Музыкальные инструменты и игрушки: Труба и барабан
Музыкальные инструменты и игрушки: Труба и барабан
1-е занятие
Программное содержание. Рассказать детям о музыкальных инструментах - трубе и барабане. Дать послушать звучание этих инструментов в записи.
Ход занятия:
Педагог предлагает детям послушать в записи произведения с солирующей трубой и барабаном. Например, «Неаполитанский танец» из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» (труба), «Марш» из оперы Д. Верди «Аида» (труба), «Болеро» М. Равеля (барабан), Седьмая симфония Д. Шостаковича, 1 часть, разработка (барабан) или другие произведения. Впоследствии дети могут определить солирующий инструмент сами.
П е д а г о г. Оба инструмента - труба и барабан – очень древние. Труба - медный духовой инструмент. В древности она представляла собой прямую трубку, расширяющуюся на одном конце. Ее использовали пастухи, охотники, воины для подачи сигнала.
В средние века игрой на трубе сопровождали рыцарские турниры, военные церемонии. Труба звучала во время торжественных шествий, празднеств. О праздничных событиях возвещалось обычно торжественными, звонкими трубными фанфарами.
Позже трубу начали делать из меди, серебра. Она стала очень длинной, и для удобства ее согнули в несколько раз. В таком виде она сохранилась до нашего времени. (Показывает изображение современной трубы.) Звук трубы яркий, блестящий.
Барабан вам хорошо знаком. Это инструмент с неопределённой высотой звука. Он имеет вид цилиндра, обтянутого кожей с двух сторон. Большой барабан - крупный ударный инструмент с мощным низким и гулким звуком, извлекаемым ударом колотушки. Потому этот инструмент и называют ударным – звучит он, если по натянутой коже ударяют колотушкой или палочками. Малый (военный) барабан - небольшой по размеру инструмент с сухим, высоким звуком, извлекаемым при помощи двух деревянных палочек. (Звучат записи.)
2-е занятие
Программное содержание. Рассказать об изобразительности музыки. Дать детям представление о том, что один музыкальный инструмент, например фортепиано, может изобразить игру других инструментов.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы знаете, что музыка может изображать звуки природы, например капли дождя. (Звучит фрагмент песни А. Лядова «Дождик, дождик».) Музыка похоже передаёт голоса птиц и животных, например чириканье птички (звучит фрагмент песни М. Красева «Синичка»), кваканье лягушки (исполняет фрагмент песни В. Ребикова «Лягушка»).
Один инструмент, например фортепиано, может изобразить звучание других музыкальных инструментов.
Дмитрий Борисович Кабалевский. написал пьесу для фортепиано, которая называется «Труба и барабан». (В презентации предложена пьеса Д. Кабалевского «Марш» из «Детского альбома»). В этой пьесе изображается сначала звучание одного инструмента, а потом одновременно двух. (Исполняет пьесу.) Какой инструмент, труба или барабан, звучит в начале пьесы? (Исполняет 1-4-й такты.)
Д е т и. Барабан.
П е д а г о г. Да. Потом барабан играет вместе с трубой. Прислушайтесь, кажется, что мелодию звонкую, торжественную, призывную играет труба. (Играет пьесу повторно.)
А барабан звучит как аккомпанемент - чётко, бодро. Вот как похоже можно на фортепиано изобразить звуки других музыкальных инструментов!
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей распознавать в музыке черты такого жанра как марш.
Ход занятия:
Педагог исполняет пьесу, дети вспоминают ее название.
П е д а г о г. В этой пьесе фортепиано похоже на звуки барабана и трубы. Как композитору удалось передать звучание этих инструментов?
Звук барабана - это стук. Барабан - это инструмент, на котором нельзя сыграть мелодию, его звук не имеет высоты. Д. Кабалевский изобразил стук барабана двумя одновременно взятыми повторяющимися звуками (играет фрагмент). Эти звуки расположены совсем близко друг к другу, рядом. Сыгранные вместе, они как бы приглушают высоту друг друга. Если сыграть не два звука одновременно, а по одному, то высота их становится отчётливо слышной и они меньше похожи на стук барабана (играет звуки по одному, потом взятые вместе).
Звук барабана довольно низкий. Композитор, чтобы изобразить барабан на фортепиано, выбрал низкие, ворчливые, монотонные, одинаковые звуки - именно те, которые близки барабанному звучанию.
Звук барабана отчётливый, на этом инструменте обычно, играют, когда надо подчеркнуть чёткий ритм музыки, например во время ходьбы под марш. Пьеса «Труба и барабан» похожа на марш - чёткий, бодрый, ритмичный. (Играет фрагмент.) Труба тоже часто звучит в марше - призывная, звонкая, бодрая. (Играет фрагмент.) Кто хочет поиграть на настоящем барабане под эту музыку? А мы помаршируем. (Ребёнок играет на барабане, звучит пьеса.)
4-е занятие
Программное содержание. Развивать представления детей о выразительных средствах музыки (тембре, динамике).
Ход занятия:
П е д а г о г. В пьесе Д. Кабалевского «Труба и барабан» фортепиано подражает звучанию этих инструментов. (Играет пьесу.)
Сегодня вы услышите другую пьесу Д. Кабалевского, которая изображает трубу – «Трубач и эхо». Вы когда-нибудь слышали, как отзывается эхо? В горах, если крикнуть громко, твои слова тихо повторяются, отзываются вдали. Громкие звуки, наталкиваясь на препятствие - большую скалу, гору, возвращаются, повторяются тихо. В музыке тоже можно изобразить эхо.
Вы слушали пьесу С. Майкапара «Эхо в горах». В ней звучит то яркая, громкая мелодия, то таинственно отзывается тихая. (Играет фрагмент.)
А теперь послушайте пьесу Д. Кабалевского «Трубач и эхо». Труба играет мелодию громко, а эхо тихо ее повторяет. (Исполняет пьесу.)
Сейчас я дам вам по две карточки - красную и розовую. Когда вы услышите громкие звуки трубы, поднимете красную, яркую карточку, а когда тихие отголоски эха - нежно-розовую, светлую. (Исполняет пьесу повторно, дети различают тембр и динамику в музыке.)
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Кабалевский. Трубач и эхо, mp3;
Кабалевский. Марш, mp3;
Чайковский. Неаполитанский танец, mp3;
Равель. Болеро (фрагмент), mp3;
Бизе. Игры детей. Труба и барабан, mp3;
Дербенко. Труба и барабан, mp3;
Звучание барабана, mp3;
Звучание трубы, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, docx.