Живая сила традиции. Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

Живая сила традиции. Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

Живая сила традиции

Содержание:

  1. Традиция как хранитель памяти и культуры человечества.
  2. Летописи и предания «старинных» людей.
  3. Образ летописца Пимена в опере М. Мусоргского «Борис Годунов».

Характеристика основных видов учебной деятельности:

  1. Рассуждать о роли и значении художественно-исторических традиций в произведениях искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
  3. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.
  4. Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыкальный материал:

  1. М. Мусоргский. Монолог Пимена из I действия оперы «Борис Годунов».

Изобразительное искусство:

  1. В. Васнецов. «Нестор-летописец»;
  2. Н. Рерих. «Боян»;
  3. И. Билибин. «Келья в Чудовом монастыре». Эскиз декорации к 1-й картине I действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»;
  4. В. Васильев. «Келья Пимена».

Литература:

  1. А. Пушкин. Монолог Пимена из трагедии «Борис Годунов».

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
  2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.
  3. Ориентироваться в основных жанрах западноевропейских и отечественных композиторов (с учётом требований учебника).
  4. Самостоятельно исследовать художественные явления и факты в музыке XX века (с учётом критериев, представленных в учебнике).

Планируемые результаты учебной деятельности:

  1. Метапредметные: выявление связей произведений искусства с традициями, с общей историей культуры.
  2. Личностные: укрепление интереса к отечественной истории, культуре, традициям.
  3. Предметные: осознание личности сказителя, летописца, хранителя традиций на примере героя оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» Пимена.

Форма проведения занятия:

Урок-беседа о необходимости бережного отношения к традициям в культуре, истории, искусстве, музыке.

Виды деятельности учащихся:

  1. Беседа о необходимости сохранений традиций в искусстве.
  2. Смысловое вдумчивое прослушивание монолога Пимена из оперы «Борис Годунов».
  3. Сравнительный анализ музыки монолога и картин с изображением летописцев, баянов, сказителей.

И сокровенный изначальный миг,
Времён исток,
Открылся предо мной.
И я постигнул, что моё рожденье
Нанизано на нить рождений прежних;
Так зрелище в одном себе хранит
Поток других, невидимых творений.
(Рабиндранат Тагор)

На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда.

Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времён. Это непреложный закон: так всегда было и так будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.

Музыкальное произведение не подвержено старению, подобно многим другим явлениям жизни, оно переживает своего создателя, наделяет бессмертием его имя, оно переживает поколения, эпохи,- оно властвует над временем. И получается так, как будто прошлое, это далёкое, давным-давно отшумевшее время, обладает какой-то странной, непостижимой и вместе с тем очень реальной силой, заставляющей нас снова и снова обращаться к древнему опыту и там искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами современность.

Что же это такое?

Что за таинственное «прошлое», дающее живую силу всему, что с ним соприкоснётся?

И связано ли оно с каким-то конкретным временем, одной какой-нибудь великой эпохой или веком?

Вероятно, если мы обратимся к изучению определённой части традиции - например, темы или жанра, - нам удастся установить время её происхождения. Однако едва ли удастся прояснить все таинственные глубины, которые несёт в себе великое музыкальное произведение. Очевидно, даже самый тщательный аналитический разбор, раскрывающий все мелочи, все подробности, все даты, не в силах справиться с задачей объяснения того смысла, что зовётся тайной искусства.

Раньше, когда хотели отметить особое достоинство какого-либо человека, о нём говорили: «старинный человек». Такие «старинные» люди встречались не только среди убелённых сединами старцев, но и среди людей молодых.

Они отличались некоей печатью «нездешности», несовременности - они не были какими-то смешными чудаками, но им как будто было известно что-то неизмеримо большее, чем всем остальным людям. Именно из их числа нередко выходили пророки и большие поэты, постигшие самые глубокие тайны.

Летописи и предания, книги и партитуры, художественные полотна и храмы - всё это создавалось такими «старинными» людьми, хранителями памяти истории и культуры человечества. Не случайно именно память, божественная Мнемозина, согласно древнему мифу, стояла у истоков искусства.

Возможно, именно поэтому каждое великое произведение, как бы точно и полно оно ни отражало своё время, всегда говорит нам о большем - и о неведомых временах, которые не уйдут никогда, пока жива человеческая память, и о нетленных ценностях, которые не изменяются и не предают, ибо временам не подвластны.

Жить не только сегодняшним днём, но всей памятью прошлого - памятью истории, культуры, национальных традиций - это не просто показатель образованности, это примета образа мыслей человека, всего строя его личности. 

Мусоргский был выдающимся музыкальным драматургом. Именно в театре он смог так полно и ярко показать явления действительности. Он был великим мастером создания в музыке живых человеческих характеров, причём передавал не только чувства человека, но и его внешний вид, повадки, движения. Но главное, что влекло композитора к театру, - возможность показать в опере не только отдельного человека, но и жизнь целого народа, страницы его истории, которые перекликались с полной драматизма современностью.

Художественный мир Мусоргского был заполнен непривычными героями и образами.

Беглые монахи, семинаристы, нищие, дети-сироты, как будто пришли на страницы его произведений из самой жизни. А вместе с ними пришли украинские хлопцы и дивчины, стрельцы, вольные люди. И музыка, их рисующая, была музыкой русского человека.

Опера «Борис Годунов» имела для композитора особое значение: она явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно - началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные творения.

В трагедии Пушкина отражены далёкие исторические события эпохи Смутного времени. В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание. Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчёркнута композитором. Ведь монарх, даже наделённый умом и душой, каким показан Борис - и поэтом, и композитором, - не может, да и не хочет даровать народу свободу. Эта идея звучала остро и современно и занимала передовые русские умы во второй половине XIX века.

«Прошедшее в настоящем» - так определил композитор свою задачу.

Пушкин, а за ним и Мусоргский, делают царя Бориса причастным к убийству царевича Димитрия. И хотя эта версия историками отвергается, она была нужна обоим художникам, чтобы в образной форме доказать преступность царской власти вообще, её причастность ко всему тёмному, недоброму, что совершается в мире. Общепринятая трактовка оперы – драма совести Бориса, драма народа. Главным в опере становится слово Совесть.

Эту же мысль подтверждает и Самозванец. Вступив в сговор с врагами своей родины, он устремлён к одной цели - добиться власти.

Составляя либретто, Мусоргский кое-что изменил в пушкинской трагедии. Мысль о решающей роли народа он особенно подчеркнул. Поэтому изменил конец. У поэта в конце трагедии «народ безмолвствует». А у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая оперу, пожалуй, самая главная.

Краткое содержание оперы
Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» - калики перехожие, ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр - завтра все должны быть в Кремле и ждать там приказаний.
На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя - тягостные предчувствия терзают его.
В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола - царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.
Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками - беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.
Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье, и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении. Он сурово допрашивает Шуйского - свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца.
Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует от неё и иезуит Рангони.
Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь её поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.
Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасёт его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба!».
В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстаёт и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребёнка. Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведённый Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовёт сына Фёдора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает.
Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды. «Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», - поёт он.

Работу над оперой М. Мусоргский начал в октябре 1868 г., используя для либретто текст трагедии А. Пушкина «Борис Годунов» и материалы «Истории государства Российского» Н. Карамзина. Сюжет повествует о периоде правления царя Бориса Годунова c 1598 по 1605 г. В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

Опера была завершена в конце 1869 г. и представлена в Дирекцию Императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке. Мусоргский внёс ряд изменений, в частности ввёл «польский» акт с новой героиней Мариной Мнишек, а также добавил финал - монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя.

Премьера состоялась в 1874 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 г. она была снята с репертуара.

Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869, 1872 гг.), две редакции Н. Римского-Корсакова (1896, 1908 гг.), редакция и оркестровка Д. Шостаковича (1940 г.).

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Пимена из I действия оперы «Борис Годунов»

Ночь. Келья в Чудовом монастыре, Пимен пишет перед лампадой. Молодой монах, Григорий, спит. Пимен (приостанавливается): «Ещё одно, последнее сказанье и летопись окончена моя. Окончен труд, завещанный от Бога мне, грешному». Музыка передаёт однообразный скрип пера в летописца в тишине уединённой кельи.

Ещё одно, последнее сказанье -
И летопись окончена моя.
Окончен труд, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих
Свидетелем Господь меня поставил.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду -
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет, -
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною,
Волнуется, как море-окиян.
Давно ль оно неслось событий полно -
Теперь оно спокойно и безмолвно.
Однако близок день, лампада догорает -
Ещё одно, последнее сказанье…

На данном уроке ученики слушают монолог Пимена из 1-й картины I действия. Учитель обращает их внимание на то, что сольный номер Пимена называется не арией, а монологом. Это означает, что в вокальной партии велика роль речевых интонаций, декламации. Пимен погружён в неспешные, спокойные и строгие думы, воспоминания о важных исторических событиях, очевидцем которых он был. Он фиксирует в летописи и недавние происшествия - смерть царевича Димитрия, произошедшую при таинственных обстоятельствах.

Пимен уверен, что именно люди Бориса стали убийцами ребёнка. Старец выступает в опере как обличитель, строгий судья, беспристрастный свидетель. Его образ - это воплощённая народная мудрость. Именно в образе Пимена Пушкин, а за ним и Мусоргский несут идею опоры человечества на традиции, на моральные устои, идею добра, справедливости и гуманизма.

В сцене в келье зрители оперы постепенно замечают, что Пимен на сцене не один, через некоторое время после его монолога просыпается и даёт о себе знать молодой чернец Григорий Отрепьев. Их диалог построен на контрасте степенных интонаций Пимена и напряжённых, взвинченных фраз Григория. Если удел Пимена - ведение летописи из года в год, то Гришка стремится к быстрому достижению цели, он хочет стать знаменитым, богатым, мечтает о власти. Все попытки Пимена обуздать его темперамент ничего не дают. В голове у Гришки созревает дерзкий план - назваться царевичем Димитрием и завладеть русским троном.

Слушание: М. Мусоргский. Хор, Григорий, Пимен из I действия оперы «Борис Годунов» (по желанию учителя).

За сценой слышен хор. Отшельники: «Боже, Боже мой, вскую оставил мя»? Пимен встаёт и благословляет: «Благослови тебя Господь и днесь, и присно и во веки?» Мерная и сурово-спокойная речь Пимена очерчивает строгий и величавый облик старца. Григорий просыпается. Он обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша. Григорий: «Ты всё писал и сном не позабылся. А мой покой бесовское мечтанье тревожило, и враг меня мутил». Григорий просит Пимена истолковать его сон.

Пимен появится в опере ещё один раз, во 2-й картине IV действия, где произойдёт его встреча с царём. Здесь он выступит как обличитель злодеяния царя. Результатом этого морального поединка, в котором правда будет на стороне Пимена, станет смерть царя Бориса. Так в образе Пимена Пушкин и Мусоргский воплощают волю народа, его отношение к преступному царю.

Фигура легендарного создателя «Повести временных лет» - первой русской летописи – окутана тайной и дымкой времени. Художник изобразил его мудрым старцем в тёмном монашеском облачении, занятом написанием своей знаменитой летописи. Он на секунду оторвался от работы, задумавшись над текстом. Седобородый старик с глубоким орлиным взглядом изображён как святой, с нимбом над головой, на фоне своей кельи.

Он опирается на массивный деревянный пюпитр, украшенный резными деталями в русском стиле. На нем расположились атрибуты его вида деятельности – большая пузатая чернильница, перья, перочинный ножик, свитки пергамента. Художник изображает стилизованный интерьер в древнерусском стиле так, как это представлялось большинству интеллигенции в это время – фигурные арочные окна, голые оштукатуренные стены, плиточный пол, массивная, довольно грубая резная мебель.

Одеяние Нестора также стилизовано – на нём ряса с узнаваемыми чертами древних русских боярских одеяний и тёмный плащ с капюшоном. Благодаря использованию насыщенных цветов и чётко прописанной фигуре с выразительным лицом все внимание зрителя сосредоточено на личности летописца. Она кажется очень мудрым и знающим человеком, сознающим лежащую на нём ответственность перед потомками.

Боян - древнерусский поэт-певец. Жил, как предполагается, во второй половине XI - начала XII в. Благодаря высокому исполнительскому мастерству Боян стал легендарным певцом. Впервые он упоминается в «Слове о полку Игореве», где назван «внуком Велеса» (одного из языческих богов), «вещим» певцом, «соловьём старого времени». Время жизни Бояна ориентировочно определяется указанием «Слова» на то, что он воспевал дела и подвиги таких русских князей, как «старый Ярослав» (ум. в 1054), Мстислав Владимирович (ум. около 1036), Роман Святославович (ум. в 1079).

В облике сказителей и летописцев на картинах В. Васнецова, Н. Рериха, декорации И. Билибина учитель обращает внимание учеников на такие общие их черты, как зрелый возраст, мудрое, степенное и вдумчивое выражение лиц. В их изображениях ощущается строгость, неспешность, серьёзность.

Вопросы и задания:

  1. Как вы думаете, почему современные люди нуждаются в музыке прежних эпох?
  2. Возможно ли, по-вашему, появление музыкального произведения, абсолютно свободного от любых влияний? Поясните свой ответ.
  3. Послушайте монолог Пимена из 1 действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Каким предстаёт в музыке образ летописца-отшельника?
  4. Как сам Пимен характеризует значение самой летописи? Найдите в его монологе слова, подтверждающие такое значение.
  5. Каких известных вам литературных героев можно назвать «старинными» людьми и почему? В чём заключается их особая мудрость? В «Дневнике музыкальных размышлений» запишите ответ на этот вопрос.

Композиторы и исполнители