Волшебная сила музыки
Волшебная сила музыки
Содержание:
- Роль музыки и музыкантов в эпоху античности.
- Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.
Музыкальный материал:
- К. Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны» (слушание).
- К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание по желанию учителя).
Характеристика видов деятельности:
- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
- Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.
- Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое - уродливое).
- Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.
От сердца до неба
Протянуты звонкие струны.
Мне дорог весь мир…
Валерий Брюсов
Силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции состязались между собой в пении и игре на музыкальных инструментах. Музыканты провозглашались пророками, способными прозревать прошлое и предсказывать будущее благодаря той чудодейственной памяти, которую заключало в себе их искусство.
Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком, которому открылись ворота в Аид (в греческой мифологии – Царство мёртвых), это мрачное и таинственное место, тщательно охраняемое от всех, кто осмелился бы к нему приблизиться.
Однако не войско, не оружие, не титаническая физическая сила открыли Орфею ворота Аида – их открыли божественные звуки его лиры и его волшебного голоса.
Не менее примечательна и та часть античных преданий, которая связана с походом аргонавтов. Собираясь в плаванье в Колхиду, они взяли с собой Орфея. Всем им было известно, какую опасность таят в себе моря, населённые демоническими (демонический – от слова демон – злой дух, коварный) существами. Неминуемую гибель несла встреча с сиренами, обитательницами морских островов.
Что же зловещего таилось в этих загадочных существах – полуптицах-полуженщинах? Ведь они не нападали на мореплавателей, не преследовали их корабли, у них не было ни пушек, ни ядовитых стрел. Однако был у них другое – божественный голос, необыкновенно притягательный, далеко разносившийся над гладью морских вод. Слышавшие пение сирен, не помня себя, бросались в море на их призывный зов и погибали.
Чернильною водой – морями глаже лака –
Мы весело пойдём между подземных скал.
О, эти голоса, так вкрадчиво из мрака
Взывающие: «К нам!»
(из стихотворения Ш. Бодлера «Плаванье»)
Взятый в плаванье Орфей заглушал сирен пением и игрой на лире. Одиссей же, ещё один герой мифов, проплывая мимо острова сирен, привязал себя к мачте корабля и залил воском уши своих товарищей, чтобы они спаслись от искушающего гибельного призыва.
Среди чудесных оркестровых ноктюрнов К. Дебюсси есть пьеса, которая так и называется «Сирены». В его музыке нет ничего зловещего, это – яркая пьеса-картина, в которой звучит и необозримое пространство морских далей, и красочность изумрудных вод, и шум волн, и звучащее над всем этим очаровательным пейзажем прекрасное пение сирен, исполняемое женским хором. В образе сирен воплощаются красота и смерть, восторг и гибель – одна из вечных тем искусства.
Слушание: К. Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны».
Божественная музыка, таящая гибель в своём манящем призыве, не столь уж частое, но очевидное доказательство необыкновенной силы этого искусства.
Лира. От сердца до неба протянуты звонкие струны…
Каждый музыкальный инструмент своим неповторимым тембром, особой харизмой отражает одну из граней человеческой души, одну из граней нашего мира. А с чем у вас ассоциируется лира? Попробуйте представить себе звучание этого инструмента… Какие образы, какие чувства пробуждаются в вашей душе? Прозрачность, чистота, гармония, звёздное небо, Аполлон, Музы, Орфей?.. Чувствуете, мы ещё не слушали переборы струн, а в воздухе уже что-то витает…
Дивная музыка -
Тайны гармонии
Чуть пробуждаются,
Тихо качаются
В тенях безмолвной души…
Валерий Брюсов
Греческий миф рассказывает, что лиру изобрёл юный Гермес, вестник богов: однажды он отважился посягнуть на стадо священных коров, принадлежавших Аполлону. Аполлон, стремясь восстановить справедливость, обратился к Зевсу с просьбой, чтобы тот рассудил их. Гермесу ничего не оставалось, как во всём признаться перед владыкой Олимпа. Но пока Аполлон возвращал своих коров из пещеры, проворный Гермес сел на камень, достал свою лиру, которую до этого сотворил из панциря черепахи, коровьих рогов и трёх струн, и самозабвенно заиграл на ней. Дивные звуки наполнили долину. Изумлённый Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса и тут же, не раздумывая отдал ему всех священных коров в обмен на лиру.
Продолжая историю этого инструмента, другие мифы говорят, что Аполлон подарил свою лиру, но уже семиструнную, легендарному певцу Орфею, который и принёс её в мир людей. Имя Орфей означает «Исцеляющий светом», его музыка очищала душу, исцеляла её, наполняла небесной гармонией.
Миф о любви Орфея и Эвридики рассказывает, что игрой на лире Орфей мог заворожить не только людей: реки останавливали своё течение, птицы, деревья и свирепые животные - все замирали и внимали её звукам.
Возлюбленная Орфея, Эвридика умирает от укуса змеи, душа её направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей, ведомой силой любви к своей возлюбленной, спускается за ней. Великая любовь Орфея вызвала сострадание в сердце Аида, который разрешает ему вывести Эвридику из подземного мира, но с условием: если он оглянется и посмотрит на неё, прежде, чем Эвридика выйдет на свет дня, он потеряет её навсегда. Но когда цель уже казалось бы была достигнута, и он должен был соединиться с Эвридикой, его одолевают сомнения. Орфей оборачивается и теряет свою возлюбленную, великая любовь соединяет их только на небе.
Слушание: К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
Какая чудодейственная сила жила в этом инструменте?
Оказывается, каждая струна лиры Орфея символически была связана с одним из божественных законов и с одним из божественных достоинств души, пробудив которые, человек мог познать свою истинную природу. Лира была связана и с Музами, прекраснейшими дочерьми богини памяти Мнемозины, присутствие которых было для людей священным.
Музы, молю - из толпы многогрешного рода людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу душу! –
поётся в одном античном гимне.
О лире мы знаем больше как об инструменте символическом, никто никогда не слышал её голоса. Но так хочется иногда закрыть глаза и услышать звуки, которые, едва коснувшись тебя, уносят прочь всю тяжесть, наполняют душу свежим дыханием, пробуждают забытые, но дорогие сердцу мечты.
Ведь лира звучит не только благодаря струнам… В ней живёт тихий, но сильный зов Неба, который когда-то в неё вдохнули Боги. Он звучит и сейчас, хотя струны лиры давно умолкли.
Давайте на миг остановимся и прислушаемся: может, звуки лиры похожи на журчание чистого родника, на лёгкий шелест ветра, играющего весенней листвой; а может, отзвук серебряных струн слышится в чистом смехе ребёнка, в шёпоте влюблённых, в вечной молитве материнского сердца?
…Звуков по-прежнему не слышно, но в душе возникли знакомые чистые и трепетные чувства…
Анна Мироненко (из журнала «Человек без границ»)
Вопросы и задания:
- Почему только Орфею открылись ворота в Царство мёртвых?
- Всегда ли сила музыки подчинена добрым намерениям? Расскажите на примере пьесы К. Дебюсси «Сирена».
- Рассмотрите нотную запись темы сирен. Прослушайте её. Что слышится в её звучании?
- Звучание какого инструмента усиливает живописность музыкального образа в «Сиренах» Дебюсси?
- Есть ли в кажущейся безмятежности ноктюрна Дебюсси какой-либо оттенок грусти? Где вы его заметили? Каким средством музыкальной выразительности он передаётся?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика», mp3;
Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны», mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.
В презентации использованы репродукции картин художников: С. Вуэ, Д. Тернера, К. Коро, М. Корнеля, Э. Пойнтера, Я. Селлайо, Дж. Уотерхауса, К. Лоррен, Д. Луи, Ф. Буше и др.