Музыкальный порыв
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ
Музыкальный порыв
1-е занятие
Программное содержание. Расширять представления детей о чувствах человека, существующих в жизни и выражаемых в музыке.
Ход занятия:
П е д а г о г. В любом музыкальном произведении выражены чувства, переживания, настроения человека. Иногда уже само название пьесы указывает на те или иные настроения. Например, «Тревожная минута», «Раздумье» С. Майкапара, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Материнские ласки» А. Гречанинова и многие другие. Грусть, радость, нежность, беспокойство, тревога и другие чувства выражены в них. Сегодня вы услышите ещё два произведения с подобными «говорящими» названиями.
Первое написал композитор Р. Шуман, второе, С. Прокофьев. Эти имена вам знакомы. Р. Шуман - немецкий композитор, дирижёр, педагог, который жил в прошлом веке. С. Прокофьев - современный русский композитор, пианист, дирижёр. Первая пьеса называется «Порыв», вторая - «Раскаяние». Что такое порыв, как бы вы объяснили это слово?
Д е т и. Когда сильно дует ветер.
П е д а г о г. Да, в непогоду ветер иногда налетает внезапно, порывисто. Эти порывы могут прекращаться и снова налетать, обрушиваться шквалом, сметая всё на своём пути. Но Роберт Шуман не назвал свою пьесу «Порыв ветра», а дал ей название «Порыв». Поэтому можно думать, что композитор подразумевал порыв в душе человека - внезапное, сильное, резкое, пылкое проявление какого-то чувства, горячее стремление сделать что-то, воодушевление, подъем или смятение чувств. Порывистость - это внезапная смена настроений человека: устремлённость к чему-то, радость, нежность или гнев. Послушайте пьесу «Порыв» Р. Шумана и скажите, как меняется настроение в ней. (Звучит запись.)
Д е т и. Музыка взволнованная, громкая, потом нежная, мягкая.
П е д а г о г. Да, взволнованный, смятенный, бурный, бушующий порыв сменяется то радостным, счастливым, восторженным чувством, то нежностью, лаской, то вновь стремительно и яростно обрушивается шквал звуков. (Пьеса звучит повторно.)
П е д а г о г. А теперь послушаем пьесу С. Прокофьева «Раскаяние». Что такое раскаяние?
Д е т и. Когда человек жалеет о том, что совершил плохой поступок.
П е д а г о г. Да, если человек понимает, что поступил нехорошо, и сожалеет об этом, раскаивается, чувство вины мучает его, не даёт покоя. В пьесе С. Прокофьева «Раскаяние» повторяются похожие интонации, как одна и та же неотвязная мысль. Послушайте. (Исполняет пьесу.) Какая это музыка по настроению?
Д е т и. Грустная, жалобная.
П е д а г о г. Да, музыка звучит как грустное раздумье. Послушайте пьесы «Порыв» и «Раскаяние» ещё раз. (Исполняются произведения.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать смену настроений и их оттенки в музыке.
Ход занятия:
П е д а г о г. Мы говорили о том, что порыв может быть и в природе, и в жизни человека. В природе - это сильный, внезапный вихрь, порыв ветра. Душевный порыв - это резкая перемена настроения, внезапно нахлынувшее сильное чувство, устремление.
Пьеса «Порыв» входит в сборник Р. Шумана «Фантастические пьесы». Известно, что Р. Шуман был фантазёром, выдумщиком, не случайно именно ему принадлежит создание этого сборника. Слушая эту пьесу, можно себе представить фантастическую картину взбунтовавшейся природы или просто слушать, следя за сменой чувств, настроений: стремительность и сила всё время сменяются трепетной нежностью. Первая, порывистая тема проходит несколько раз. При повторениях она звучит ещё более настойчиво, сильно, мощно. Второй раз эта мелодия появляется перед средней частью пьесы. Какой характер средней части? (Исполняется фрагмент.)
Д е т и. Спокойный, нежный, потом игривый.
П е д а г о г. Правильно. Средняя часть пьесы сама состоит из трёх частей: крайние части спокойного, ласкового характера, а серединка - игривая, шутливая, шаловливая. (Звучит фрагмент.)
Но вот в конце средней части пьесы появляются тревожные, настороженные интонации. Всё затихает, как перед грозой, и вдруг начинают тревожно мелькать обрывки первой порывистой темы, всё громче, настойчивее, и вот, наконец, возвращается (в третий раз) порывистая мелодия, открывая третью, последнюю, часть пьесы, которая повторяет первую. (Звучит фрагмент.) Последний раз тема-порыв появляется в самом конце пьесы, заканчивает её, утверждается, снова налетая как вихрь - внезапно, бурно и мощно. Она словно сметает мелодию, выражающую чувство нежности, трепетности, душевности, тепла. (Звучит пьеса.)
Теперь давайте вспомним пьесу С. Прокофьева «Раскаяние». Мы говорили о том, что в ней выражено чувство печали, сожаления. В музыке повторяются одни и те же интонации, но они звучат по-разному, то в низком регистре, то высоко, и различные оттенки настроений сменяются в этой музыке. В начале мелодия сумрачная, сосредоточенная, сердитая, даже как бы с чувством досады (исполняет 1-2-й такты), одни и те же звуки повторяются по нескольку раз, твердятся на разные лады. Музыка звучит то задумчиво, мягко, как размышление, то вопросительно (исполняет 3-4-й такты), то жалобно (играет 5-6-й такты), то с тревогой (играет 7-8-й такты), то вдруг слышатся жалобные вздохи, печаль, сожаление (звучат 9-10-й такты), то даже отчаяние (исполняет 11-12-й такты), то музыка становится тёмной и грустной (играет 15-16-й такты, исполняет пьесу повторно).
Сейчас послушайте ещё одну пьесу, в которой, как ясно уже из названия, тоже выражено грустное настроение. Она называется «Слеза». Написал её великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Грусть бывает разная. Какие настроения выражены в этой пьесе? (Исполняет её.)
Д е т и. Музыка грустная, печальная, жалобная.
П е д а г о г. Да. Пьеса начинается со вступления, оканчивается заключением. Вступление звучит грустно-задумчиво, неторопливо (исполняет фрагмент). Как меняется настроение музыки, сколько частей в пьесе? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Три части. В середине музыка спокойная, не грустная.
П е д а г о г. Правильно. Средняя часть звучит как грёза, мечта, светло, нежно и прозрачно. Кружевная мелодия вьётся вокруг одних и тех же звуков - мечтательно, задумчиво, ласково, мягко, мило, сердечно, безмятежно. (Звучит фрагмент.) Но вот снова появляются грустные интонации и мелодия звучит жалобно, понуро, тоскливо. (Исполняет фрагмент.) А как заканчивается пьеса? (Звучит заключение.)
Д е т и. Не грустно, светло.
П е д а г о г. В конце пьесы есть заключение. Оно похоже на вступление, но отличается окончанием. Вступление заканчивается неуверенно, вопросительно, мечтательно, а заключение - просветлённо, успокоенно, с надеждой на то, что грустные дни минут. После слёз у человека часто наступает облегчение. (Исполняет вступление и заключение, потом всю пьесу.)
3-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с таким жанром музыки, как ноктюрн.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы уже умеете различать оттенки настроений в музыке. Мы сравнивали разные грустные пьесы (звучат фрагменты).
Сейчас послушайте пьесу великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Она называется «Разлука». В этой пьесе есть подзаголовок - «Ноктюрн». Ноктюрн – это лирическая пьеса с певучей, песенной мелодией. В переводе с французского языка nocturne означает «ночной». Поэтому можно сказать, что ноктюрн - это ночная песня. Но песня, которая не поётся, а играется на каком-нибудь музыкальном инструменте, например, на фортепиано. Какое настроение выражено в этой музыке? (Исполняется пьеса.)
Д е т и. Музыка нежная, грустная.
П е д а г о г. Пьеса «Слеза» М. Мусоргского тоже грустная. Как эти пьесы отличаются по настроению? (Исполняются фрагменты.)
Д е т и. «Слеза» печальная, а «Разлука» взволнованная.
П е д а г о г. Да. Обе пьесы начинаются со вступления задумчивого, нежного характера. Сама мелодия ноктюрна звучит сначала задушевно, сердечно, грустно, но вскоре появляется волнение, трепетность, беспокойство: одна и та же жалобная интонация, повторяясь, поднимается выше, становится настойчивой.
Мелодия ноктюрна звучит то высоко и нежно, то в низком регистре, тепло, задушевно, более мужественным густым тембром, то снова переходит в верхний регистр и звучит взволнованно, проникновенно, горячо, с большим чувством, ярко. (Исполняются фрагменты.)
Сейчас вы познакомитесь с другим ноктюрном - П. Чайковского. Вы послушаете его в двух исполнениях: на фортепиано и в переложении для виолончели с оркестром. Какая музыка по характеру? (Исполняет фрагмент на фортепиано.)
Д е т и. Взволнованная, грустная.
П е д а г о г. А в исполнении на виолончели с оркестром? (Звучит запись.)
Д е т и. На виолончели мелодия звучит ярче.
П е д а г о г. На фортепиано ноктюрн звучит прозрачнее, светлее, мягче, потому что мелодия играется в более высоком регистре, нежно. А на виолончели - ниже, гуще, трепетнее. Сочетание виолончели с оркестром создаёт другие краски. Струнные инструменты звучат теплее, насыщеннее. Виолончель поёт низко, задушевно, тепло, трепетно, как бы низким мужским голосом. В средней части музыка становится светлее, возбуждённее, быстрее. А в третьей части пьесы, которая с некоторыми изменениями повторяет первую, к голосу виолончели очень красиво присоединяется флейта. Она разговаривает с виолончелью, оплетает звучание нежными кружевами тонкой извилистой мелодии. (Звучит фрагмент, затем вся пьеса в двух исполнениях.)
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 13 cлайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Ноктюрн «Разлука» (2 варианта исполнения - фортепиано и фортепиано с виолончелью), mp3;
Шуман. «Порыв» из цикла «Фантастические пьесы», mp3;
Прокофьев. «Раскаяние», mp3;
Чайковский. Ноктюрн, mp3;
Мусоргский. «Слеза», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самоcтоятельного исполнения педагогом, jpg.