Многообразие в единстве: вариации
Многообразие в единстве: вариации
Содержание:
- Знакомство с вариационной формой.
- Сходство и отличия в вариационной форме.
- Изменения характера темы в условиях вариационного развития.
Музыкальный материал:
- П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание);
- «Во поле берёза стояла». Русская народная песня (слушание);
- «Во сыром бору тропина». Русская народная песня (пение).
Характеристика видов деятельности:
- Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов.
- Распознавать художественный смысл вариационной формы.
Все знают песню «Во поле берёза стояла». У этой песни композитора нет. Её принято называть русская народная песня. Дело в том, что песню «Во поле берёза стояла» сочинили очень давно, когда люди не знали азбуки, не умели читать и писать, не умели записывать и музыку. Но песня эта живёт много-много лет, её знали ещё ваши мамы, бабушки и дедушки. Кто сложил такие песни – неизвестно, поэтому принято считать, что их сложил народ. Вот они и получили такое название - народные.
Вы уже знаете, что такое опера (музыкальный спектакль, где все поют), балет (музыкальный спектакль, где все танцуют). А какой оркестр исполняет музыку в операх и балетах? (Симфонический.)
Но, оказывается, для симфонического оркестра композиторы сочиняют ещё и специальные произведения, которые так и называются – симфонии. Симфонией называется произведение крупной формы. Если песня или музыкальная игра могут длиться всего несколько минут. То симфония может звучать полчаса, целый час и даже дольше.
Песню «Во поле берёза стояла» использовал в своей симфонии композитор Пётр Ильич Чайковский. Послушайте отрывок из его симфонии, где звучит тема этой песни.
- Какой оркестр исполнял это произведение? (Симфонический.)
- Как называется это произведение? (Симфония.)
- Какую знакомую музыку вы услышали в этой симфонии? (Русскую народную песню «Во поле берёза стояла».)
- Песня «Во поле берёза стояла» прозвучала в этой симфонии несколько раз. Везде ли она звучала одинаково?
- Менялась ли в это песне сила звука?
- Какие музыкальные инструменты вы услышали?
- В каком темпе исполнялась симфония? (Быстро, стремительно.)
- Какой композитор сочинил симфонию с использованием темы песни «Во поле берёза стояла»? (Пётр Ильич Чайковский.)
Тема русской народной песни «Во поле берёза стояла» звучит в симфонии 6 раз, её исполняют разные инструменты оркестра. Мелодия разрабатывается, приобретает разный характер, меняет свой облик и как будто живёт новой жизнью.
Вариационная форма состоит из темы и её нескольких вариаций. Каждая вариация по-разному видоизменяет главную тему.
Чтение стихотворения «Тема с вариациями» и беседа по содержанию.
Тема с вариациями
- Третий класс! Третий класс!
Сколько грамотных у вас?
- Тридцать три, тридцать три,
В третий класс мы перешли.
- Третий класс! Третий класс!
Напишите-ка рассказ.
Вам знакома тема эта:
«Как провёл своё я лето».
Одна тема тут, смотри,
А вариантов будет - тридцать три.
Вариациями варианты
Называют музыканты.
Внимательно рассмотрите «Хоровод матрёшек». В чём их сходство и отличия?
Что означает слово «вариация»?
Начальная мелодия (тема) может повторяться в музыкальном произведении несколько раз подряд. При этом каждое повторение отличается от предыдущего: тема как будто меняет свой облик, свою окраску. В таких случаях мы говорим, что звучат вариации.
Слово «вариация» по-латыни означает «изменение».
Если изобразить вариации в буквах, то тут их много не понадобится: Т - В1, В2, В3, В4, В5 - сколько угодно вашей фантазии, на сколько хватит вдохновения.
- Что такое вариация? (Музыкальная форма.)
- Какая музыкальная форма называется вариацией? (Та, в которой главная тема повторяется несколько раз, но изменяется её оформление.)
- Как может меняться главная тема? (Может меняться динамика, исполнители, музыкальные инструменты, темп.)
- Что означает буква Т? (Тему произведения.)
Верно, а далее идут обозначения её вариаций – первая, вторая, третья и т. д. У немецкого композитора Л. Бетховена есть произведение, которое называется «32 вариации». Вот, оказывается, как много можно создать вариаций на одну только музыкальную тему.
Запомни!
- Тема
- Вариации
Вопросы:
- Что означает слово «вариация»?
- Какая русская народна песня стала темой вариаций в финале Четвёртой симфонии П. Чайковского? Как меняется характер темы в последующих вариациях?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Во поле береза стояла, mp3;
Чайковский. Симфония № 4, IV часть, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.