Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Три подружки
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ХАРАКТЕР, ЧУВСТВА ЛЮДЕЙ
Три подружки
Дмитрий Борисович Кабалевский. Три подружки (Плакса, Злюка, Резвушка), Упрямый братишка
1-е занятие
Программное содержание. Рассказать детям о том, что музыка может передавать не только настроение, но и черты характера человека.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы знаете, что музыка может выражать разные настроения человека, его переживания, чувства: нежность, веселье, грусть, тревогу. Вы слушали пьесы, в которых композитор уже в названии определяет настроения, выраженные в музыке: «Весело - грустно» Л. Бетховена, «Ласковая просьба» Г. Свиридова.
Музыка может очень похоже передавать и черты характера человека.
У композитора Д. Кабалевского есть пьесы «Плакса, «Злюка» и «Резвушка». Что такое плакса, вы, конечно, знаете. Помните и сказку про Царевну-Несмеяну, которая проливала слезы, чуть, что не по ней. Такие царевны-несмеяны встречаются и в жизни. Сколько есть плаксивых, капризных девчонок, да и мальчики, особенно если они ещё маленькие, иногда добиваются своего слезами. Их тоже называют плаксами.
Послушайте, как плаксу изобразила музыка. (Исполняет пьесу.) Какие горькие слёзы проливает плакса, даже взвизгивает иногда! (Исполняет 9-12-й такты.) А какого ребёнка мы называем злюкой?
Д е т и. Который злится, дерётся.
П е д а г о г. Да, к сожалению, бывают такие дети-злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют. (Исполняет пьесу.)
Какая колючая и некрасивая музыка. Это потому, что она рассказывает про злюку. Третья пьеса, которую я вам сыграю, называется «Резвушка».
Резвушкой называют девочку - непоседу, попрыгунью, ей так трудно усидеть на одном месте. Слово резвушка происходит от слова резвая - то есть быстрая, живая, игривая. Вот и пьеса «Резвушка» - подвижная, живая, весёлая, шаловливая. Музыка рассказывает о девочке с характером непоседы, озорницы. Всё бы ей веселиться, прыгать да бегать! (Исполняет пьесу.) Вот как, похоже, может музыка передать черты характера, портрет человека: плаксы, злюки или резвушки. (Исполняет пьесы повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; передавать в движениях характер музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали музыку, которая ярко передает черты характера человека, как бы рисует его портрет. Сейчас я загадаю вам музыкальную загадку, а вы попробуете её отгадать. Кто сейчас перед нами: плакса, злюка или резвушка? (Исполняет три пьесы, дети узнают их. Можно использовать игровой приём: три карточки с изображением плаксы, злюки и резвушки. Дети поочерёдно поднимут одну из них, услышав музыку, соответствующую характеру персонажа.)
Вы правильно отгадали мои загадки. А почему вы не перепутали плаксу со злюкой? Ведь мелодии этих пьес так похожи! (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. Плакса грустная, а злюка сердитая.
П е д а г о г. Правильно. Хотя обе мелодии очень похожи, наверное, потому, что и плакса, и злюка похожи друг на друга - обе капризные, непослушные девочки, их трудно перепутать.
Мелодия «Плаксы» звучит тихо, жалобно, печально, медленно. (Исполняет фрагмент.) Она заунывная, передаёт всхлипывания и взвизгивания капризули. В пьесе «Злюка» похожая мелодия звучит громче, быстрее и в сопровождении аккордов - жёстких, сердитых, злых, колючих. У злюки такой колючий характер! (Исполняет фрагмент.) Злюка ведь не может быть красивой, поэтому и музыка звучит так резко и некрасиво. Даже если у девочки-злюки симпатичное лицо, но она сердитая, недобрая, она не будет никому нравиться, с ней не захочет никто дружить. (Исполняет фрагмент.) Какая некрасивая злюка!
