Волшебная красочность музыкальных сказок
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 28
Тема: Волшебная красочность музыкальных сказок.
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: Интродукция «Океан - море синее» из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске.
«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские...»
(Н. А. Римский-Корсаков)
Сообщение темы урока:
- Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных спектаклях, быть может, даже видели балеты-сказки, оперы-сказки. Скажите, отличается ли музыка, написанная для таких спектаклей, скажем, от спектаклей на не сказочные сюжеты? (Да, конечно, музыка, написанная к музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную, нереальную.)
Сегодня наш урок посвящён музыкальным сказкам.
Работа по теме урока:
1. Сказка как основа сюжета для музыкального произведения
Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные - словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.
Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». Уже в самом названии этого фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла.
Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве, он воспроизводит своеобразный танец цветов, бликов - золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых. Все средства музыки - от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра - направлены на создание красочной музыкальной картины. Многие музыканты называли оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка XIX столетия.
Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
- Услышали ли вы какие-либо особенные сказочные звуки, рисующие рыбок? (Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но кроме этого он изображает своеобразный танец цветов и бликов подводного мира - сверкающих, изменчивых. Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.)
2. Портретные сказочные образы.
- В опере также присутствуют и портретные сказочные образы. Они, конечно, отличаются от музыкальных портретов реальных людей. Как вы думаете, почему? (Отличие в изображении сказочных героев от музыкальных портретов реальных людей заключается в привнесении таинственного, загадочного, связанного с непостижимым волшебным миром).
Посмотрите внимательно на картину Михаила Врубеля «Царевна Лебедь» - это не просто иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Кто является автором этой сказки? (Великий русский поэт А. С. Пушкин.)
«Царевна-Лебедь» М. Врубеля - это обобщённый образ женских сказочных образов. В чем-то он сродни образу Морской царевны Волховы из оперы «Садко», так же исполненной невыразимой прелести, - и вместе с тем загадочной, непостижимой.
Когда Морская царевна поёт свою чудесную колыбельную песню, она вкладывает в неё очень много лирического чувства. В музыке звучат интонации народной песни, придающие Волхове тёплые, живые черты реальной девушки. И все же, когда в мелодию «Колыбельной» вплетаются интонации «волшебного» характера, становится очевидной нерасторжимая связь Морской царевны с фантастической сказочной стихией.
Таинственная природа Морской царевны подчёркивается колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце «Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейков. Царевна Волхова, полюбившая гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно другим сказочным героиням (Русалочке, Снегурочке), человеческую душу, а остаётся верна своему морскому миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием. Это возвращение в привычную свою стихию передаётся в музыке исключительно выразительно: царевна принимает облик утреннего тумана и растекается по лугу широкой светлой Волховой-рекой.
Мелодия колыбельной Волховы - простая, задушевная, бесконечно близкая языку русской народной песни. Баюкающий припев напоминает тихое мерное колыхание волн. Римский-Корсаков высоко ценил музыку последнего появления Волховы. «Вариации её колыбельной песни,- писал он,- считаю за одну из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания».
Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».
Многие известные и любимые сказки обогатились музыкальными звучаниями. Мы услышали, под какую музыку плясала Маша в «Щелкунчике», услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала - ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном. П. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой музыканта - и она сразу ожила, наполнилась очарованием настоящего праздника, тёплого и глубокого чувства - и словно стала реальностью, частью нашей жизни.
Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по-настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой любви.
Слушание: П. Чайковский. «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».
Мы узнали также, какая музыка звучала на балу у Золушки, что танцевали гости и она сама. Мы всегда знали, что роковым моментом была полночь, впервые услышали, как звучали часы, как отбивали они свои двенадцать ударов и как постепенно, с каждым новым ударом, исчезало колдовство доброй Феи. Бой часов похож на колокольный звон - тревожный, яростный, неумолимый. Сначала как бы слышится громкое тиканье часов, а затем раздаются двенадцать гулких, хриплых, зловещих ударов, изображаемых оркестром.
А сделал это зримым ещё один волшебник - Сергей Сергеевич Прокофьев.
Слушание: С. Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка» (фрагмент)
Итог урока:
Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления о волшебном, таинственном, что она - воплощённая мечта человека о прекрасном?
Вопросы и задания:
- Почему, когда композиторы обращаются к сказочным сюжетам, в их музыке так возрастает изобразительное начало?
- В чём разница между музыкальными портретами реального человека и сказочного героя?
- Какими средствами передаётся красочность образа в «Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова?
- Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П. Чайковского «Щелкунчик»?
- В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой любимый персонаж из музыкальной сказки.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Римский-Корсаков. Опера «Садко»:
Интродукция «Океан-море синее», mp3;
«Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок», mp3;
«Колыбельная Волховы», mp3;
Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка» (фрагмент), mp3;
Чайковский. «Па-де-де» из балета «Щелкунчик», mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.