Цвет и звук: Музыка витража
Цвет и звук: Музыка витража
Чудо-прибор калейдоскоп знают все. Глядя в глазок «волшебной трубки», вращая её, можно наблюдать сменяющиеся разнообразные узоры из стекла. Между этими узорами немало общего, при том все они отличаются друг от друга.
Выдающиеся произведения из стеклянного материала представлены в искусстве витражей.
Витраж – это картина или узор из цветного стекла. Как правило, витражи расположены в окнах архитектурных сооружений.
Со времён средневековья до нас дошли витражи, украшающие соборы западноевропейских стран. Обычно образы, запечатлённые на них, связаны с сюжетами из Библии.
В маленьком сказочно красивом городке Шартр неподалёку от Парижа расположился изумительный собор, известный как «Стеклянная Библия» или Шартрский собор Богоматери. История этого величественного и загадочного здания тянется ещё со времён существования Римской Империи.
Если ехать по дороге Париж - Нант, километрах в 60 от столицы после одного из поворотов дороги далеко в поле вдруг появляется силуэт готического собора. Сначала даже кажется, что это мираж, как в пустыне. Сверившись с картой, понимаешь, что это Шартр. А чуть позже раскрывается и загадка миража: город - это как бы приложение к храму, его подножие.
Где-то там, в древнем соборе, ждут вас голубые витражи, таинственные крипты с Чёрной Мадонной, колодец друидов и загадочный лабиринт, и вы спешите им навстречу, ожидая чуда...
Друиды - жрецы и поэты у древних кельтских народов, были хранителями героических преданий и мифологических поэм.
Собор заслонить трудно: он виден из любого уголка города - за домами, в просветах улиц, из окна кафе. Он как путеводная нить, как цель и смысл всего этого маленького мира.
Известно, что как город Шартр появился в середине I тысячелетия на месте кельтского святилища, у святого источника. А вот когда появилось святилище - неизвестно... Шартр - одно из тех особых мест, которые, кажется, были священными всегда, какой бы народ ни жил здесь.
На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви, которые в силу разных причин не раз страдали от пожаров и разрушений.
Сразу после пожара 1194 года в Шартре началось строительство нового собора. Христиане всех сословий устремились в город, чтобы помочь восстановить Дом Богородицы. Каждый приносил что мог - кто камни, кто дерево, кто золото, кто съестные припасы. И даже больные и неимущие помогали общему делу своими молитвами.
Новый храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, стал первым в истории Франции собором, посвящённым Деве Марии.
Это грандиозное здание дошло до нас в том самом виде, в каком и было построено. Кафедральный собор в Шартре был единственным, который не пострадал во время Великой французской революции, что само по себе удивительно. Уже при входе мы видим статуи царицы Савской, царя Давида, Соломона.
Богатейшее наружное и внутреннее убранство насчитывает в общей сложности около 10 тысяч скульптурных изображений. Кто-то назвал этот Храм каменной книгой - и чтобы прочитать её, потребуются годы и годы.
Христос поучающий и осёл, играющий на виелле, фигуры, изображающие сезонные полевые работы, и символы знаков Зодиака, пророки и философы, короли и святые... И чем-то трогающий душу ангел с солнечными часами на углу южной башни.
Собор в Шартре гордо носит имя Королевы соборов. Ведь это не только шедевр архитектуры и искусства. Это и величайшая святыня, и ведущий центр философского образования, внёсший больший вклад в формирование мышления своего времени.
Знатоки говорят, что лучше всего смотреть собор утром ясного зимнего дня, тогда игра света витражей предстаёт во всем своём великолепии. Но знаменитая «шартрская синь» - так называют её за особый голубоватый свет, который наполняет собой пространство, - поражает в любой день.
Шартр - один из немногих соборов готической Франции, который, пройдя через все исторические катаклизмы, сохранил почти неизменным своё остекление. Он украшен витражами XII-XIII веков, занимающими около 2600 м2, - это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей той эпохи. В соборе 146 витражей, на которых, кроме отдельных фигур, изображены 1359 различных сюжетов. Витражи украшают также розы главного фасада и трансепта.
Витражные розы
Их называли «глазами небес» … Огромные, более 10 метров в диаметре, витражные окна-розы словно стягивают к центру, к единой точке под сводом, все элементы фасада готического собора.
Роза - один из древнейших образов божественной красоты и гармонии мироздания. Её лепестки - это бесконечное множество миров, разворачивающихся из одного центра и создающих круг, идеальную, совершенную форму.
Роза - вечный символ любви. Любви, не имеющей преград, любви, побеждающей смерть, любви жертвенной, отдающей. Поэтому роза на фасаде собора - символ Богоматери, «розы без шипов», светлой розы, что росла когда-то в эдеме. Она, вместившая в себя и родившая Бога, стала олицетворением преображённой материи, пропитанной духовным светом.
Собрание витражей кафедрального собора в Шартре называют стеклянной библией. Каждый витраж представляет собой эпизод из Библии или картину из французской жизни XIII века. «Читать» их нужно слева направо, но не так, как книги, а снизу-вверх, то есть от земли к небу.
Звуки музыки
Разноцветный витраж заиграл, засиял…
Сложен нежной рукой за осколком осколок…
Из разбитых надежд мозаичным узором
Мастер живую картину по кусочкам собрал…
Давно забыт тот мастер, что когда-то
Собрал витраж из пёстрого стекла.
А мы все тщимся подобрать слова,
Чтоб воссоздать творение собрата.
И наконец, мы, дрогнувшей рукой,
Осколки сложим в пёструю картину.
И, засияв по-новому, стекло
Стихом иным в столетиях застынет…
А мастер тот, что нами был забыт,
С улыбкой грустною на нас с небес глядит…
Потоки света, проходящие сквозь витражные окна, окрашиваются в различные цвета и оттенки. Вместе они образуют яркую, искристую «симфонию красок».
В музыке эффект витража использовал французский композитор Оливье Мессиан. «Я могу точно сказать, что моё предпочтение относится к красочной, переливчатой музыке… похожей на церковные витражи, на божественную радугу», - говорил композитор.
После окончания консерватории О. Мессиан был назначен органистом церкви Святой Троицы в Париже.
Витражи этого прекрасного собора вдохновили его на создание многих музыкальных образов. Игра света, преломлённого в цветных стёклах витража, стала игрой музыкальных звуков – необычных, порой удивительных.
Одно из произведений О. Мессиана, в котором применён эффект витража, называется «Рождество Господне».
Эпиграфом к пьесе О. Мессиана «Пастухи» из органного цикла «Рождество Господне» стали слова: «Увидев младенца, пастухи направились к нему, прославляя Бога…».
Вопросы и задания:
- Что означает слово «витраж»?
- В творчестве какого композитора используется эффект «музыкального витража»?
- Каков характер музыки пьесы «Пастухи»? Ощущается ли присутствие изобразительности в музыкальном звучании?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 32 слайда, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мессиан. «Пастухи» из органного цикла «Рождество Господне», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
В презентации использованы фотографии Шартрского собора Богоматери и Парижской Церкви Святой Троицы и др.
Литература:
Журнал «Человек без границ»;
Учебник музыки 4 класс. Автор В. В. Алеев.
Дополнительно рекомендую:
Мессиан. Пастухи. Витражи (видео-ряд из фотографий витражей Шартрского собора Богоматери, Парижской Церкви Святой Троицы и др., на музыку Оливье Мессиана «Пастухи» из органного цикла «Рождество Господне»)