Давайте попробуем передать характер музыки движениями рук: во время звучания тихой, жалобной музыки («Плакса») движения будут плавными, печальными (исполняет фрагмент), а когда музыка будет передавать сердитый характер («Злюка»), будет звучать жестко и громко, подвижнее, то и движения будут резкими, чёткими, более быстрыми. (Исполняет фрагмент, показывает движения. Затем исполняет обе пьесы. В средней и старшей группах можно использовать пантомиму, танцевальные движения, стимулирующие детское творчество.)
А как можно передать движениями характер девочки-резвушки? (Исполняет фрагмент.) Музыка такая быстрая, резвая, лёгкая, полётная, шаловливая, озорная. Мелодия то спускается вниз, то внезапно взлетает вверх, то стремительно подпрыгивает, порхает. (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. Движения будут быстрыми.
П е д а г о г. Да, движения будут лёгкими, размашистыми, стремительными, быстрыми, изящными, игривыми. (Исполняет пьесу, дети выполняют задание.)
Может быть, кто-нибудь хотел бы потанцевать под эту музыку? Кто у нас будет резвушкой?
З-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать выразительные интонации музыки, сходные с речевыми.
Ход занятия:
П е д а г о г (исполняет три пьесы в другом порядке, чем на предыдущем занятии, дети угадывают названия пьес). Вы так хорошо определяете характер девочки, который передает музыка! Не ошибаетесь вы потому, что в музыке есть свои слова, как и в речи. Это музыкальные интонации, похожие на разговор - весёлый, грустный, сердитый, нежный. Например, когда человек плачет, жалуется, вздыхает, он произносит звуки, похожие на эти (произносит звуки вздоха, потом играет начало пьесы «Плакса»). Когда человек злится, кричит, голос его звучит некрасиво, резко (исполняет фрагмент пьесы «Злюка»).
Сейчас я сыграю вам ещё одну пьесу композитора Д. Кабалевского, в которой очень похоже передан характер человека. Она называется «Упрямый братишка». Что такое упрямство, вы знаете? Какого ребёнка мы называем упрямым?
Д е т и. Непослушного.
П е д а г о г. Да, упрямый ребёнок делает всё по-своему и не соглашается ни на какие уговоры взрослого. Так и в этой пьесе - упрямый братишка всё время твердит своё. (Исполняет пьесу.) Эта музыка очень похожа на разговор. Когда мама уговаривает ребенка, она сначала пытается объяснить ему то, что хочет, спокойно, терпеливо, говорит ласково и тихо. Так и в музыке. (Исполняет 1-3-й такты.) Если ребенок не слушается, мама начинает говорить настойчивее, громче, пытается убедить его. Так и в этой пьесе. (Исполняет 5-7-й такты.) Упрямый ребенок отвечает как бы на одном звуке, однообразно бубнит своё. (Исполняет 4-й такт.) Как похожа эта музыка на речь!
Мама снова пробует убедить упрямца, но ребёнок перебивает её, не слушает. (Исполняет 9-13-й такты.) А в конце пьесы, как вам кажется, уговорила мама упрямого сына сделать, что она просила?
Д е т и. Нет.
П е д а г о г. Упрямый мальчик так и не согласился с мамой, не послушался её. Он что-то капризно выкрикнул напоследок. (Исполняет последний такт пьесы.) А когда его мама уговаривала, он как будто твердил всё время: «Нет, нет, нет!» или «Не хочу!» (Исполняет фрагмент.) Вот как музыкальные интонации похожи на слова! (Пьеса исполняется повторно.) (На последующих занятиях дети могут инсценировать эту пьесу, используя пантомиму: «упрямый братишка» отворачивается, топает, мотает головой из стороны в сторону, когда «мама» пытается его уговорить.)
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Весело-грустно, mp3;
Свиридов. Ласковая просьба, mp3;
Кабалевский. Три подружки:
Плакса, mp3;
Злюка, mp3;
Резвушка, mp3;
Кабалевский. Три подружки (полностью), mp3;
Кабалевский. Упрямый братишка, mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.