Образы живописи в музыке
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 23
Тема: Образы живописи в музыке.
Цели урока: исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства; анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства; понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении.
Материалы к уроку: портреты композиторов, писателей, репродукции картин, музыкальный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
Слушание: песня «Слово и нота» в исп. А. Иванова (музыка и слова Михаила Шелега).
Где найти мне такое слово,
Чтобы скептик не мог оспорить,
Чтобы даже самого злого
Слово это могло успокоить?
Разбудило б любовь и нежность,
Подарило бы веру снова,
Чтоб вселяло в сердца надежду,
Где найти мне такое слово?
Ночью, когда за окном стемнеет,
Ночью, когда лишь Луна и звёзды,
Слово это над миром реет,
Словно птица, пронзая воздух.
Ночью, когда засыпает город,
Ночью, когда сон смыкает вежды,
Я в тишине разыщу это слово -
Слово Веры, Любви и Надежды,
Слово Веры, Любви и Надежды.
Где найти мне такую ноту
И так к слову её поставить,
Чтоб сердца пригласить к полёту,
Чтобы души летать заставить?
Чтоб струной натянулась тонко,
Не сфальшивила б ни на йоту,
Чтоб звучала легко и звонко,
Где найти мне такую ноту?
Утром проявится дня рисунок,
Утром, когда горизонт проснётся,
На золотых лучах, как на струнах,
Ноту эту сыграет солнце.
Утром, когда всколыхнёт природу
Птичий гомон светло и нежно,
Я в пеньи птиц разыщу эту ноту -
Ноту Веры, Любви и Надежды,
Ноту Веры, Любви и Надежды.
Утром, когда всколыхнёт природу,
Птичий гомон светло и нежно,
Я в пеньи птиц разыщу эту ноту -
Ноту Веры, Любви и Надежды,
Ноту Веры, Любви и Надежды.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки такой постичь!»
(Г. Гессе)
Сообщение темы урока.
- Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы – рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. Понять по-настоящему произведение искусства – значит проникнуться его содержанием, осознать, на какой жизненной почве оно возникло и выросло.
Связь музыки и литературы бесспорна и очевидна, а вот музыка и изобразительное искусство образуют более сложный союз. Сегодня мы и поговорим об этом союзе.
Работа по теме урока.
1. Связь музыки и изобразительного искусства.
- Музыка и поэзия - искусства временные, они взаимодействуют в едином потоке звучания, едином биении ритмического пульса.
Изобразительное искусство - явление пространственное, это цвет, линии и формы. Вроде бы ничего общего с музыкой, у которой своя художественная область. Встретиться они, конечно, могут, например, в опере, балете, либо в другом музыкальном спектакле, где действие требует и музыкального выражения, и декоративного оформления.
Изучая различные музыкальные произведения, мы встречаем в ней не только песни и сказки, поэмы и баллады, не только оперы, навеянные литературными образами - такие, как, например, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Орфей и Эвридика» К. Глюка.
В музыке давно существуют симфонические картины и этюды-картины, фрески и эстамп, музыкальные портреты. Названия музыкальных произведений отражают вдохновившие их образы: «Лес» и «Море» А. Глазунова, «Облака» и «Туманы» К. Дебюсси, «Богатырские ворота в Киеве», «Старый замок» М. Мусоргского…
Выходит, не только литература, но и изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания?
2. Музыка и пейзаж.
- Откройте учебники на стр. 145 и прочитайте, что написал немецкий поэт-романтик Людвиг Тик о Звуке и Цвете.
«Что завистливо разделила воля богов, соединяет богиня Фантазия, так что каждый Звук знает свой Цвет, сквозь каждый листок просвечивает сладостный Голос, зовущий собратьями Цвет, Пенье, Аромат»,- писал немецкий поэт-романтик Людвиг Тик.
Он имел в виду, что каждое искусство выражает своё: живопись – цвет, поэзия – слово, музыка – звук.
Поэтический пейзаж.
Разделив звук и цвет, проведя границы между искусствами, боги не затронули мир природы, который живёт и дышит в единстве своих проявлений. Каждое искусство, стремясь создать свой собственный полноценный мир, способно сказать больше того, что ему традиционно приписывают.
- Прочитайте отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». (Учащиеся самостоятельно читают отрывок).
