Феликс Мендельсон. Гармония и равновесие

Феликс Мендельсон. Гармония и равновесие

Красивая внешность, богатство, блестящее образование и талант.
Он владел этими "сокровищами", о которых многие лишь мечтали.
Феликс с успехом мог бы стать математиком, юристом, филологом, художником, музыкантом.
Но только музыка станет его жизнью.

Феликс Мендельсон. Гармония и равновесие

Чувствуя себя в салонах и при дворе как дома, Мендельсон при этом был одним из самых серьёзных композиторов своего времени.

Создав за свою короткую жизнь множество шедевров, он стал известен как «Моцарт XIX века».

Феликс Мендельсон-Бартольди родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге в богатой семье банкиров-евреев, впоследствии принявших лютеранство. В 1816 году Феликса крестили, тогда же семья Мендельсонов добавила к своей фамилии вторую часть (Бартольди), чтобы отличаться от родственников, оставшихся в иудаизме.

Идеи Мендельсона оказали огромное влияние на развитие идей немецкого просвещения и реформизма в иудаизме в XIX веке.

Семья Мендельсонов могла похвалиться богатыми культурными традициями - дед композитора, Мозес Мендельсон, был крупным философом, представителем немецкого просвещения. Отец Феликса Мендельсона, Абрахам Мендельсон, говаривал порою: «Раньше я был сыном своего отца, а теперь я - отец своего сына». Но и он сам, банкир, не принадлежал к породе «классических дельцов». Он много читал, знал иностранные языки и неплохо разбирался в музыке. А в 1820 году Мендельсоны, переехавшие к тому времени в Берлин, «обзавелись» своим салоном, где бывали Гегель, Гумбольдт, Гейне и многие другие известные люди того времени.

Таким образом, юный Феликс Мендельсон рос в атмосфере любви к искусству. Родители старались дать ему наилучшее образование - как общее, так и музыкальное. Первым «музыкальным наставником» стала для Феликса и его сестры Фанни мать, затем к одаренным детям пригласили профессионального пианиста.

Заметив, что сын делает большие успехи и, кроме того, обнаруживает способности к композиции, Абрахам Мендельсон договорился с Карлом Фридрихом Цельтером, самым известным в Берлине композитором и дирижером (а также другом Гёте), что он будет преподавать Феликсу музыкальную теорию. Незадолго до этого будущий композитор начал брать еще и уроки игры на скрипке. Помимо музыки Феликс Мендельсон изучал классическую филологию и живопись (сам он довольно неплохо писал акварелью).

Уже семилетним мальчиком Мендельсон выступал как пианист, а в одиннадцать лет всерьез увлекся сочинением музыки. Спустя год ему посчастливилось — благодаря Цельтеру - познакомиться с Гёте. Талантливый мальчик произвел большое впечатление на великого поэта. В его лице Мендельсон обрел и духовного наставника, и покровителя, и друга, и поклонника.

В 1822 году состоялось первое концертное турне Феликса Мендельсона - по Швейцарии, а в 1825 году он побывал в Париже, музыкальной столице Европы. Музыкальная столица поразила юного композитора и - разочаровала его. Он обнаружил, что здесь почти никто не знает Бетховена;  Аллегри, Гендель и Бах - позабыты. А ведь творчество именно этих композиторов было для Мендельсона основной духовной пищей во все годы его учения у Цельтера. Баха он боготворил со всем пылом впечатлительного юноши. Страдая, что лучшие произведения «великого немца» находятся в забвении, он принял решение - вернуть к жизни «Страсти по Матфею».

Дабы воплотить это решение, Мендельсону пришлось преодолевать сопротивление берлинского музыкального сообщества и даже самого маэстро Цельтера. И все же, после двух лет упорной работы, Феликс Мендельсон достиг своей цели. 11 марта 1829 года он дирижировал «Страстями», и исполнение имело огромный успех. Это выдающееся событие ознаменовало собой начало возрождения интереса к музыке Баха, и «баховский ренессанс» более чем на век стал определяющим фактором в развитии немецкой культуры. Благодаря тому же эпохальному концерту музыкальная публика заметила и высоко оценила дирижерский талант двадцатилетнего Мендельсона.

Но успех на «исполнительско-дирижерском» поприще не отвлек Мендельсона от его главного призвания - сочинения музыки. Чувствуя, что Берлин становится тесен для него и больше не дает ему новых впечатлений для его творчества, он уехал за границу. В апреле 1829 года он отправился в Англию, где и состоялись премьеры его Первой симфонии до минор и увертюры «Сон в летнюю ночь». Лондонцы приняли музыку Мендельсона более чем доброжелательно.

Спустя несколько недель композитор уже снова в пути - едет в Шотландию, а затем на Гебриды. Дикий, суровый пейзаж этих мест вдохновил Мендельсона на создание лучших его произведений. Возвращаясь в Берлин, музыкант вновь ненадолго остановился в Лондоне и с изумлением обнаружил, что его популярность здесь стремительно возросла за то время, что он отсутствовал. С тех пор Англия стала его второй, «духовной», родиной.

Пробыв некоторое время в Берлине, Мендельсон отправился в новое путешествие - на этот раз он решил навестить Италию. С октября 1830 года до лета 1831 года он посетил Венецию, Болонью, Флоренцию, Рим, Неаполь, Геную и Милан. Ласковая природа этой страны пришлась по душе композитору. Но больше, чем природа, его занимала, конечно же, культура Италии. Величественные фрески ее церквей, руины античных зданий, произведения итальянских композиторов - во всем этом Мендельсон находил новые источники вдохновения. Покинув Италию, он побывал в Швейцарии, а зиму 1831-32 годов провел в Париже. Конечным пунктом этого путешествия стала, разумеется, Англия, столь любимая композитором.

Вернуться в Берлин Мендельсона заставило известие о неожиданной смерти Цельтера. Абрахам Мендельсон надеялся, что его сыну предложат занять освободившееся место директора Певческой академии, но этого не произошло. В 1833 году, однако, нашлась должность и для Мендельсона - он стал мюзикдиректором в Дюссельдорфе. Теперь в его обязанности входило проводить репетиции и концерты Музыкального и театрального общества. Правда, уже через несколько месяцев композитор оставил Дюссельдорф и возвратился в Берлин, где стал почетным членом Академии искусств.

В это время Мендельсон уже известен во всех немецких городах. От выгодных предложений нет отбоя. Кельн доверяет ему проведение музыкального фестиваля, Лейпциг предлагает университетскую кафедру. От этого заманчивого предложения музыкант, впрочем, отказался. Зато с радостью согласился руководить знаменитым (Лейпцигским же) оркестром Гевандхаус. Благодаря Мендельсону Лейпциг стал на некоторое время одним из важнейших центров музыкальной Европы. Оркестр, руководимый Мендельсоном, блистательно исполняет шедевры старых мастеров и произведения новых композиторов, а сам композитор много пишет, и его премьеры проходят с неизменным успехом.

По его инициативе в Лейпциге установлен памятник Баху, открылась в 1843 году консерватория, которой суждено было оказать огромное влияние на музыкальную жизнь всей Германии. Здесь, в Лейпциге, прошли лучшие и плодотворнейшие годы Мендельсона, сюда он привез свою молодую жену - Сесиль Жанрено.

В мае 1847 года внезапно умирает любимая сестра Феликса Мендельсона - Фанни. С ее смертью композитор почувствовал, что силы начинают оставлять и его самого. 4 ноября 1847 года он скончался.

 

Звуки музыки

Концерт для скрипки с оркестром  ми минор, соч. 64, 1 часть

Этот концерт, написанный в 1844 году, - одно из последних и самых зрелых инструментальных произведений Феликса Мендельсона. Композитор достиг здесь той высокой драматичности, которая позволяет говорить о его связи с бетховенскими симфоническими традициями. Вместе с тем концерт насыщен духом романтизма - от первой до последней ноты. В нем сосредоточились характернейшие черты творчества Мендельсона - лиричность, песенность, изящество, чувство красоты и гармоничности окружающего мира. Тонкий и выразительный музыкальный колорит сочетается здесь со строгостью формы.

Появление концерта стало настоящим событием в музыкальной жизни Европы. Сейчас нам кажется, что первая половина XIX века ознаменовалась расцветом всяческих искусств - и, в частности, музыки. Однако у современников было совсем другое ощущение. Шуман, например, с горькой язвительностью замечал, что многие преуспевающие композиторы заняты тем, что сочиняют виртуозные пассажи, а затем уже думают - чем бы заполнить пространство между ними. На этом скорбном фоне скрипичный концерт Мендельсона выделялся исключительной серьезностью чувства и «обоснованной» виртуозностью.

 

Песни без слов

Сестра Мендельсона Фанни, благодаря огромному богатству семьи, получила  прекрасное домашнее образование. Ее музыкальные способности всячески поощрялись. Она стала прекрасной пианисткой, исполняла многие пьесы своего брата и даже дирижировала оркестром. Ей принадлежит более пятисот музыкальных произведений, включая оратории. В творчестве Фанни очень зависела от мнения своего гениального брата, но, в свою очередь, часто давала ему важные советы. Так, уже невозможно узнать, кому из них двоих принадлежит идея «Песен без слов».

Задумка с самого начала была в корне новаторской – легкая, ни к чему не обязывающая форма, не обремененная особыми правилами. Напевность, миниатюрность и возможность творческой свободы «Песен без слов» привлекли мастеров романтического направления. Жанру, изобретенному братом и сестрой, стали подражать.

 

Песня без слов № 6 ля мажор «Весенняя песня», соч. 62

В течение своей жизни Мендельсон написал 48 подобных пьес под названием «Песни без слов». Каждая – тщательно сделанная миниатюра, нежная и экспрессивная. В «Весенней песне» мелодию сопровождает легкий, невесомый аккомпанемент. Весна была одной из любимых тем композитора, а тональность ля мажор явно казалась для него такой же весенней. У Мендельсона немало музыки о весне, и вся она – в ля мажоре.

 

Рондо-каприччиозо ми мажор, соч. 14

Мендельсон написал это произведение в пятнадцать лет. А в 1830 году в Мюнхене, следуя из Веймара (где встречался с Гёте) в Зальцбург и Вену, он презентовал его пианистке Дельфине фон Шаурот. Феликса на написание этой пьесы вдохновил «Концертштюк» Вебера. В эпоху романтизма блестящие концертные рондо открывались медленным вступлением (часто лирическим), за которым следовала искрометная быстрая часть. Слушая рондо-каприччиозо, легко можно представить, каким виртуозом был сам Мендельсон.

 


Презентация

В комплекте:
1. Презентация  20 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Концерт для скрипки с оркестром ми минор. 1 ч. Аллегро, mp3;
    Мендельсон. Рондо-каприччиозо, соч. 14, mp3;
    Песня без слов № 6 Ля мажор Весенняя песня, соч. 62, mp3;
3. Статья, docx.

Композиторы и исполнители