музыка является скорее дополнением к словам, чем самостоятельной линией. Однако сочетание музыки и слов, как и тембра голоса исполнителя, в каждой конкретной песне делает её неповторимым, очень характерным и узнаваемым произведением.

Евгений Куманьков. Арбатская площадь (1971 г.)

Ты течёшь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание.
Ты - и радость моя, и моя беда.
Пешеходы твои - люди невеликие,
Каблуками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия,
Мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься,
Сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё отечество,
Никогда до конца не пройти тебя.

Поистине всенародное признание творчества бардов, ставшее феноменом общественной жизни с 60-х и примерно до середины 80-х годов, едва ли связано с особыми музыкальными достоинствами творчества этих авторов (хотя достижения в этой области, безусловно, были). Скорее, здесь следует назвать противопоставленность большей части бардовских песен торжественной риторике  официальной прессы. В то время как передовицы газет пестрели заголовками вроде: «Великой дате – достойную встречу!», «Даёшь стране чугун!», «Даёшь пятилетку в три года!», «Мы жизнь куём», «Городам - молодеть!» и т. д., барды разрабатывали свой собственный, простой и безыскусный язык. Люди остро нуждались в таком негромком, простом и искреннем слове, обращённом к каждому человеку, к его личным интересам. Поэтому и звучала авторская песня соответственно своей главной установке: её инструментальным сопровождением был не оркестр или ансамбль из множества инструментов, а одна-единственная гитара. Человек с гитарой - вот всё, чего было достаточно, чтобы песня состоялась.

Из высказываний об авторской песне

«Авторская песня... - это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчётливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. В качестве дополнительных значимых характеристик выступают такие, как личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни» (И. Соколова, литературовед).

С другой стороны, авторская песня противопоставлялась и официальной советской массовой песне, бывшей в своей значительной части элементом идеологической пропаганды. На советской эстраде лидировали песни о вождях, о героях Гражданской войны (Щорсе, Чапаеве), даже о советских выборах, причём нельзя отрицать того, что многие такие песни обнаруживали не только высокие профессиональные достоинства, но и несомненный талант авторов.

Евгений Куманьков. Арбатская площадь (из серии «Москва, которой больше не будет», 1996 г.)

Из высказываний о советской массовой песне

«Феномен советской песни удивителен! Разные бывали времена, и можно по-всякому относиться к разным периодам советской жизни. Но «советская песня» - наша, отечественная, то ли благодаря,  то ли вопреки, уж неважно как, но появилась именно в самые непростые времена. Такие имена, как Дунаевский, Соловьёв-Седой, Фрадкин, Покрасс, Мокроусов и т. д. - знаменитые композиторы-песенники, - это феномен, который мог возникнуть только у нас! Какой-то своеобразный сплав советских и ещё более давних корней, мелодики, песенной лирики» (Ю. Саульский, композитор).

Несмотря на очевидную правоту в оценке лучшего советского песенного наследия, всё же нельзя не учитывать тот социально-политический контекст, который сделал всенародно популярной именно авторскую песню. Конечно, совершенно неверно думать, что такие противопоставления кем-то осуществлялись сознательно. Авторская песня не вела никакой войны. Это просто был способ жить, способ общаться и утверждать ценности, которым в официальной жизни почти не находилось места.

Вопросы и задания:

  1. Знаешь ли ты примеры авторской песни помимо тех, что приведены в настоящем разделе? Назови их.
  2. Какие авторские песни тебе ближе - лирические или гражданские? Объясни свой ответ, приводя конкретные примеры.
  3. Почему, на твой взгляд, авторская песня требовала поэзии высокого качества? Кто из известных тебе создателей авторской песни был профессиональным поэтом?
  4. Прочитай высказывание композитора Ю. Саульского о советской массовой песне. Как ты считаешь, возможно ли было появление авторской песни во времена И. Дунаевского, В. Соловьёва-Седого, М. Фрадкина? А в других общественно - политических условиях?
  5. Послушай две песни - Б. Окуджавы «Песенка об Арбате» и В. Высоцкого «Песня о друге». Охарактеризуй манеру авторского исполнения. Обрати внимание на соотношение поэзии и музыки. Что, по-твоему, является ведущим в этой паре - стихи или музыка?

Композиторы и исполнители