Песня - верный спутник человека
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 8
Тема: Песня - верный спутник человека.
Цель урока: формировать познавательный интерес к истории возникновения песни - основного источника музыки.
Материалы к уроку: портреты композиторов, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент.
Звучит песня Е. Крылатова, на стихи Ю. Энтина «Крылатые качели».
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Как волшебный клубок из сказки песни – на всем моем пути…
Идите по следу до самой последней, коль захотите меня найти!»
(М. Джалиль)
Сообщение темы урока.
- Темой сегодняшнего урока является песня. Песня – самый главный, самый первый музыкальный жанр, который родился почти одновременно с первыми музыкальными звуками.
Работа по теме урока.
1. Как появилась песня.
- Десятки тысяч лет назад первобытные мамы, укачивая своих младенцев, напевали тихим, нежным голосом следующее: «А-а-а! а-а-а», такое мы слышим и в наш компьютерный век. А ведь этот незатейливый напев - самая настоящая колыбельная с её размеренным ритмом и убаюкивающими интонациями. Так вот, колыбельная – это начало песни.
Колыбельная - первая представительница вокального жанра, да и музыкальных жанров вообще. И эта самая первая песня была без слов. Догадайтесь почему? (Потому что люди тогда ещё не умели разговаривать.)
Видите, как интересно получается. Человек и человеком-то ещё не стал, а первый музыкальный жанр уже появился.
2. Песня и деятельность человека.
- Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду. Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева-Кумача:
Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг и зовёт, и ведёт
И тот, кто с песней пo жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Годы учёбы, труда, будни и праздники, сражения и победы – всё оставляет свои песни, если попытаться собрать воедино все когда-либо рождённые песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества.
Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека?
Давайте прочитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на стр. 52 ваших учебников.
«Я рано узнал прелесть песни,- вспоминает писатель Юрий Нагибин в своей «Книге детства». - Мне пела мама.
Шумом полны бульвары,
Ходят, смеются пары...
- Звучало по утрам в залитой солнцем комнате. Мама вытирала пыль с вещей, отдавая солнцу их лакированные глади. А я был во власти бульваров, полных светлой радости, шумящих молодыми голосами и весенней листвой.
И может всё случиться!
Я не знал, пела ли мама ещё, я просто больше ничего не слышал. Сердце обмирало и замыкалось в своей тайне: что-то случится в моей жизни, непременно случится, грозное, счастливое, до стыда сладкое, о чём я и думать не смел».
- Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка? (Слова песни, с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.)
Да, человек, даже совсем юный, впервые ощущает в себе неизведанные ещё силы, способность к поэтическому состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ.
Учитель играет несколько тактов мелодии песни «Маленький принц» М. Таривердиева. Учащиеся называют произведение.
- Скажите, о чём эта песня и чей образ здесь присутствует? (Это песня - мечта о высоких стремлениях. Образ Маленького принца возник из одноименной сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери.)
О чём говорится в сказке? Кто такой маленький принц? (Маленький принц - мальчик с очень далёкой планеты, который очень любил путешествовать. Однажды он попал и на нашу планету. Его путешествия принесли ему знания главных истин на свете: что такое любовь и дружба, что такое ответственность за другое живое существо и что всё это и составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и власть. Он очень удивился, что такое понимание жизни недоступно очень многим людям, которых повстречал на своём пути маленький принц: Королю - который был горд своим величием, Звездочёту - который только и делал, что считал своё богатство, Пьянице - который искал своё счастье в вине, и только Лётчику, встретившему Маленького принца в конце его путешествия к людям, открылись эти пронзительные в своей чистоте истины, которые поведал ему маленький, затерявшийся в пустыне ребёнок. И с той поры для Лётчика и для всех нас, узнавших от него эту историю, Маленький принц и его далёкая планета стали воплощением высокой сказочной мечты.)
Диапазон у песни достаточно широкий, поэтому обращаем внимание на лёгкое, полётное, нефорсированное звучание как самых низких, так и самых высоких звуков. (Хоровое исполнение песни).
4. Песни о главном.
