Мир русской песни

Мир русской песни

Мир русской песни

Содержание:

  1. О чём поётся в русских народных песнях.
  2. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И. Козлова).

Музыкальный материал:

  1. «Ах ты, степь широкая...» Русская народная песня, обработка Т. Триодина (слушание, участие в исполнении);
  2. «Вечерний звон». Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова (слушание);
  3. А. Александров. «Уж ты зимушка-зима». Обработка Ю. Тугаринова (пение);
  4. Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева. «Если другом стала песня» (пение);
  5. Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. «Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение)

Характеристика видов деятельности:

  1. Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.
  2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке материала).
  3. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.
  4. Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.)

 

«Нигде так явственно не слышится характер народа,
как в его музыке...»
(В. Одоевский)

Когда появилась песня?

Этого не знает никто. Мы представляем себе, когда возникла симфония, в каком веке появился романс; знаем год рождения оперы. А песня - она как будто всё время была с человеком.

По песням, которые дошли до наших дней с самых давних, самых древних времён, через годы, века, тысячелетия, можно проследить историю страны, потому что именно в песне человек рассказывал обо всём, что происходило в его жизни: о важном и случайном, о радостном и горестном. В песне воспевали героев и оплакивали погибших, вспоминали о прошлом и мечтали о будущем.

Как начиналась песня?

Разные есть предположения о том, как вообще возникла музыка, много ещё здесь неясного. Одно бесспорно - музыка родилась очень давно, когда человек только начал говорить, а знал и совсем мало. Многое из того, что совершалось у него на глазах в природе, он не мог себе объяснить и считал поэтому, что мир населён невидимыми могущественными существами, которые управляют природой и даже имеют власть над жизнью человека.

Это они приказывают литься дождю, светить солнцу, они заставляют ветер дуть то сильнее, то слабее,- словом, распоряжаются природой, как хотят.

А раз это так, то нужно быть с этими существами в хороших отношениях. Их нельзя сердить, обижать. Если хочешь о чём-то попросить, то и просить нужно, очевидно, как-то по-особому, не так, как просишь своего соплеменника.

То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее короткого, отрывистого, человек понял уже очень давно. Очевидно, моля, заклиная о чём-то невидимых духов, он пробовал тянуть звук, старался делать свой голос певучим. Может быть, так всё это было, может быть, иначе, однако самые древние песни, которые мы знаем,- это именно такие вот заклинания духов. Их даже трудно назвать песнями; мелодии их ещё очень просты и примитивны, но всё-таки это уже были первые песни.

Со временем песни-заклинания совсем ушли из быта людей. Остались, пожалуй, только у ребят. Не удивляйтесь. Сами ведь, наверно, не раз пели «дождик-дождик, пуще…» или «Божья коровка, улети на небо…». Знакомые песенки, правда? Вот это и есть заклинания. Вернее, то, что от них осталось,- смешные песенки для самых маленьких.

Однако трудно представить себе, что заклинания были единственным видом музыкального творчества доисторических людей. Конечно, были тогда и другие песни, связанные с повседневной жизнью. Из этих песен и выросло впоследствии всё музыкальное искусство.

Если вы заглянете в сборники старинных народных песен, то найдёте там множество таких, которые посвящены самому главному в жизни человека - труду, работе. В них не только рассказывается о труде, многие из них и созданы для того, чтобы их петь во время работы. Это песни-помощники. Их мелодии, ритмы приспособлены к движениям человека во время того или иного труда.

Идёт человек по полю, медленно, не торопясь зачерпывает из лукошка зерно и широким плавным жестом рассеивает его по вспаханной земле. Одна песня.

Налились травы на лугах, пора косить. Идут друг за другом косари. Дружно, враз взмахивают косами: «раз-раз-раз» - шелестит трава под острыми лезвиями. Тут уж не запоёшь плавную, протяжную песню. Очевидно, она должна быть энергичнее, чётче.

Созрела рожь. Вышли на поля женщины с серпами - новая песня. Молотят рожь на току - тоже поют.

Зима настала - и тут в долгие зимние вечера, за веретеном или прялкой, не обойтись без песни.

Песни, которые рождались в труде, в повседневном быту человека, всё время менялись, совершенствовались, как менялся, совершенствовался и развивался сам человек. И конечно, самые древние, примитивные песни его уже не удовлетворяли. Человек забывал о них, создавая новые, более красивые и выразительные напевы. Ведь память всегда старается сохранить на века только самое лучшее, прекрасное в искусстве.

Народ бережно хранит эти музыкальные послания от неведомых, далёких своих предков и вместе со своими новыми песнями передаёт следующему поколению из года в год, из века в век. Не каждой песне суждено пройти такой славный путь. Песни отстают в дороге, забываются, умирают. Что ж, они, как и дела людские, - одни живут долго, другие - года не пройдёт, никто о них и не вспомнит.

Мы с вами, конечно, будем говорить только о тех песнях, что навсегда остаются в памяти народа, о песнях с интересной и долгой жизнью.

Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи. Мир русской песни - это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.

Как кому на свете
Дышится, живётся -
Такова и песня
У него поётся ...
Жизнь даёт для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета -
То и отразится
В песне у поэта...

так писал о песне русский поэт XIX века Иван Суриков. Наверное, то же можно сказать и о песне народной.

Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.

Мелодия песни «Ах ты, степь широкая…» нетороплива и величава. Русский пейзаж, облик бескрайней широкой степи – излюбленная тема народного песенного искусства, выражающая через образ природы характер и силу русского искусства.

Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений – «Вечерний звон» - стало основой известной песни. Его автор – И. Козлов.

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз…

«Вечерний звон» И. Козлова, вероятно, близок музыкантам своим поэтическим (поэтический – здесь: вызывающий чувство очарования) образом, своей изначальной музыкальностью. Облик деревянной России с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.

Всмотритесь и вслушайтесь в картину И. Левитана «Вечерний звон», в которой слиты воедино облик родины и звон сельского колокола. Может быть, вы почувствуете душу старой России с её любовью к Богу, давшую миру такую богатую культуру колокольного звона.

Вопросы:

  1. Какие стороны жизни отражала русская народная песня?
  2. Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая…» и «Вечерний звон»? В чём оно проявляется?
  3. Какие народные песни вашего края вам известны? О чём они?


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Ах, ты степь широкая (русская нар. песня), mp3;
    Вечерний звон (русская нар. песня), mp3;
    Молодцы-удальцы (русская нар. песня), mp3;
    Не кукуй, кукушечка (русская нар. песня), mp3;
    Не одна во поле дороженька (русская нар. песня), mp3;
    Со вьюном я хожу (русская нар. песня), mp3;
    Среди долины ровныя (русская нар. песня в исп. Ю. Гуляева), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

В презентации дополнительно даны русские народные песни: «Среди долины ровныя», «Молодцы-удальцы», «Не кукуй, кукушечка», «Со вьюном я хожу», «Не одна во поле дороженька».

Композиторы и исполнители