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
- Как описывает автор краски зимы? (Очень поэтично, живописно, образно.)
Так описывал А. Пушкин яркие картины приходы зимы. Приведённый отрывок – настоящий поэтический пейзаж. В нём каждая строка наделена живописным образом. Зима предстаёт как величественное снежное царство. На ветвях, на полях и холмах – всюду бескрайний снежный покров.
Даже на этом маленьком примере видно, что у литературы достаточно изобразительных средств – её красочные эпитеты и метафоры рисуют яркий зрительный образ.
Пейзаж музыкальный.
Но ведь по-своему ярки и музыкальные пейзажи. Какие цветы, какие снежинки порой можно «увидеть» в музыке! Вот один из «зимних» музыкальных пейзажей – Вариация Феи зимы из балета С. Прокофьева «Золушка».
Слушание: Вариация Феи зимы из балета С. Прокофьева «Золушка».
В этой музыке мы почти видим, как волшебница зима плетёт узорное снежное кружево. Музыка очаровывает нас плавным движением – лёгкая метель исполняет свой сказочный танец.
3. Музыка и пространство.
Существует изречение И. В. Гёте: «Архитектура – это онемевшая музыка». Столь яркое, образное сравнение, если только это не дань поэтическому красноречию, рождает целый ряд вопросов.
Можно ли уподобить музыкальное произведение архитектурному сооружению?
Что такое «музыкальное пространство»? Как оно выражает себя в звуках?
Приходилось ли вам когда-нибудь слышать эхо?
Вспомните, где его можно услышать. Наверное, прежде всего вы назовёте лес или горы, где есть большое пространство, далеко разносящее звуки природы. В чём заключается особое звучание эха?
Оно бывает близким и далёким, звонким и глухим. В нём мы слышим собственный голос, далёкий и близкий – в зависимости от протяжённости пространства. Так же и в музыке: если композитор хочет внести в звучание ощущение пространства, он пользуется эффектом эха, передавая его через громкость звучания – динамику.
Как и в природе, музыкальное эхо – это отдалённое повторение голоса. Оно звучит тише, приглушённее: ведь это всего лишь отзвук живого голоса. И динамика (громко – тихо) играет здесь первостепенную роль. Вот как звучит эхо в хоре Орландо Лассо.
Слушание: О. Лассо «Эхо».
- В чём же заключается эффект эха? (Сам отголосок, то есть эхо, звучит тише.)
Совершенно верно, то есть очертания пространства зависят от приближённости или удаленности эха, то есть от степени громкости его звучания.
Таким образом, одним из элементов пространства в музыке является громкостная динамика. Это привело к открытию области выразительных средств, связанных с распределением в произведении уровней громкости. Примечательно, что эти уровни получили в музыке название оттенков или нюансов - а ведь это определение из области живописи!
Музыкальные оттенки имеют свою шкалу:
рр - пианиссимо - предельно тихое исполнение;
р - пиано - тихо;
mp - меццо пиано - умеренно тихо;
mf - меццо форте - умеренно громко;
f - форте - громко;
ff - фортиссимо - предельно громко.
Динамика обозначает границы пространства, создаёт впечатление близости и отдалённости звучания. Изображение пространства в музыке значительно усиливает её выразительные возможности.
Итог урока:
- Итак, ребята, что же общего у таких казалось бы различных видов искусства как живопись и музыка? (Общего много. И музыка, и живопись воссоздают определённые образы. Только каждая своими средствами: музыка - звуками, живопись - цветом, линиями. Многие понятия в этих двух видах искусства имеют общие названия: динамика, оттенки, нюансы...)
Вопросы и задания:
- Назовите музыкальные произведения, навеянные природой или другими изображениями.
- Какие картины можно представить, слушая музыку «Вариации Феи зимы» из балета С. Прокофьева «Золушка»?
- Рассматривая произведения изобразительного искусства, подумайте, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.
- Как изображено эхо в хоре О. Лассо?
- Подумайте, какие звуки природы, кроме эха, могут вызвать пространственный эффект. Какими музыкальными средствами он может быть выражен?
- Выполните задание в «Дневнике музыкальных произведений» на стр. 23.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шелег. Нота и слово, mp3;
Прокофьев. Вариация Феи Зимы из балета Золушка, mp3;
Лассо. Виланелла Эхо (в исп. детского хора Весна), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.