- А сейчас мы обратимся к ещё одному воспоминанию о песне - оно из повести «Последний поклон» Виктора Петровича Астафьева. Автор описывает, как ещё мальчиком он с бабушкой ходил на рассвете за земляникой и как встретило их то далёкое туманное утро.
«Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и побрели по нему, как по мягкой, податливой воде, выбредали из него медленно и бесшумно. Вот он уже по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу из-за дальних увалов плеснулось яркое и празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на камнях, на валежинах, на упругих шляпках молодых маслят и в каждой травинке.
Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым - голосом, как будто она и не спала, будто все время была начеку: «Тить-тить-ти-ти-рри-и...»
- Что это, баба?- спросил я шёпотом.
- Это зорькина песня.
- Как?
- Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает.
И правда, на голос зорьки (так в наших краях называют зорянку) ответило сразу несколько голосов- и пошло, пошло! С неба, с сосен, с берёз - отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много, и были они один звонче другого, и все-таки зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась громче, яснее других.
Зорька улавливала какие-то мимолётные, почти незаметные паузы и вставляла туда свою сыпкую, неудержимо радостную песню.
- Зорька поёт! Зорька поёт! - закричал я и запрыгал неизвестно отчего.
- Зорька поёт, значит, утро идёт,- сказала бабушка, и мы поспешили навстречу этому утру и солнцу, медленно поднимающемуся из-за увалов. Нас провожали и встречали птичьи голоса: нам низко кланялись обомлевшие от росы и притихшие от песен сосенки и ели, рябины и берёзы.
В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальцами чуть шершавую, ещё только с одного бока опалённую ягодку и осторожно опустил ее в бокал. Руки мои запахли лесом, травой и этой яркой зарею, разметавшей ел по всему небу.
А птицы все так же громко и многоголосо славили утро и солнце, и зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в моё сердце и звучала, звучала, звучала... Да и по сей день неумолчно звучит».
Беседа о прочитанном.
О чем она, эта зорькина песня? Почему она звучит в душе автора вечно, не умолкая? Как вы думаете? (Потому что она родом из детства: о доме, бабушке, о самом сокровенном и близком.)
Сколько таких песен - добрых, тихих и светлых – написано об ушедших днях детства, о первых рассветах, первых дорогах. У каждого человека звучит в душе песня, близкая только ему. Вы можете рассказать о своей любимой песне? (Заслушиваются ответы учащихся).
- А сейчас мы с вами послушаем одну из самых лучших и трогательных песен, которая называется «С чего начинается Родина?». Музыку к этой песне написал В. Баснер, слова М. Матусовский. (Слушание песни).
- Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Очень хорошая, добрая песня, вызывает чувство гордости, любви.)
- А что для вас Родина? (Для меня - мамины руки, голос, родной двор, дом, родители и т. д.)
Итог урока.
Слушая эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении. Хорошая песня - целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Может быть, это происходит оттого, что в песне чувства и стремления человека находят своё прямое, непосредственное выражение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, вдохновляет во всех начинаниях, утешает в трудную минуту.
Вопросы и задания:
- Что вы узнали о песне?
- Вспомни известные тебе русские народные песни. О чем в них поётся? Как в музыке передаётся их содержание?
- Сравни два приведённых фрагмента из воспоминаний Ю. Нагибина и В. Астафьева. О каких песнях они писали? Можно ли сказать, что между этими песнями есть что-то общее?
- Дневник музыкальных наблюдений, стр. 11-12.
- Следующий урок у нас с вами будет обобщающим; в начале урока вы ответите на вопросы тестов, затем мы с вами поговорим о пройденном за эту четверть материале с опорой на дневники музыкальных наблюдений.
Урок 9
Тема: Урок-обобщение.
Цель урока: обобщить пройденный материал за период обучения в первой четверти.
Материалы к уроку: тестовые задания, музыкальный материал, портреты композиторов.
Ход урока.
Организационный момент.
В начале урока детям раздаются тестовые задания по пройденному материалу (два варианта).
Урок открывается песней «С чего начинается Родина?» М. В. Баснера, сл. М. Матусовского.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Она еще не родилась,
Она – и музыка и слово,
И потому всегда живого
Не нарушаемая связь…»
(О. Мандельштам)
Тесты:
Вариант 1.
