Зима: поэт - художник - композитор
Зима: поэт - художник - композитор
Основное содержание:
- Междисциплинарная тема. Отражение в произведениях искусства темы зимы.
- Сравнение настроений, характеров изучаемых произведений.
Художественный материал:
Музыка: С. Прокофьев. Вариация Феи Зимы из балета «Золушка» (слушание).
Поэзия: Е. Баратынский. Зима.
Живопись:
- Л. Фалькенборх. Зимний пейзаж;
- Ф. Сычков. Катание с гор.
Песенный репертуар: Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение)
Характеристика основных видов учебной деятельности:
- Сравнивать образное содержание произведений музыки и живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия.
- Выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам в рисунке.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима…
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы…
А. С. Пушкин
Наша земля прекрасна во все времена года. Но особое очарование, сказочность и таинственность приносит нам белоснежная зима. По-разному зима поёт свои песни: то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо-унылую, печальную.
Русская красавица-зима – искрящаяся сверкающая – очаровывает и берёт в свой сказочно-снежный плен каждого, кто хоть раз побывал в её холодно-прекрасных владениях. Убаюканная белокрылыми метелями, засыпанная сверкающими пушистыми снегами, сладким сном засыпает природа.
Зима - красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, Рождество. У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года: снежные игры, катание с горок, подарки Деда Мороза.
- Какое время года изображено на репродукциях?
- Какая эта зима - ранняя или поздняя, почему так решили?
- Какие краски использовали художники, чтобы достоверно передать нам картину зимы?
- Каким словом мы называем разнообразие красок, которыми пользуется художник при создании картины? (Палитра.)
- Как называется изображение природы на холсте? (Пейзаж.)
Поэты написали много красивых стихов о зиме, а композиторы сочинили к ним музыку, художники написали картины. Они чувствуют зиму, её настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, художники – в красках, композиторы – в звуках.
Благодаря деятельности этих творцов появляются различные произведения: песни, симфонии, картины, поэмы, сказки, стихотворения и т. д. Всё это мы называем «произведениями искусства». Но искусство может быть разным: поэты создают произведения литературного искусства, композиторы - музыкального, а художники - изобразительного.
Послушайте, как красиво о зиме рассказал поэт Е. Баратынский:
Летом всё цветёт и зреет, а зимою - злой мороз.
То нога оледенеет, то озябнет бедный нос.
Но у ней свои есть ласки, есть чудесные деньки.
Есть у ней снежки, салазки, лёд зеркальный и коньки!
- Можно ли по смыслу и настроению отнести его к одной из репродукций?
- Как в произведении литературного искусства поэт передаёт картину зимы? (С помощью специально подобранных слов - красивых, выразительных.)
- Чем стихотворение отличается от рассказа, от простой речи? (В стихотворении обязательно есть рифма: деньки - коньки, свой размер, ритм стиха.)
Прочитайте стихи ещё раз.
- Что объединяет репродукции картин и поэтические строки, в чём различия, как они дополняют друг друга?
Как изобразительна и прекрасна музыка из балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка»!
«Вариации Феи Зимы» – отрывок из балета «Золушка», написанного на сюжет известной сказки Ш. Перро. Помните, когда после отъезда на бал мачехи с сёстрами Золушка остаётся одна и мечтает? В сказке-балете Прокофьева к ней на помощь приходят не только волшебница крёстная, но и феи всех времён года, которые преподносят Золушке свои дары. А характер у фей такой разный, под стать временам года… Под эту музыку можно представить себе, как Фея Зимы обходит свои владения и, прикоснувшись волшебной палочкой, замораживает всё на своём пути. Итак, знакомьтесь: Фея Зимы!
Слушание «Вариации Феи Зимы» С. Прокофьева.
- Какую картину С. Прокофьев нарисовал своей музыкой, какие интонации мы услышали в музыке.
- Можно ли сказать, что автор нарисовал своей музыкой образ зимы?
- Какие музыкальные средства использовал композитор для передачи картины зимней природы?
- Какой картине наиболее созвучно настроение музыки С. Прокофьева?
- Соотнесите предложенные словосочетания с движением мелодии: злая ревущая вьюга или лёгкая стелющаяся метелица?
Свои мысли, чувства, настроение творцы разных видов искусства выражают с помощью разных средств и разными приёмами: красками, словами, звуками. Однако есть в творчестве композитора, поэта и художника общее: показывая явления природы (образ зимы), творцы передают настроения, чувства человека, правдиво отражают окружающий нас мир.
Поэтические тексты часто становятся песнями, это происходит, когда композитор сочиняет мелодию для понравившегося стихотворения. Иногда наоборот - поэт пишет стихи на уже существующую мелодию.
Завершая музыкальную прогулку в зимнее время года, можно утверждать, что в картине мы видим изображённые разными красками предметы, в стихах слышим слова, в которых раскрывается смысл произведения, а в музыке - слышим выразительную мелодию, которая передаёт нам характер. Каждое из произведений искусства использует свои выразительные средства.
Запомни!
Поэт
Художник
Композитор
Произведение искусств
На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают зиму поэты, художники, композиторы в своих произведениях искусства. Наш урок закончен, но зима продолжает дарить нам много удивительных сюжетов для новых творческих открытий.
Вопросы и задания:
- С какими произведениями искусства вы познакомились на уроке?
- Какой картине наиболее созвучно настроение музыки С. Прокофьева?
- Рассмотрите нотную запись. Волнистая линия показывает движение мелодии. Какие словосочетания наиболее точно отражают характер музыки? Слова для справок: злая ревущая вьюга или лёгкая стелющаяся метелица.
- Предложить либо нарисовать рисунок, передающий танец Феи зимы из балета «Золушка» С. Прокофьева, либо раскрасить рисунок «Зимние забавы» в «Рабочей тетради» (с. 49).
- Заданием повышенного уровня может быть рассказ «Фея зима», сочинённый учащимися.
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Музыкальный и видео-материал:
Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Вариации из балета Золушка. Ballet Etudes. Arizona, avi;
3. Конспект урока, docx.