Рубинштейн Артур
Артур Рубинштейн (28 января 1887 г. - 20 декабря 1982 г.), польский и американский пианист, музыкально-общественный деятель.
Многие музыковеды называют Артура Рубинштейна самым выразительным пианистом 20-го века. Его исполнение произведений великих композиторов-романтиков прошлого столетия и по сей день считается эталонным...
В одном из многочисленных, данных им интервью, Артур Рубинштейн сказал, что он «самый счастливый человек на свете». И действительно, небеса одарили его редкими музыкальными способностями.
Что бы ни случалось, музыка всегда и во всем сопутствовала ему, помогая говорить со всем миром на языке, позволяющем выразить красоту и глубину человеческих чувств, в полной гамме их оттенков и нюансов. За свою долгую и плодотворную жизнь он побывал во многих странах, одаривая людей возвышенным ощущением соприкосновения с прекрасным.
Его считали баловнем судьбы. Что, во всяком случае, внешне вполне соответствовало действительности. Блестящая карьера, верные, именитые друзья, любящие дети, красавица-жена, которая и в условиях их кочевой жизни (семья часто переезжала с места на место) умела создать атмосферу уютного семейного очага...
Но ничто в мире не дается легко даже гениям. На пути к музыкальным вершинам пианисту пришлось преодолеть немало трудностей и преград.
Артур Рубинштейн родился 28 января 1887 года в Лодзи (Польша, которая в те годы входила в состав Российской империи). Он был седьмым ребенком в семье. Его отец владел текстильной фабрикой и пользовался уважением горожан. Тяга к музыке проявилась в Артуре в очень раннем возрасте. Он очень рано начал играть на фортепьяно. И отец, внимательно следивший за развитием своих детей, попросил известного скрипача и педагога Й. Иохама прослушать четырехлетнего сына. Иохам согласился и дал высокую оценку дарованию мальчика. Рассказывают, что при первой встрече с юным Артуром Рубинштейном будущая знаменитость, скрипач Бронислав Губерман сказал ему: «У тебя есть талант, малыш. Если будешь упорно работать, далеко пойдешь…». Губерману тогда было девять лет, Рубинштейну - четыре года.
В шесть лет Артур уже учился в Варшаве у известного польского педагога того времени А. Ружицкого. А когда ему исполнилось восемь, по рекомендации того же Й. Иохама, отец отправил его на обучение в Берлинскую высшую музыкальную школу, где мальчик начал серьезно изучать теоретические дисциплины, в том числе законы композиции, и осваивать технику фортепианной игры.
Рассказывая о своей жизни в Берлине, Рубинштейн вспоминал очень трудный, но, вместе с тем знаменательный момент. К тому времени отец его разорился и не мог оказывать сыну материальную поддержку. Артур оказался в чрезвычайно стесненных обстоятельствах. Единственная надежда - концертные выступления. Но на заключение контракта тоже нужны были деньги. Как разорвать замкнутый круг?.. Юноша пишет письмо другу. С просьбой ссудить ему некую сумму. Дни томительного ожидания не дали желаемого результата - друг не откликнулся. Рубинштейн впал в отчаяние. Ощущение безысходности было столь сильным, что в нем проснулось желание свести счеты с жизнью. Собрав последние силы, он сел за рояль...
Проиграв несколько часов, он внезапно почувствовал, что состояние полной апатии уступило место простой и естественной человеческой потребности. Ему захотелось есть. Артур вышел на улицу и обомлел: окружающий его мир стал совершенно иным - привлекательным и невыразимо прекрасным. Надо было погрузиться в самые глубины безбрежного отчаяния, чтобы понять, сколь бесценен полученный им дар - жизнь. По-настоящему осознать это ему помогла музыка, бросив спасательный круг в пучину безысходности. Позднее он выведет простую формулу человеческого существования: «Люби жизнь такой, какая она есть, принимай её без всяких условий», а на склоне лет скажет: «Если ты любишь жизнь, она ответит тебе взаимностью»...
Дебют Артура Рубинштейна (сольное выступление с Берлинским симфоническим оркестром) состоялся в Берлине в 1898 году, когда ему было одиннадцать лет. Потом он много концертировал. Но критики и любители музыки принимали его весьма сдержанно, как бы присматриваясь к нему, изучая особенности его исполнительской манеры. Впрочем, он и сам в тот период был лишь в начале большого и сложного пути. С юных лет он относился к исполнительству с необычайной трепетностью, достаточно рано осознав, что для того, чтобы подняться на высокий уровень мастерства, даже самого блестящего таланта недостаточно. Тут требуется упорная работа, не только «тренировочная», которая определяется количеством часов, проведенных за инструментом, но и умственная, исследовательская.
Постепенно, в течение всей жизни, Рубинштейн формировал собственные исполнительские концепции. Эти концепции строились, с одной стороны на скрупулезном исследовании творчества композиторов, произведения которых он выбирал для исполнения. С другой - на изучении возможностей музыкального инструмента. Его открытием и достижением стало перенесение в фортепианную музыку позаимствованного у певцов «особого дыхания». «Ваша манера пения... послужила мне большим уроком, - писал он позднее, обращаясь к известной певице Эмме Дестин, которую оценивал, как «лучшее драматическое сопрано начала 20-го века», - попытаюсь перенести Ваше совершенное владение дыханием в мою собственную фразировку». Отсюда извлекаемая им из клавиш неповторимая «певучесть» звуков, которая воспринимается слушателем как живое дыхание музыки.
В начале своей карьеры Рубинштейн играл произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Листа... Очень любил и много исполнял музыку Брамса. Его неизменно привлекало творчество композиторов-романтиков.
Шопена он включил в свой репертуар только в 1930-е годы, когда стал уже вполне зрелым артистом. С тех пор на протяжении всей его последующей сценической деятельности Шопен пользовался у Рубинштейна особой любовью. В отличие от других исполнителей, он подчеркивал в музыке этого композитора светлое, восторженно-романтическое, возвышенное начало.
В исполнении сочинений Шопена он достигает, по мнению многих любителей музыки, вершин фортепианного искусства.
Анализируя творчество Артура Рубинштейна, музыкальные критики неизменно отмечают элегантность и необычность его интерпретаций, удивительную пластичность, гибкость и естественность исполняемой им музыки. «Звучание фортепиано под его пальцами, - пишут они, - было наполненным, глубоким, ясным и рельефным».
Однако в начале 20-го века его главные открытия в исполнительстве еще не сделаны. В 1905 году Артур Рубинштейн впервые едет на гастроли в Париж. Представляя его парижской публике, известный композитор Камиль Сен-Санс (его Второй концерт в исполнении Артура Рубинштейна был истинным украшением его концертных программ) назвал Рубинштейна «великим артистом» и предрек ему блестящее будущее. Однако добиться головокружительного успеха у избалованных парижан пианисту тогда не удалось.
Не приносит ему настоящего удовлетворения и первая гастрольная поездка в Америку в 1906-м. Он дал там сорок концертов, в том числе и в знаменитом «Карнеги-холл» в Нью-Йорке. Музыкальные критики и публика приняли его весьма благосклонно. Но не более того.
В 1910-1912 годах Рубинштейн ездил с концертами по городам России.
Первая мировая война застала Рубинштейна в Лондоне. Его призывают на военную службу. Он работает переводчиком при армейском штабе. Естественно, от концертной деятельности временно пришлось отказаться. К музыке он возвращается лишь в начале 20-х годов. Именно в эти годы и приходит к нему истинное признание.
В 1930-е годы Артур Рубинштейн дважды побывал в стране Советов.
Он снова разъезжает по Европе. Его концерты сопровождаются бурными овациями. Газеты публикуют восторженные рецензии. Единственная, пожалуй, европейская страна, где он не хочет концертировать - это нацистская Германия. Демонстративно отказавшись от приглашения в 30-е годы, он никогда не поедет в Германию. Трагические события Катастрофы коснулись и его лично - во время Второй мировой войны в концлагере «Аушвиц» (Освенцим) погибли три его сестры и два брата.
Только в 1937 году пианист решается на вторую гастрольную поездку в США. На этот раз в Америке его ожидает триумф.
Вторая мировая война настигает Рубинштейна во Франции, куда он приехал с женой и детьми, чтобы пожить там некоторое время. В 1941-м он уезжает в Америку и поселяется в Калифорнии, где собралось много беженцев из Европы.
