Музыка «дружит» не только с поэзией

Музыка «дружит» не только с поэзией

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 7

Тема: Музыка «дружит» не только с поэзией

Содержание:

  1. Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на не стихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» М. Мусоргского).
  2. Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы.

Музыкальный материал:

  1. М. Мусоргский. «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» (слушание)

Характеристика видов деятельности:

  1. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.
  2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

«Музыка – это искусство, выражающее невыразимое…»
(Ш. Мюнш) 

Песни, романсы, оперы на протяжении многих веков были для музыкантов подлинной школой композиторского мастерства. Они учили искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению.

Иногда это приводило к подлинным художественным (художественный – здесь: соответствующий законам искусства, правды и красоты) открытиям. Одно из таких открытий - цикл «Детская» великого русского композитора М. Мусоргского. Это произведение необыкновенно по силе музыкальной выразительности.

Семь небольших вокальных пьес заключают в себе целый мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ. Один из друзей Мусоргского назвал цикл «Детская» нитью из жемчужин и бриллиантов, так восхищала слушателей музыка песен.

«Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах её. Вот идеал, к которому я стремлюсь»,- писал Мусоргский. 

Рассмотрим лишь одну из песен цикла, написанную, как и вся «Детская», на стихи самого композитора.

Приведём полный текст этого произведения.

Ай, ай, ай, ай, мама,
Милая мама!
Побежала я за зонтиком, мама,
Очень ведь жарко,
Шарила в комоде и в столе
Искала - нет, как нарочно!
Я второпях к окну подбежала,
Может быть, зонтик там позабыла...
Вдруг вижу: на окне-то кот наш Матрос,
Забравшись на клетку, скребёт!
Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.
Зло меня взяло!
Э, брат, до птичек ты лаком!
Нет! Постой, попался!
Вишь ты, кот!
Как ни в чём не бывало, стою я,
смотрю в сторонку,
Только глазом одним подмечаю
Странно что-то!
Кот спокойно в глаза мне смотрит,
А сам уж лапу в клетку заносит,
Только что думал схватить снегиря ...
А я его хлоп!
Мама! Какая твёрдая клетка,
Пальцам так больно, мама, мама!
Вот в самых кончиках, вот тут,
Так ноет, ноет так ...
Нет! Каков кот-то, мама, а?

Посмотрите, как тонко передаётся интонация детской речи. Девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался на клетку со снегирём, чтобы схватить птицу, а девочка ему помешала.

Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка с яркой убедительностью передаёт и волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность.

Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное стихотворение. В нём нет привычных куплетов, нет и равномерного чередования рифмованных строк. Здесь всё направлено на создание точного и убедительного образа. Поэтому так естественна речь девочки: мелодия точно передаёт её обороты – восклицания, вопросы, торопливую скороговорку. В музыке аккомпанемента слышно, как кот скребёт клетку и как пищит испуганный снегирь.

На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительное воплощение самого необычного текста.

Сейчас трудно назвать литературный жанр, который музыка не пыталась бы перевести на свой язык. Элегии и оды, баллады и гимны – всё это, помимо песен и романсов, зазвучало в музыке.

Так литература даёт жизнь многим жанрам музыкального искусства:

  • вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория;
  • сценические жанры: опера, балет, оперетта;
  • жанры программной музыки, представляющие собой инструментальные произведения с литературным описанием содержания.

Без влияния слова, вероятно, было бы совсем другим музыкальное произведение, его музыкальная речь, ставшая более выразительной благодаря содружеству с поэзией.

Литература и музыка: их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга. Потому что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только лучшему.

Вопросы и задания:

  1. Велико ли воздействие литературы на музыку? Объясните свой ответ на примере любого из пройденных вокальных произведений.
  2. Назовите жанры музыки, возникшие под влиянием литературы.
  3. Как детская речь передаётся в песне М. Мусоргского «Кот Матрос»?
  4. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите стихотворение, которое вы могли бы предложить композитору для создания песни. Попробуйте объяснить ваш выбор.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Мусоргский. Кот Матрос (из цикла Детская), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Композиторы и исполнители