Героические образы Л. Бетховена

Героические образы Л. Бетховена

Героические образы Л. Бетховена

Содержание:

  1. Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.
  2. Фортепиано - ведущий солирующий инструмент в эпоху венского классицизма.
  3. Знакомство с жанром сонаты.

Музыкальный материал:

  1. Л. Бетховен. Соната № 8 «Патетическая» для фортепиано. I часть. Экспозиция (слушание); II и III части (по желанию педагога);
  2. Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. «Свободный человек» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Наблюдать за интонационной образностью музыкальных произведений.
  2. Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки Л. Бетховена.

Соната № 8 «Патетическая»

«Героической» назвал Людвиг ван Бетховен свою Третью симфонию. Героической можно назвать и всю жизнь великого венского классика.

  1. Внимательно рассмотрите портрет Л. Бетховена. По изображению попытайтесь определить, человеком какого характера был выдающийся композитор. Слова для справок: сильный, волевой, мягкий, добродушный, мужественный.
  2. Какой цвет на картине усиливает восприятие основных черт характера Бетховена?

Ещё в молодости и Бетховена начала развиваться глухота, приведшая к полной потере слуха. Тяжкая болезнь не сломила волю композитора; год за годом он упорно трудился. Слова Бетховена «Я возьму судьбу за глотку» стали девизом всей его жизни.

Именно в тяжелейший период Бетховен создал лучшие произведения – Девятая симфония, Торжественная месса, поздние сонаты для фортепиано. По этому поводу русский музыкант А. Рубинштейн говорил: «О глухота Бетховена, какое страшное несчастье для него самого и какое счастье для искусства человечества!»

С молодых лет Бетховен зарекомендовал себя как незаурядный (необычный, выделяющейся среди других) пианист. «Его игра не отличалась чистотой, блеском и элегантностью… зато она была одухотворённой, величественной, в высшей степени полной чувства». Эти слова принадлежат Карлу Черни – австрийскому пианисту, педагогу и композитору, ученику Л. Бетховена.

Ведущим солирующим инструментом в эпоху венских классиков стало фортепиано. Для него создаётся много произведений в различных жанрах (сонаты, вариации, пьесы). Главным был жанр сонаты.

Слово «соната» происходит от итальянского «сонарэ» - «звучать», «играть» (на музыкальном инструменте). Это крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов). Стоит, как правило, из трёх частей.

По фортепианным сонатам можно проследить путь становления композитора. 32 сонаты написаны Бетховеном на протяжении его жизни, в разные этапы его творчества. Одна из них – соната № 8 – называется «Патетическая», то есть «страстная», «взволнованная».

Это произведение было написано Бетховеном в период, когда он впервые осознал свой недуг.

...Это гигантский рывок вперёд, к тому, что в искусстве ещё только должно прийти. Такой музыки ещё не было.

Звуки музыки

Вступление. Grave-Allegro di molto e con brio

Аккорд! Могучий и грозный. Властный голос. Он требует ответа. Быстрого, ясного. Он нетерпелив. Он не хочет ждать.

И ответ приходит. Но робкий и уклончивый. В нём страдание и боль, но нет решения.

И тогда снова раздаётся прежний голос. На этот раз ещё более сильный и требовательный.

И пять тот же ответ.

Но голос не умолкает. Он всё настойчивей. От него не скроешься и не уйдёшь, как не уйти от жизни, требующей решения и ожидающей его. Жизнь зовёт к действию. И зову её невозможно противостоять.

С каждым новым аккордом слабеет сопротивление. И вот оно осталось только в одиноких и ломких звуках. Устало скатываются они вниз и тонут во вздымающихся валах начального аллегро. Стремительное и бурное, оно контрастирует с медленным, напряжённым вступлением.

Первая часть. Grave-Allegro di molto e con brio

Аллегро первой части полно борьбы - острой, кипучей, не затихающей ни на миг. Главная тема - она выросла из мощных аккордов вступления - порывистая, мужественная, сильная,

Побочная тема сродни ответу вступления. Побочная тема всё больше подчиняется главной, пока, наконец, могучий разлив совсем не поглощает её.

Ни внезапный возврат скорбных голосов вступления; ни аккорды, дробящие молотом воли нерешительность и сомнение, не в силах остановить победного движения, изменить исход борьбы.

Вторая часть. Adagio cantabile

Вторая часть - созерцательная, проникнутая философским раздумьем. Звучит медленно и певуче. Это размышление о том, что недавно произошло. Глубокое, спокойное, беспристрастное, свободное от случайных чувств и переживаний, вспыхнувших под влиянием момента и возникших в горниле борьбы. Свободно и плавно течёт мелодия, возвышенная, как сама борьба, развернувшаяся в первой части, и благородная, как цель, ради которой она велась.

Третья часть. Rondo Allegro

Третья, заключительная, часть сонаты - само движение. Оно вскипает с первых же тактов и стихает только с последними аккордами. Если вслушаться в стремительный взлёт главной темы - лёгкой и воздушной, нетрудно угадать знакомые черты побочной темы первой части. Но здесь она преображена. Нет ни горечи, ни страдания. На смену пришло веселье...

И, наконец, короткий, энергичный финал. «Патетическая» соната пронизана пафосом революционной борьбы. Её образы овеяны пафосом революции.

Главной темой многих произведений Бетховена была борьба людей за своё счастье и стремление к свободе. Герой Бетховена, как и он сам, - неистовый борец, мыслитель, личность, обладающая богатым внутренним миром.

Высшее предназначение своего искусства, которому он следовал до конца жизни, Бетховен выразил всего одной фразой: «Музыка должна высекать огонь из сердец человеческих».

Запомни! Соната

Вопросы и задания:

  1. Как вы думаете, слова «героизм», «героический» можно отнести к творчеству Л. Бетховена или также к обстоятельства его жизни? Почему?
  2. Преимущественно для какого музыкального инструмента создавали сонаты венские классики?
  3. Что означает слово «соната»?
  4. Музыка Бетховена отличается резкой контрастностью – динамической, темповой, регистровой… Ощутимы ли контрасты в «Патетической» сонате? Подумайте, с какой целью они применяются.
  5. Итальянскому музыканту Радичьотти принадлежит следующее высказывание: «Бетховен титан (гигант), он часто бьёт нас кулаками; Моцарт же всегда прекрасен!» Какой смысл, по-вашему, заключён в этих словах?

В презентации представлен разбор Экспозиции I части Сонаты № 8 «Патетическая».


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бетховен. Соната № 8 Патетическая:
      I ч. Grave-Allegro (полностью и фрагменты), mp3;
      II ч. Adagio cantabile, mp3;
      III ч. Rondo (Allegro), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители