Сказка в музыке: Старый замок
СКАЗКА В МУЗЫКЕ
Модест Мусоргский. Старый замок
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей чувствовать настроение музыки, различать выразительные средства, создающие образ.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы когда-нибудь видели старый замок? Каменные толстые стены, высокие башни, причудливые, удлинённой формы окна с резными решётками...
Замок обычно стоит в живописном месте, на высокой горе. Он суровый, мощный, обнесён оградой - толстыми стенами, валами, рвами. Послушайте, как музыка может нарисовать картину старого замка в исполнении симфонического оркестра.
Слушание: Модест Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» (в исполнении симфонического оркестра).
Эту пьесу написал замечательный русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Она входит в его цикл «Картинки с выставки». С некоторыми пьесами из этого цикла вы уже знакомы.
Пьеса интересна тем, что музыка без помощи слов очень выразительно изображает картину мрачного, сурового старинного замка, и мы чувствуем какой-то необыкновенный дух таинственности, старины. Словно замок виднеется в тумане, окружён ореолом загадочности, волшебства. (Пьеса исполняется повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Развивать творческое воображение детей, умение выразить в слове, рисунке характер музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Послушайте пьесу, в которой музыка рисует картину старого замка в исполнении на фортепиано (исполняет пьесу, дети вспоминают её название).
Слушание: Модест Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» (в фортепианном исполнении).
П е д а г о г. А как вы думаете, в этом замке кто-нибудь живёт или он заброшенный, нежилой? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. В нём никого нет, он заброшенный, пустой.
П е д а г о г. А почему вы так думаете, как музыка рассказала об этом?
Д е т и. Музыка застывшая, грустная, тихая, медленная, таинственная.
П е д а г о г. Да, музыка звучит загадочно, волшебно, будто всё замерло, заснуло. Один и тот же звук в басу тихо и монотонно повторяется, создавая характер оцепенения, загадочности.
Мелодия на этом мрачном, сонном волшебном фоне звучит грустно, заунывно, иногда с некоторым волнением, будто ветер завывает в пустых покоях замка. И снова всё замирает, остаётся без движения, стихает...
Вы знаете сказку о спящей красавице? В ней рассказывается о том, как принцесса, уколов палец веретеном, заснула на много- много лет. Её заколдовала злая волшебница. Но доброй волшебнице удалось смягчить колдовство, и она предсказала, что принцесса проснётся, когда её полюбит прекрасный юноша. Вместе с принцессой заснули все, кто был в замке на балу. Замок погрузился в оцепенение, зарос, затянулся паутиной, пылью, всё замерло на сотни лет... (Звучит фрагмент.) Может быть, композитор хотел изобразить такой замок или другой - замок Кощея Бессмертного, в котором нет ничего живого, замок мрачный, страшный, унылый? (Звучит фрагмент.)
Придумайте свою сказку про старинный замок, чтобы она была близкой по духу, по настроению этой музыке, и нарисуйте замок, который возникает в вашем воображении, когда вы слушаете эту музыку. (Пьеса исполняется повторно.)
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 8 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Модест Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» (в фортепианном и исполнении симфонического оркестра), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.