Какая музыка нам нужна
Какая музыка нам нужна
Звуки сосуществуют с нашей жизнью, а мы обычно не признаём этого.
Музыка же есть всегда - здесь и там.
(Т. Такемицу, композитор)
Многообразие и пестрота всего, что звучит в современном мире, - лучшее доказательство того, что музыка сегодня - явление не только всеобъемлющее, но и многоцелевое. Некоторые виды музыки нужны нам «для дела», например при проведении праздничного вечера или спортивного мероприятия. Некоторые составляют фон, необходимый для совершения ежедневных дел. Нередко человек включает радио или телевизор, занимаясь домашней уборкой или другими повседневными делами.
Иногда требуется музыка «под настроение», а иногда мы ищем какую-то определённую музыку - хотя бы просто потому, что она есть у других. Мы «обмениваемся» музыкой, как новостями, следим за её развитием и обновлением. Пожалуй, ни один из видов искусства сегодня не востребован так интенсивно, как музыка.
Мы замечаем, что многие виды современной музыки подвержены стремительному старению: порой мы с негодованием отвергаем композицию, например, трёхлетней давности как безнадёжное «старьё» - подобно тому, как мы выбрасываем старую, вышедшую из моды одежду. Ещё более радикально (радикальный - затрагивающий самые основы; глубокий, решительный, коренной) выглядит рейтинг популярности эстрадной музыки, проводимый на телевидении и радио: он стремительно меняется каждую неделю, так что иной раз какая-либо песня за короткое время из лидеров хит-парада оказывается в самом конце списка или даже за его пределами.
«Сколько сил, терпения и любви стоило нашим предшественникам строительство святынь и соборов! - и как мало внимания они уделяли вещам, предназначенным служить удобству существования. Современный же человек, как правило, больше интересуется автомобилями или самолётами, чем какими-то скрипками», - пишет Н. Арнонкур.
Однако, несмотря на скоротечность музыкальной моды, вопреки актуальным интересам современного человека к автомобилям и самолётам, музыка, как это ни удивительно, сохраняет для человека свою ценность и притягательность. И речь не только о той музыке, которая стремительно проносится мимо нас, гонимая модой и пёстрыми сиюминутными потребностями, но и о той, которая осталась звучать в душе на долгие годы.
У музыки есть свойство прочно привязываться к каким-то важным для нас событиям, становиться их символом. Такой музыкой может стать любая мелодия - просто потому, что она прозвучала когда-то и была услышана. Потом, давно забытая, возникла вновь и оживила то, что казалось никак не связанным с нею. Ведь музыка, словно волшебница, умеет оживить любое воспоминание.
Такой музыкой может оказаться, например, обыкновенный школьный вальс. Танцевальная музыка, порой ничем особенно не примечательная и даже кажущаяся малоинтересной, с течением времени становится символом каких-то глубоко личных воспоминаний. Можно даже предположить, что у каждого человека есть свой собственный школьный вальс, всегда неизменно актуальный, точно так же как всегда актуален старый двор и звучавшее в нём разноголосье.
Поэтому среди неизменных вещей, вероятно, можно назвать и потребность человека в музыке, - ведь если бы этой потребности не было, музыка вообще давно бы исчезла.
Пусть десятки музыкальных судий
Разберутся, как скрипели доски
Старых тротуаров деревянных
В городе, где шлялись мы, подростки...
Это были первые подмостки.
(Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о композиторе Виссарионе Шебалине»)
С этим свойством музыки связано то, что композиторы в своём творчестве нередко обращаются к тем образам, которые волновали их в детстве. Маленькая фортепианная пьеса «Ave Maria» Алемдара Караманова - как раз воплощение такого образа. Светлая, добрая музыка, своей проникновенностью она созвучна другим его произведениям на духовные темы, например оратории «Stabat Mater» (Stabat Маtеr (лат.) - скорбящая мать), которую композитор посвятил своей матери. Может быть оттого, что в пьесе слышны отзвуки детской мечтательности и чистоты, её очень любят играть дети: она неизменно входит в репертуар конкурса А. Караманова, который с 1996 года проходит в Крыму, где жил и работал композитор.
Из высказываний о творчестве Д. Караманова
«Когда впервые соприкасаешься с творчеством Алемдара Караманова, поражает как бы «Несовременность его музыкального языка, отсутствие в нём знаков «модернистического сознания». Кажется, что эта музыка могла быть создана в прошлом веке. Но это далеко не так. В ней как бы слышится всё прошлое музыкальное наследие, но переосмысленное на новом уровне (прежде всего русская классическая школа: Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович). А. Караманов стоит как бы между русской классикой и авангардом: ничего не разрушает, но созидает на основе сложившейся богатейшей традиции» (Е. Клочкова, музыковед).
Впрочем, музыка всегда бездонна.
Это значит - хвалят иль порочат -
Каждый в ней находит то, что хочет.
Хочет - сказки, хочет - были,
Крылья эльфов или крылья моли,
Колокол, рожок автомобиля...
Ведь свободны мы, как ветер в поле,
Ветер в поле, хоть и полном пыли,
Той, какую сами мы всклубили.
(Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о композиторе Виссарионе Шебалине»)
Вопросы и задания:
- Чем обусловлено многообразие и пестрота современной звуковой палитры?
- Каковы, на твой взгляд, причины быстрого устаревания некоторых современных композиций?
- Правильно ли суждение, что у каждого человека – собственная актуальная музыка? Объясни свой ответ .
- Как ты воспринимаешь образ произведения А. Караманова «Ave Maria»? Согласен ли ты, что такая музыка нужна современному человеку? Аргументируй своё мнение.
- О какой музыке пишет Л. Мартынов в стихотворении «Баллада о композиторе Виссарионе Шебалине»?
- Как соотносятся образы стихотворения Л. Мартынова и картины Ф. Купки?