Многообразие в единстве: вариации

Многообразие в единстве: вариации

Многообразие в единстве: вариации

Содержание:

  1. Знакомство с вариационной формой.
  2. Сходство и отличия в вариационной форме.
  3. Изменения характера темы в условиях вариационного развития.

Музыкальный материал:

  1. П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание);
  2. «Во поле берёза стояла». Русская народная песня (слушание);
  3. «Во сыром бору тропина». Русская народная песня (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов.
  2. Распознавать художественный смысл вариационной формы.

Все знают песню «Во поле берёза стояла». У этой песни композитора нет. Её принято называть русская народная песня. Дело в том, что песню «Во поле берёза стояла» сочинили очень давно, когда люди не знали азбуки, не умели читать и писать, не умели записывать и музыку. Но песня эта живёт много-много лет, её знали ещё ваши мамы, бабушки и дедушки. Кто сложил такие песни – неизвестно, поэтому принято считать, что их сложил народ. Вот они и получили такое название - народные.

Вы уже знаете, что такое опера (музыкальный спектакль, где все поют), балет (музыкальный спектакль, где все танцуют). А какой оркестр исполняет музыку в операх и балетах? (Симфонический.)

Но, оказывается, для симфонического оркестра композиторы сочиняют ещё и специальные произведения, которые так и называются – симфонии. Симфонией называется произведение крупной формы. Если песня или музыкальная игра могут длиться всего несколько минут. То симфония может звучать полчаса, целый час и даже дольше.

Песню «Во поле берёза стояла» использовал в своей симфонии композитор Пётр Ильич Чайковский. Послушайте отрывок из его симфонии, где звучит тема этой песни.

  1. Какой оркестр исполнял это произведение? (Симфонический.)
  2. Как называется это произведение? (Симфония.)
  3. Какую знакомую музыку вы услышали в этой симфонии? (Русскую народную песню «Во поле берёза стояла».)
  4. Песня «Во поле берёза стояла» прозвучала в этой симфонии несколько раз. Везде ли она звучала одинаково?
  5. Менялась ли в это песне сила звука?
  6. Какие музыкальные инструменты вы услышали?
  7. В каком темпе исполнялась симфония? (Быстро, стремительно.)
  8. Какой композитор сочинил симфонию с использованием темы песни «Во поле берёза стояла»? (Пётр Ильич Чайковский.)

Тема русской народной песни «Во поле берёза стояла» звучит в симфонии 6 раз, её исполняют разные инструменты оркестра. Мелодия разрабатывается, приобретает разный характер, меняет свой облик и как будто живёт новой жизнью.

Вариационная форма состоит из темы и её нескольких вариаций. Каждая вариация по-разному видоизменяет главную тему.

Чтение стихотворения «Тема с вариациями» и беседа по содержанию.

Тема с вариациями

- Третий класс! Третий класс!
Сколько грамотных у вас?
- Тридцать три, тридцать три,
В третий класс мы перешли.
- Третий класс! Третий класс!
Напишите-ка рассказ.
Вам знакома тема эта:
«Как провёл своё я лето».
Одна тема тут, смотри,
А вариантов будет - тридцать три.
Вариациями варианты
Называют музыканты.

Внимательно рассмотрите «Хоровод матрёшек». В чём их сходство и отличия?

Что означает слово «вариация»?

Начальная мелодия (тема) может повторяться в музыкальном произведении несколько раз подряд. При этом каждое повторение отличается от предыдущего: тема как будто меняет свой облик, свою окраску. В таких случаях мы говорим, что звучат вариации.

Слово «вариация» по-латыни означает «изменение».

Если изобразить вариации в буквах, то тут их много не понадобится: Т - В1, В2, В3, В4, В5 - сколько угодно вашей фантазии, на сколько хватит вдохновения.

  1. Что такое вариация? (Музыкальная форма.)
  2. Какая музыкальная форма называется вариацией? (Та, в которой главная тема повторяется несколько раз, но изменяется её оформление.)
  3. Как может меняться главная тема? (Может меняться динамика, исполнители, музыкальные инструменты, темп.)
  4. Что означает буква Т? (Тему произведения.)

Верно, а далее идут обозначения её вариаций – первая, вторая, третья и т. д. У немецкого композитора Л. Бетховена есть произведение, которое называется «32 вариации». Вот, оказывается, как много можно создать вариаций на одну только музыкальную тему.

Запомни!

  • Тема
  • Вариации

Вопросы:

  1. Что означает слово «вариация»?
  2. Какая русская народна песня стала темой вариаций в финале Четвёртой симфонии П. Чайковского? Как меняется характер темы в последующих вариациях?


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Во поле береза стояла, mp3;
    Чайковский. Симфония № 4, IV часть, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители