Мифы и сказки - вечный источник искусства

Мифы и сказки - вечный источник искусства

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 7

Тема: Мифы и сказки - вечный источник искусства.

Цели урока: развивать умение находить взаимодействие между музыкой и литературой и выражать их в размышлениях; Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Ход урока:

Организационный момент.

Звучит музыка П. И. Чайковского: Па-де-де из балета «Щелкунчик».

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Как сказка – мир. Сказания народа,
Их мудрость темная, но милая вдвойне,
Как эта древняя могучая природа,
С младенчества запали в душу мне...»
                                                      (Н. Заболоцкий)

Сообщение темы урока.

- Скажите, как звучала музыка, которую мы с вами сейчас прослушали? (Она звучала волшебно, нежно, необыкновенно красиво. Когда слушаешь её, кажется, будто попадаешь в сказку.)

- Да, конечно, это действительно так. Мы не случайно начали этот урок с прекрасной музыки Чайковского, этого замечательного композитора-сказочника. Сегодня мы отправимся в далёкое музыкальное путешествие во времени.

Работа по теме урока.

1. Музыка в мифах, сказах и преданиях.

- Есть великое множество музыкальных событий, начало которых так далеко от нас, что даже волшебная подзорная труба времени не смогла бы отчётливо их приблизить. Однако не будем огорчаться. К нам на выручку ещё не раз придёт наша память, общая память человечества - это  волшебная «машина времени», способная перемещать нас во времени и пространстве.

Самыми замечательными, самыми интересными проводниками в далёкое минувшее для людей всегда были старинные сказки, мифы, легенды о музыке и музыкантах.

Из глубины веков пришли античные мифы, созданные народной фантазией. Древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки  девять сестёр, девять дочерей владыки богов - Зевса. Их звали музами жизни - богинями пения. Они покровительствовали искусствам и наукам.

Бальдассаре Перуцци. Аполлон и музыЮные богини-музы - дочери 3евса и богини памяти Мнемозины. Всего их девять, и каждая из них покровительствует определённому виду искусства, науки. Так, четыре из них - покровительницы музыкального и поэтического искусства: Эвтерпа - муза лирической поэзии и песен, Каллиопа - муза эпической поэзии, древних сказаний, Полигимния - муза священных гимнов, Эрато - муза любовной поэзии. Терпсихора покровительствует танцу, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии. Восьмая муза - Клио - покровительница истории; девятая – Урания - покровительница астрономии.

Черпая воду из Кастильского ключа или из источника Иппокрены, музы одаривали ею избранных. Те, испив живительной влаги, становились художниками, поэтами, танцорами и актёрами, музыкантами и учёными.

Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл покровитель искусств бог Аполлон. И когда их божественные голоса поют гимны под аккомпанемент золотой кифары Аполлона, весь мир благоговейно внимает их стройному пению. Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, а боги милостивей.

Каково значение мифов, сказок и преданий? (Мифы, сказки, предания - вечный источник искусства. Это касается не только музыки, но и литературы, живописи. Все эти источники открыли новые грани творчества великих авторов различных произведений искусства. Искусство не копирует реальную жизнь, а живёт своей собственной жизнью, неподвластной суете обычной жизни.)

2. Слушание музыкального произведения

Обаяние сказок и мифов столь велико, что их влияние можно найти во многих произведениях, связанных с образами природы.

- Сейчас мы с вами послушаем пьесу Анатолия Константиновича Лядова «Волшебное озеро».

Если долго смотреть на воду, будь то огромные волны моря или мелкая рябь озера, то начинает казаться, что кто-то рисует на воде своей невидимой кистью. Этот рисунок невозможно уловить и запомнить, он все время меняется. Там можно увидеть все, что угодно – таинственные лица потусторонних существ, вьющиеся волосы девушек или рыбий глаз, подглядывающий за тобой прямо из глубины.

Человек не может жить в воде, но сидя на берегу, особенно в сумерках, очень верится в то, что там, на дне тоже своя жизнь. И она так же прекрасна, как и среди людей. Лишь только легендарный Садко отважился спуститься на дно к Царю Морскому, да и то потом оказалось, что все ему просто приснилось...

Быть может, так же, сидя в сумерках на берегу, Анатолию Лядову привиделась волшебная жизнь озера. В его эскизном наброске сохранился рисунок лесного озера в окрестностях деревни Полыновки, с камышами и елями на берегу, который, вероятно, послужил прототипом для написания музыки. Если бы он был художником, он бы нанёс эти великолепные краски на холст. Но у композитора своя палитра. Он рисует звуками – голосами и инструментами, и именно палитра оркестра как нельзя лучше воплотила этот сказочный замысел. Когда играл он эту пьесу, то так, что в каждом звуке рояля словно слышались тембры разных инструментов. (Слушание произведения).

- Что вы можете рассказать о прослушанном произведении, может быть, вы заметили какую-то особенность в данной пьесе. (Музыка звучала спокойно, умиротворенно, сказочно, волшебно, в ней не было никаких волнений, напряжения.)

Верно, музыка передавала состояние полного спокойствия и сказочной красоты, а кроме этого, как вы совершенно правильно заметили, в музыке отсутствовало драматическое напряжение и развитие, образ волшебного озера носит созерцательный характер, что и является особенностью этого произведения, поскольку очень мало таких произведений, где нет кульминации, напряженности, развития. В заключение пьесы образ постепенно исчезает, звучность затихает, озеро погружается в безмолвие. Вся прелесть русских народных сказок, все волшебное очарование сказочных лесных пейзажей, населённых таинственными существами, нашло в этой пьесе своё музыкальное выражение.

