Сказочные героини Васнецова и Билибина
Сказочные героини Васнецова и Билибина
Виктор Васнецов и Иван Билибин вывели к зрителям целую вереницу сказочных героинь. Помимо «Красы неописуемой», было и ещё чем блеснуть этим волшебным девицам: у каждой - свой характер и собственная неповторимая история.
Царевна-лягушка умеет колдовать: на пиру в один рукав косточки сложит, в другой - вино выльет; потом пойдёт плясать: махнёт правой рукой - станут леса и воды, махнёт левой - полетят разные птицы.
Прослушивание: А. Лядов. Плясовая.
Безымянная сказочная красна девица, чтобы найти своего друга Финиста-Ясного сокола, три пары башмаков железных истоптала, три посоха чугунных изломала и три просвиры каменных изглодала; а своего добилась – такой характер упорный.
У царевны Несмеяны всё в жизни есть, кроме хорошего настроения.
Прослушивание: П. И. Чайковский. Нежные упреки.
А прекрасная княгиня из сказки «Белая уточка» была заколдована и на некоторое время превратилась в утку.
Оба художника упорно работали над тем, чтобы своих героинь правильно нарядить: ясно, что царевна Несмеяна не станет носить сарафан и лапти простой девушки Василисы, а Царевне-лягушке не предложишь то же платье, что Несмеяне. Но этого мало: надо было показать зрителям, как выглядят сказочные дворцы.
Васнецову первому пришлось решать этот вопрос, когда Савва Мамонтов затеял у себя дома поставить к Рождеству «Снегурочку» А. Н. Островского, а Васнецову поручил писать декорации (а ещё - играть роль Деда Мороза). «До часу или до двух ночи, бывало, пишешь и возишь широкой малярной кистью по холсту, разостланному на полу,- вспоминал художник,- а сам не знаешь, что выйдет». Он-то писал палаты сказочного царя Берендея, а вышло похоже на палаты настоящего царя, древнерусского, жившего в XVII веке: потолки расписные, стены цветами и травами разрисованы; арки, столбики фигурные, а за окнами – высокие «Шатровые» крыши.
Прослушивание: Н. А. Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент).
Почему так вышло, неизвестно. То ли снова открылся перед ним параллельный, волшебный мир, то ли помнил Васнецов, что сказки слагались в древнерусские времена, вот и настроился на Древнюю Русь. А ближайшая по времени частица Древней Руси - XVII век. После уже и дома стали строить по-другому, и царевны начали одеваться по европейской моде. Как бы то ни было, тридевятое царство заставило Васнецова, а за ним Билибина полюбить подлинную русскую старину. Думая о том, как украсить сказочный мир, художники-сказочники вспоминали настоящий XVII век, он был для них сказочным временем в искусстве.
Поэтому, чтобы быть ближе к сказке, художники-сказочники интересовались тем, как люди жили раньше, какими вещами пользовались и как делали жизнь наряднее.
Билибин объездил Русский Север: смотрел, как «старинные, срубленные церкви прилепились к берегам северных рек, как расставлена деревянная утварь в просторной северной избе и как деревенские щеголихи наряжаются в свои старинные наряды» (это слова самого художника). Он не только путешествовал, но и выполнял научное задание: собирал для Русского музея в Петербурге коллекцию изделий талантливых местных мастеров, фотографировал древние деревянные церкви и часовенки. Он стал настоящим знатоком древней архитектуры, старинного костюма и крестьянского быта. И в билибинских книжках сказочный мир создан из исторически точных деталей. Можно не сомневаться: так, как одета Василиса Прекрасная, одевались и обычные, не сказочные девушки.
Васнецов тоже приобретал разные старинные предметы. В мастерской у него стоял светец с поддоном железная стойка, в которую зажимали лучину: лучина горела, давала свет, а угольки падали в поддон, куда наливали воду. Были настоящие гусли и большой, из давних времён, сундук с «солнышками», И оружие - два топорика-секиры. Прикасаясь к этим вещам, художник попадал в сказочный мир гораздо быстрее, чем раньше. Между прочим, точь-в-точь такой сундук был у Кощея Бессмертного (мы это видели на картине).
В том сундуке, что стоял в доме у Васнецова, хранились костюмы. Не все из них были по-настоящему старинными, в основном, их сшили родственники и друзья живописца для домашних театральных спектаклей. В этих же костюмах друзья и родственники позировали Васнецову для картины «Спящая царевна».
К сказочным царевнам художник под конец жизни так привык, что картины с ними оставил у себя в мастерской насовсем. Все думали, что он ещё не закончил работу. Но, наверное, главная причина в другом: эти, такие разные, царевны поддерживали его в печали и радости.
Допустим, смотрит художник: вроде всё у него есть, а как-то вокруг невесело. Он тогда - к «Царевне Несмеяне»: подправит что-нибудь на холсте - и как будто в мире что-то улучшил. Или говорит себе: «Ничего-ничего, все будет хорошо!» А тут как раз и Царевна-лягушка на картине пляшет, да так, что музыканты вдохновились: вот-вот сами в пляс пойдут. А уж если чувствует Васнецов: что-то мешает жить, он идёт к той царевне, что в плену у Кощея.
Но если так - встаёт вопрос: в каких же случаях обращался художник к работе над «Спящей царевной»? Даже в мастерской Васнецова, где потолки высотой в два высоких этажа, видно, как велико это полотно. Неудивительно, что автор работал над ним 26 лет: целое царство сна сразу не напишешь. Сладко спят его обитатели, самозабвенно и, видно, очень давно: уже и берёза успела облететь, теперь вот снова цветы распустились. Спит царевна в короне, спит гусляр с гуслями, скоморох в колпаке, девицы на лавке, стражник с секирой, спят павлины в дупле...
Прослушивание: А. Лядов. Колыбельная.
Если всех перечислить, получится настоящая колыбельная. Племянник Васнецова, который позировал для фигур скомороха и гусляра, вспоминал, что как-то и вправду уснул во время сеанса. А Васнецов держался.
Но хочется думать (хотя об этом нигде воспоминаний нет), что перед сном художник потихоньку от домашних поднимался в мастерскую, замирал ненадолго перед «Спящей царевной», а уже потом шёл, умиротворённый, в спальню, бормоча: «Мишка спит, и лисичка спит, зайчик спит, попугайчики спят...»
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент), mp3;
Чайковский. Нежные упреки, mp3;
Лядов. Колыбельная, mp3;
Лядов. Плясовая, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.