Искусства различны, тема едина

Искусства различны, тема едина

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 4

Тема: Искусства различны, тема едина.

Содержание:

  1. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства.
  2. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства.
  3. Сравнение художественных произведений, представленных в § 4, с точки зрения сходства их образов и настроений.

Художественный материал:

Музыка:

  1. П. И. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь» (из фортепианного цикла «Времена года», слушание);
  2. Р. Шуман. «Первая утрата» (из фортепианного цикла «Альбом для юношества», слушание).

Поэзия:

  1. А. Толстой. «Осень». Осыпается наш бедный сад...

Живопись:

  1. И. Левитан. «Осенний день. Сокольники»;
  2. И. Бродский. «Опавшие листья».

Песенный репертуар:

  1. И. Гайдн, русский текст П. Синявского. «Мы дружим с музыкой» (пение).

Ход урока:

Организационный момент

Звучит песня «Маленький принц» М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение.
Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение.
А музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ…»
                                 (Н. Римский-Корсаков)

Сообщение темы урока:

- Мы продолжаем разговор об искусстве и сегодня будем учиться искать взаимосвязи между музыкой, литературой и изобразительным искусством.

Работа по теме урока:

1. Храмы искусства

- Долгие столетия, прошедшие с тех незапамятных времён, когда искусство только начинало свой путь на земле, неузнаваемо преобразили его облик. Дело не только в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются совершенно новыми словосочетаниями.

Изменился сам мир искусства. Музыка, поэзия, живопись значительно выросли и расширились, стали самостоятельными. Каждый из этих видов искусства образовал как бы собственное государство со своей историей, географией, населением и языком. И для того чтобы изучить хотя бы одно из этих «государств», люди тратят многие и многие годы. Шаг за шагом они овладевают ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся творить сами - и в конце концов постигают лишь одно-единственное искусство. Пожалуй, никакая другая наука не даётся таким трудом, как наука творчества.

Но что же это означает? Неужели для человека, не связанного с искусством, его мир оказывается безнадёжно закрытым? Для кого же оно тогда существует?

К счастью, понимать искусство можно по-разному. Давайте попробуем понять, почему искусство может быть понято многими людьми. Обратимся к учебникам. На страницах 27-28 вы видите храмы искусства. Скажите, к каким видам искусства относятся данные храмы? 

Государственная Третьяковская галерея - храм живописи, где живут замечательные шедевры известных художников. 

Большой театр - там живут различные театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки. 

Большой зал Московской консерватории. В консерватории учатся будущие композиторы, музыканты.

Правильно. А как вы думаете, у слова консерватория и консервы есть что-то общее? (Заслушиваются ответы учащихся.)

- Внешне, конечно же, ничего общего, хотя у них одинаковый корень итальянского глагола «conservare» - что означает беречь, сохранять. Что такое консервы? (Консервы - это сохранённые пищевые продукты.) А что же сохраняет консерватория?

Так вот, послушайте. В старину в Италии консерваториями называли приюты для сирот, дома сохранения бедных детей от жизненных невзгод, выпавших на их долю. В этих приютах-консерваториях детей обучали разным ремёслам, а особо - очень уважаемому ремеслу у итальянцев - ремеслу музыканта. Любопытно, что в старой Италии школы музыки ещё называли знакомым нам словом госпиталь, что значит гостеприимный дом. Но слово госпиталь впоследствии стало относиться только к медицине, а название консерватория окончательно закрепилось за учебным заведением, предназначенным для музыкального образования.

Первая русская консерватория была открыта в Петербурге в 1862 году, вторая - в Москве в 1866 году.

Конечно, для того, чтобы разгадать тайны мастерства, техники художника, то для этого нужно много учиться, стать профессионалом.

Если же стремиться понять смысл произведения, ощутить его эмоциональное (эмоциональный – от слова эмоция – душевное переживание, чувство) воздействие, то здесь требуются чуткость и внимание, воображение и наблюдательность. Этими качествами обладают очень многие люди. Вот почему не обязательно быть музыкантом, художником и писателем, чтобы любить хорошую музыку, с удовольствием ходить в музеи и читать книги.

- Давайте попробуем доказать, почему искусство может быть понято многими людьми.  Для этого проанализируем разные виды искусств.

2. Рассматривание репродукций картин

- А теперь рассмотрим страницу 30 учебника. Что общего вы видите на этих двух картинах?

Сравнивая две картины – И. Левитана и И. Бродского, - мы наблюдаем два характерных осенних состояния: пасмурный день, увядшая листва. Однако каждое из этих состояний воспроизводит лишь внешний (внешний – здесь; первичный, поверхностный, лишённый глубины внутреннего содержания) образ, выраженный в его названии произведений.

Ведь произведение искусства - не фотография, воспроизводящая вид осеннего парка или деревенский пейзаж. В нём всегда скрыто что-то большее.

«Осенний день. Сокольники»: парк, аллея, женская фигура, идущая нам навстречу…

Мы невольно проникаемся состоянием этой неведомой (неведомый – неизвестный) нам женщины и пытаемся понять: о чём она думает, что чувствует. Сожалеет ли она о прошедшем лете, когда парк был таким зелёным и весёлым, или, о чём -то ушедшем, далёком, но дорогом сердцу?