1. Кому принадлежит следующее высказывание: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»:
а) А. де Сент-Экзюпери;
б) Э. Григу;
в) И. Гердеру.
2. Музыка - это искусство ...
а) звуков;
б) красок;
в) слов.
3. Кто написал сказку «Соловей»:
а) Г. Х. Андерсен;
б) Братья Гримм;
в) К. Чуковский.
4. К миру искусства принадлежат:
а) живопись, литература, математика;
б) музыка, литература, живопись;
в) литература, музыка, природа.
5. Учебное заведение, предназначенное для получения музыкального образования:
а) галерея;
б) консерватория;
в) оперный театр.
6. Кто написал картину «Опавшие листья»?
а) И. Левитан;
б) И. Бродский;
в) И. Айвазовский.
7. Кто написал стихотворение «Я помню чудное мгновение»:
а) М. И. Глинка;
б) Н. Рубцов;
в) А. С. Пушкин.
8. Кто написал фортепианный цикл «Времена года»:
а) П. И. Чайковский;
б) Р. Шуман;
в) М. И. Глинка.
9. Кто считал, что все люди делятся на музыкантов и не музыкантов:
а) Э. Гофман;
б) Э. Григ;
в) М. П. Мусоргский.
10. Каким певческим голосом обладал Фёдор Иванович Шаляпин:
а) баритон;
б) тенор;
в) бас.
Вариант 2.
1. Кому принадлежат следующие слова: «Всё, что звучит в природе, и есть музыка»?
а) И. Гердеру;
б) А. де Сент-Экзюпери;
в) Э. Григу.
2. Что в стихотворении С.Я. Маршака «Гвоздь и подкова» явилось первопричиной, вызвавшей цепь всех последующих бед:
а) подкова;
б) лошадь;
в) гвоздь.
3. Кто написал сказку «Маленький принц»:
а) Братья Гримм;
б) А. де Сент-Экзюпери;
в) Г. Х. Андерсен.
4. Кому принадлежат следующие слова: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля»
а) М. Таривердиев;
б) А. Н. Толстой;
в) А. де Сент-Экзюпери.
5. Что является эпиграфом к произведениям фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского:
а) картины русских живописцев;
б) строки из стихотворений русских поэтов;
в) комментарии об исполнении данного произведения.
6. Цикл «Детская» М.П. Мусоргского состоит из ... пьес
а) 5;
б) 7;
в) 9.
7. Кому принадлежат следующие строки:
«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть ... »
а) М. Ю. Лермонтову;
б) А. С. Пушкину;
в) Ф. И. Тютчеву.
8. Кто написал музыку к песне «Маленький принц»:
а) М. И. Глинка;
б) М. Таривердиев;
в) Е. Крылатов.
9. К первым литературным источникам, которые дали жизнь значимой части музыкального наследия, относятся ...
а) мифы и легенды;
б) тексты священных писаний: Библия и Евангелие;
в) сказки, предания.
10. Как звали греческого бога-покровителя искусств:
а) Зевс;
б) Аполлон;
в) Гермес.
После того как дети сдали работу, проводится коллективная проверка.
- А сейчас я предлагаю игру «Узнай произведение».
Учитель наигрывает по 1-2 фразы произведений, разученных в течение первой четверти, а дети узнают, называют и произведения, и авторов.
Также можно предложить узнать композиторов, показывая их портреты.
Затем учитель предлагает спеть песни, разученные в течение четверти. По желанию детей можно выбрать солистов, либо группу запевающих, либо использовать пение по цепочке.
В конце урока дети сдают дневники музыкальных наблюдений.
Разработка уроков И. В. Кoнeвoй и Н. В. Тeрeнтьевoй.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Крылатов. Крылатые качели (в исп. БДХ), mp3;
Крылатов. Крылатые качели (минус), mp3;
Баснер. С чего начинается Родина (в исп. Д. Хворостовского), mp3;
Баснер. С чего начинается Родина (минус), mp3;
Таривердиев. Маленький принц (в исп. Е. Камбуровой), mp3;
Таривердиев. Маленький принц (минус), mp3;
3. Конспект урока, docx;
4. Конспект урока-обобщения.