- Не только образы различных народных преданий, но сюжеты и персонажи всех мировых мифологий по-своему воплотились в музыке, придав ей огромное смысловое своеобразие. Вспомним некоторые из них. (Учащийся читает подготовленный материал).

Михаил Александрович Врубель. Пан (1899 г.)- Однажды, как повествует легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную нимфу Сиринкс и влюбился в неё с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринкс. Она бросилась от него прочь.

Влюблённый Пан преследовал ее, но густой лес укрыл уносящуюся от него прочь девушку. Пан уже было настиг её, и простёр вперёд руку. Он думал, что догнал её и держит за волосы, оказалось же, что это не волосы девушки, а листва тростника. Говорят, что деву скрыла от него земля, а вместо неё родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, считая, что он спрятал его возлюбленную. Но и после этого не смог её найти. Тогда он понял, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился, что сам убил её. Пан собрал все тростинки, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы. Дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринкс зазвучала. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.

Флейта ПанаВ Древней Греции была распространена многоствольная флейта - флейта Пана, или Сиринкс. Сиринкс состоит из нескольких трубок, каждая из них - это тростник. Так же как под пальцами Афины заливается флейта, в устах Пана поёт Сиринкс. (Слушание произведения М. Замфир «Run Away From Wordly Celebration»).

Подражая звучанию мифических музыкальных инструментов, композиторы совершенствовали тембры, искали их новые сочетания, вводили в оркестровую партитуру голоса птиц, шум ветра, журчание водных струй. Музыкальное пространство наполнялось живыми звуками, образные характеристики приобретали необыкновенную художественную достоверность. 

- Послушайте фрагмент из фортепианной пьесы Мориса Равеля. Я не буду говорить вам, как называется данное произведение, попробуйте назвать его сами. (Слушание музыки).

- На что похожа эта музыка, что изобразил звуками известный композитор? (Заслушиваются ответы детей, делаются выводы по данному разделу).

- Эта музыка изображает звуки волн, а называется эта пьеса «Игра воды». В ней явно слышны переливы искрящихся на солнце струй.

Эпиграфом к данному произведению Равель взял строчки из стихотворения Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». И обрисовывает его настолько зримо, что мы можем представить прекрасный солнечный день, кристально чистый водоём и смех речного бога, который сливается со смехом быстро журчащей воды.

Зримость обнаруживает себя даже в нотной записи. В приводимом ниже музыкальном примере эта зримость присутствует достаточно очевидно. Широкие разливы речных волн буквально изображены в верхнем пласте музыкального звучания.

Итог урока.

Изучение содержательных истоков музыки, связанной со словом - вокальной, сценической, программной,- обнаруживает, что в ней живёт все многообразие литературы: фольклор и мифология, Священные писания и художественное творчество - от драмы до лирического стихотворения. Поэтические жанры прочно вошли в музыку, став ее неотъемлемой частью.

Сейчас трудно назвать литературный жанр, который музыка не пыталась бы перевести на свой язык. Разнообразные стихотворные жанры - элегии и оды, баллады и гимны, поэтические формы - рондо, сонет, октава - все это, помимо традиционных форм песни и романса, зазвучало в музыке, обогатило ее новыми интонациями, новыми средствами выражения.

Став принадлежностью музыки, литературные образы вошли в кантаты, оратории, оперы и даже охватили область инструментальной музыки. Гимн звучит в заключительном хоре из оперы М. Глинки «Жизнь за царя», ода Ф. Шиллера «К радости» - в финале последней, Девятой симфонии Л. Бетховена. «Элегия» Ж. Массне, баллады Ф. Шопена самоценные музыкальные жанры, отошедшие от своего поэтического прообраза, но сохранившие образный строй и одухотворённый лиризм этих стихотворных жанров.

Так литература даёт жизнь огромной области музыкального искусства. А это столь значительные его части, как:

  • вокальная музыка: опера, оратория, романс, песня;
  • сценическая музыка: балет, драматическая пьеса с музыкой, мюзикл;
  • программная музыка, созданная на литературный сюжет,- в том числе инструментальная: симфония, концерт, пьеса.

Без влияния слова, вероятно, было бы совсем другим строение музыкального произведения, музыкальной речи, ставшей выразительной и осмысленной благодаря содружеству с поэзией. Это содружество продолжается и поныне. Несмотря на то, что и поэзия, и музыка уже давно приобрели независимость, способность своими собственными силами завоёвывать огромные художественные пространства, они порой встречаются вновь, и такие встречи снова и снова приводят к новым открытиям. И это неудивительно: ведь нельзя разорвать насильно то, что в течение многих веков срасталось не только ветвями, но и корнями.

Литература и музыка: их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга. Потому что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только лучшему.

Вопросы и задания:

  1. Велико ли воздействие литературы на музыку? В чем оно проявляется?
  2. Какие виды литературы используются композиторами при создании музыкальных произведений?
  3. Назови виды музыки, возникшие под влиянием литературы.
  4. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши стихотворение, которое ты мог бы предложить композитору для создания песни. Попробуй объяснить свой выбор.

Разработка урока И. В. Кoнeвoй и Н. В. Тeрeнтьевoй.


Презентация:

В комплекте:
1. Презентация - 26 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик», mp3;
    Лядов. Волшебное озеро, mp3;
    Равель. Игра воды, mp3;
    Run Away From Wordly Celebration (флейта пана), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Композиторы и исполнители