Тогда не о том ли же самом рассказывают нам и опавшие листья? Ведь и они когда-то впервые распустились навстречу весеннему солнцу, росли и ярко зеленели. Но вот - всё изменилось - и теперь они лежат на земле. Они всё ещё прекрасны, но ничто никогда не вернёт им прежних красок, прежнего весёлого трепетания.

3. Слушание музыкальных произведений 

Пьеса Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из фортепианного цикла «Времена года» необыкновенно близка по настроению рассмотренным картинам. Композитор также стремится не просто передать прекрасный облик увядающей осенней природы, он вносит в звучание своей пьесы щемящую человеческую ноту.

Строки из стихотворения А. Толстого, взятые Чайковским как эпиграф к пьесе подчёркивают состояние боли и сожаления:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят...

«Бедный сад» - это не просто пейзаж (пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу), это человеческая грусть, сложное чувство жалости и смирения перед неизбежным.

Улетели листья с тополей,
Совершилась в мире неизбежность.
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность…

…так почти сто лет спустя написал об осени замечательный русский поэт Николай Рубцов. И мы видим, что человеческая душа во все времена способна страдать и восхищаться, она несёт в себе глубокое поэтическое видение мира. А это означает, что мир человеческой души, выраженный в произведении искусства, может быть близок и понятен многим.

Вслушайтесь: все эти чувства ярко выражены в музыке Чайковского, полной осенней грусти и одиночества.

Слушание: П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь» из фортепианного цикла «Времена года».

В представленном художественном ряду лишь одно произведение стоит особняком (особняком – отдельно, в стороне от других) - «Первая утрата» (утрата – потеря) Р. Шумана. Эта пьеса, не содержит осенних мотивов. И всё же она оказывается по-своему созвучной всем произведениям, о которых шла речь. 

Если бы мы слушали эту пьесу саму по себе, мы сказали бы о грустной мелодии, об интонации, в которой можно различить и жалобу, и упрёк, и безутешность. Но если вспомнить содержание нашей беседы, то, наверное, смысл «Первой утраты» станет более глубоким и значительным.

Теперь это не просто жалоба ребёнка, - теперь это становится чем-то большим, каким-то новым знанием о мире. Это знание угадывается уже в самом названии – «Первая утрата», говорящем о неизбежности всех последующих утрат.

Так маленькая детская пьеса становится для нас открытием закона жизни, которому подчиняется всё грустное в мире: и облетающие осенние листья, и горькие человеческие потери.

И хоть это грустный закон, в нём есть и светлая сторона. Ведь когда-то снова наступит весна, на деревьях появятся молодые листья… Так и человеческая жизнь – потери в ней сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями.

Слушание: Р. Шуман. «Первая утрата» из фортепианного цикла «Альбом для юношества».

- Расскажите о своих впечатлениях. (Музыка звучит грустно, плавно, протяжно, состоит из трёх частей. Первая и третья части похожи, середина звучит более взволнованно. Настроение этой пьесы схоже с предыдущей, можно различить жалобу, безысходность, безутешность.)

Ребята, скажите, что же общего между всеми этими произведениями? (Все эти произведения красками, словами, звуками рассказывают нам об осени.)

Их объединяет общая тема - осень.

Искусства различны, тема едина. Таким образом, тема - это то, что присутствует во всех видах искусства. Это главная идея, мысль любого творения. Изучая произведения различных видов искусств, которые объединены общей темой, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в них схожие образы и настроения.

Вспомните песни, соответствующие данной теме.

Итог урока:

Сопоставление различных произведений обогащает содержание самой темы. В этом сопоставлении нет ничего искусственного. Любое явление жизни познаётся в сравнении, порой даже столкновении с другими явлениями. Попробуйте, например, объяснить художественное произведение, взятое наугад, без знания традиции, в которой оно возникло, времени его написания и других необходимых условий. Вы убедитесь, что любое суждение требует предварительных знаний, опыта, наблюдений. В этом и состоит смысл сравнения - нового со старым, неизвестного с известным. Точно так же происходит познание искусства: диалог времён, традиций, культур - необходимые его грани.

Вопросы и задания:

  1. Какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства?
  2. Что объединяет музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, приведённые в нашей беседе?
  3. Почему «Первую утрату» Р. Шумана можно поставить в один ряд с другими рассматриваемыми произведениями?
  4. Только ли тема осени объединяет представленные произведения, или их смысл более глубок? Как вы думаете, в чём он выражается?
  5. Назовите несколько произведений различных видов искусства, объединённых общей темой.
  6. Составьте свой вариант из произведений музыкального, поэтического и изобразительного искусства для урока-концерта «Природа в искусстве». Запишите его в «Дневник музыкальных наблюдений».


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Таривердиев. Маленький принц (в исп. Е. Камбуровой), mp3;
    Таривердиев. Маленький принц (фонограмма «минус»), mp3;
    Чайковский. Октябрь - Осенняя песня (в исп. симф. оркестра), mp3;
    Чайковский. Октябрь - Осенняя песня (в исп. фортепиано), mp3;
    Шуман. Первая утрата (в исп. фортепиано), mp3;
3. Конспект урока, docx. 

Композиторы и исполнители