Музыка - целый мир

Музыка - целый мир

Музыка - целый мир

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.

(Д. Шостакович)

Музыка, как и во все времена, играет в жизни человека важную роль. Она нужна ему в повседневной жизни, способна утешить и поддержать в трудные времена, разделить все радости и победы. Она и сама способна дарить мгновения настоящего счастья, учит любить и ценить красоту, понимать чувства других людей. Она делится с нами всем, чем богата сама, - прекрасными мелодиями, настроениями, образами. Музыка посвящает нас в самые главные тайны мира: природы, любви, человеческих отношений.

Благодаря музыке люди почувствовали аромат и обаяние других культур, запечатлённые в прекрасных песнях и танцах, которыми богаты все национальные традиции.

В наше время музыка не только не исчезла - наоборот, её стало значительно больше, чем раньше. Кто-то из современных учёных даже сказал, что мы живём в эпоху музыкальной цивилизации.

Появление множества «музык», благодаря которому академическая музыкальная традиция перестала быть единственно возможной, отразило определённое культурное расслоение, которое принесла с собой сама жизнь. В каждом из музыкальных направлений появились не только свои приверженцы, но и свои «историографы», досконально знающие все этапы и достижения избранной области творчества, всех ведущих авторов и исполнителей. Они образуют определённый «Клуб единомышленников», объединённых идеей музыки.

А кто-то просто слушает то, что ему нравится, что созвучно его сегодняшним мыслям и поискам. И в этой функции музыка остаётся для человека тем же, чем была всегда, - необходимым спутником, собеседником, неотъемлемой частью его собственной жизни.

Огромная роль музыки сегодня осознаётся во всём мире. Создаются коллективы, в основе которых - концепция единства музыкальной культуры, особенно актуальная в свете современных художественных и политических проблем. Один из таких коллективов - знаменитый «Оркестр мира», созданный великим дирижёром современности Георгом Шолти и объединивший в своём составе музыкантов из 60 национальных оркестров мира и 45 разных стран. В настоящее время оркестром руководит Валерий Гергиев.

Создание подобных коллективов, олицетворяющих идею межнационального объединения, взаимопонимания между народами и стремления к установлению мира на Земле, убедительным образом демонстрирует небывало возросшую роль музыкального искусства в жизни людей.

Оркестр мира (World Peace Orchestra), дирижёр Валерий Гергиев (фото Криса Христодулу)

Прослушивание
Рихард Вагнер. Нюрнбергские мейстерзингеры. Увертюра (дирижёр Георг Шолти)

Послушайте произведение из репертуара «Оркестра мира» (The World Orchestra for Peace) - увертюру к опере Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». В этом произведении композитор обратился к примечательному сюжету - истории немецкого мейстерзанга в Нюрнберге XVI века. Мейстерзанг - это искусство пения, которое культивировалось в средневековой Германии. Особенности сюжета обусловили и характер музыки - для неё характерно преобладание светлых настроений, оптимизм, радость и торжество жизни. И характер музыки, вошедшей в репертуар транснационального оркестра, и сюжет оперы, где в качестве главных ценностей воспеваются искусство, мастерство и вдохновение, придают этому произведению особый, символический смысл. Роль музыки в духовной жизни человека - способность радовать и объединять людей, уметь противостоять пессимизму, унынию и косности - такова её вечная и неисчерпаемая роль.

Какой бы разнообразной ни была современная музыка с присущим ей множеством стилей и направлений, её главная задача остаётся той же, что и прежде: пробуждать в человеке лучшие, возвышенные чувства. Поэтому в музыке, как и вообще в художественном творчестве, «времена всегда одинаковы»: меняются течения, обновляются средства выразительности, но, как и прежде, она призвана нести в мир гармонию и смысл.


Вопросы и задания:

  1. Согласен ли ты с определением нашего времени как «музыкальной цивилизации»? Объясни свой ответ.
  2. Как ты думаешь, почему именно сейчас стало актуальным создание такого коллектива, как «Оркестр мира»? В чём ты видишь смысл его идеи?
  3. Можно ли считать увертюру «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера убедительным завершением изучения предмета «Музыка»?
    Прежде чем ответить, обрати внимание на концентрацию главнейших музыкальных особенностей, о которых мы подробно говорили на протяжении предыдущих лет. Это и различные жанровые сферы, и стили письма (гомофонно-гармонический и полифонический), и ярчайшие выразительные возможности гармонии, оркестровки, формы.
  4. Разделяешь ли ты мысль о том, что в искусстве «времена всегда одинаковы»? Аргументируй своё рассуждение.

Композиторы и исполнители