В доме Рубинштейнов бывают интересные люди - композиторы Рахманинов и Стравинский, писатель Томас Манн... Человеческое обаяние Артура Рубинштейна притягивало к нему людей. И в Америке и, разъезжая по миру, он легко приобретал друзей. Дружеские и творческие узы связывали его со многими знаменитостями века - с писателями Бернардом Шоу и Гербертом Уэллсом, с всемирно известным физиком Альбертом Эйнштейном, с Чарли Чаплином, с композиторами Клодом Дебюсси и Морисом Равелем, с художниками Марком Шагалом и Пабло Пикассо (который нарисовал двадцать четыре портрета великого пианиста).
Когда война закончилась, Артур Рубинштейн создает Фонд Шопена, цель которого помогать музыкантам и артистам, пострадавшим в военные годы.
На постоянное жительство в Европу (в Париж) Артур Рубинштейн возвращается в 1954 году.
Третий визит Артура Рубинштейна в СССР состоялся в 1964 году, когда ему было 77 лет. Российские любители музыки ждали его концертов с известной долей скепсиса. Что может предложить им пианист столь преклонного возраста? Но опасения оказались напрасными. Рубинштейн и в 77 сохранил не только «техничность», но и поистине «юношескую» свежесть восприятия, безграничную, самоотверженную влюбленность в музыку.
Он и в самом деле очень долго держал прекрасную профессиональную форму. Кто-то подсчитал, что в 75 лет Артур Рубинштейн дал около ста многочасовых концертов за год.
В 1968 году советские войска вторглись в Чехословакию. Этот факт произвел на Артура Рубинштейна весьма неприятное впечатление. Больше он в Россию не приезжал...
С именем Артура Рубинштейна связано много открытий в искусстве 20-го века. В частности, это испанская музыка. Он играет лучшие произведения испанских композиторов, и, прежде всего Альбениса и Де Фальи. В исполнении этой музыки ему удается с поразительной достоверностью воспроизвести атмосферу самой Испании с её горячим, знойным воздухом и терпкими, упоительными ароматами.
В гастрольной поездке по Испании он дал сто двадцать концертов. И на каждом его подолгу не отпускали со сцены. А потом восторженная толпа, продолжая выкрикивать «Браво!», провожала его до гостиницы. В Испании он подружился с небольшой группой тореадоров и некоторое время они ездили за ним в разные страны, сопровождая его в гастрольных турне.
В 1970 г. на экраны вышла кинолента «Любовь к жизни». Главный ее герой - замечательный 83-летний пианист Артур Рубинштейн, который за участие в этом фильме получил премию «Оскар».
В 1973-м он опубликовал написанную им книгу «Дни моей юности».
Артур Рубинштейн играл с лучшими, самыми известными симфоническими оркестрами мира. За 75 лет своей концертной деятельности он объездил всю планету. Бывал в Латинской Америке, в Китае и Японии и даже в Африке.
Однако особо нежные чувства Рубинштейн питал к Израилю. Он много раз приезжал сюда с концертами. И постоянно поддерживал страну крупными пожертвованиями. На его деньги, в частности, было создано отделение музыковедения в Еврейском Университете в Иерусалиме. Его имя (с личного согласия пианиста) носит Международный конкурс молодых пианистов, который и в наши дни проходит в Израиле раз в три года. Он сам присутствовал на первых двух конкурсах имени Артура Рубинштейна.
В 1977 году он удостоился звания «Почетный сын Иерусалима».
«Это был человек с другой планеты, из другого мира, - писала об отце Ева Рубинштейн, дочь великого пианиста, - на нас, детей, и вообще на людей, на окружение он смотрел как будто бы из прошлого столетия, когда не было ни самолетов, ни автомобилей, а по разбитым повозками улицам его родной Лодзи тащились конные упряжки... Одним из первых он начал путешествовать самолетом, но убедить его в том, что мир теперь не такой, как во времена его юности, было невозможно. Самим собой он становился, когда пальцы его ложились на клавиши. Лицо мгновенно преображалось, на нем появлялся какой-то идущий изнутри свет...».
Артур Рубинштейн ушёл из жизни 20 декабря 1982 года, в возрасте 95-ти лет. Случилось это в Женеве (Швейцария). Похоронен он, как и просил, составляя завещание, в Израиле, в Иудейских горах под Иерусалимом...