Чудесная тайна музыки. По законам красоты
Чудесная тайна музыки. По законам красоты
Содержание:
- Преобразующее значение музыки.
- Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека.
- Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса).
- Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку».
- Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах.
- Созидание по законам красоты.
Музыкальный материал:
- К. Сен-Санс. «Лебедь». Из фортепианного цикла «Карнавал животных» (слушание)
- А. Вивальди. «Ларгетто»
- К. Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна»
- Н. Римский-Корсаков. «Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане»
- «Ой, вставала я ранёшенько» (русская народная песня в исполнении хора им. М. Пятницкого)
Характеристика видов деятельности:
- Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
- Рассуждать о преобразующем влиянии музыки.
- Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, глубинное - поверхностное).
- Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
- Понимать характерные особенности музыкального языка (с учётом критериев, представленных в учебнике).
- Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
- Устанавливать внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки (с учётом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений).
- Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности (с учётом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений)
Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает...
(Э. Т. Гофман)
«Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки» - этими словами начал французский композитор А. Онеггер последнюю свою статью. Умудрённый опытом музыкант, автор множества опер, симфоний и ораторий, он и на закате своей жизни не утратил способности восхищаться той бездной чудес, которые открывает нам музыка.
Что же это за чудесное искусство?
Почему оно воздействует на человека, делает его более бескорыстным и благородным, способным преобразовывать мир по законам красоты? Ведь не секрет, что человек, любящий и понимающий прекрасную музыку, не уродует окружающую жизнь, а, наоборот, по мере сил украшает её. Кем бы он ни был - плотником или строителем, поэтом или архитектором,- он не создаёт ни безобразных вещей, ни плохих стихов, ни безликих зданий. Музыка вносит порядок в его душу, порядок, равнозначный эстетическому закону гармонии, и этот закон властвует затем в создаваемых им повседневных предметах, искусстве, одухотворённом облике городов.
Если задаться вопросом, какие эпохи оставили лучшие памятники, высшие образцы человеческой мысли, то очевидно, что это были времена расцвета духовности, когда роль искусства никому не приходилось доказывать, когда оно являлось средством познания и выражения всех проблем жизни - от рождения человека до движения планет.
Слушание: А. Вивальди. Ларгетто (клавесин).
Вот почему и поныне так притягательна для нас старинная музыка; с одной стороны, мы находим в ней ту чистоту помыслов и то величие духа, которые, к сожалению, не всегда сохраняются в современной жизни, с другой – освобождённое от суеты и житейских забот, искусство прежних времён предстаёт перед нами в своём истинном, чистом виде, как средоточие духовных поисков человека. Ведь люди одинаковы во все времена - они всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти, и какими бы люди ни были, они порой поднимали глаза к небу, пытаясь оттуда получить ответы на мучившие их вопросы.
И современные люди с их техническими достижениями, большими городами, промышленными шумами, притупляющими слух, всё равно остаются теми же людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание. Поэтому им тоже нужна музыка, и не только та, которая входит в общий шумовой фон жизни, но и которая поддерживает душу, укрепляет силы, возвращает к истокам.
3адумайтесь: где бы вы ни жили, какой бы пейзаж ни окружал ваш дом (даже лес заводских труб), вы всё равно радуетесь весне, чистому небу, звенящему воздуху. Значит, не всё в нашей жизни подвластно только внешним обстоятельствам, есть что-то и в нас самих, что противостоит их порой жёсткой силе. Но это «что-то» нуждается в поддержке, в укреплении, ведь только оно и делает человека человеком.
Пока такое начало живёт в людях, мир движется и совершаются в нём добрые дела. Это начало - человеческая душа, хрупкая, беззащитная, способная и ожесточаться от невзгод, и укрепляться от испытаний. Высшая ценность жизни, божий дар - и всё же как часто люди забывают о ней!
Слушание: К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».
А ведь вспомните - только за блаженство обладать бессмертной человеческой душой Русалочка из сказки Андерсена от дала всё самое дорогое, что имела: счастье жить в кругу семьи, среди любящих сестёр, а главное - свой божественный голос, красивее которого не было ни у кого на дне морском! Но, несмотря на эти безмерные жертвы, Русалочка всё же не обрела бессмертной души: ей пришлось слиться с дочерями воздуха и вступить в трёхсотлетний срок испытания. Триста лет испытаний за счастье обладать душой! Прилетать в жаркие страны, где люди гибнут от зачумлённого воздуха, и навевать прохладу, распространять в воздухе благоухание цветов, делать множество добрых дел, чтобы наконец обрести то, что доступно каждому человеку!
Но не только дочери воздуха, не только Русалочка, но и каждый человек, получивший душу в дар с самого рождения, должен непрерывно проходить этот «срок испытания» - на сохранение и укрепление той «внутренней музыки души», о которой говорилось во вступлении «от авторов» к учебнику.
Почему же в нелёгком деле воспитания души философы и педагоги всех времён отдавали первенство музыке как самой могучей и действенной из всех искусств?
Может быть, потому, что музыка выражает не предметы и явления - для этого у неё нет слов, не их облик и внешние очертания, а именно внутреннюю суть всех вещей, их душу. Ибо кто осмелится утверждать, что явления окружающего мира не имеют души? Почему же тогда они такие разные? И разность их не только в том, что они иначе окрашены или непохожи по форме, но, может быть, прежде всего в том, что они по-разному воспринимаются, то есть посылают нам свои собственные сигналы, свою «музыку», вызывая в нас ответное чувство к себе.
Слушание: «Ой, вставала я ранёшенько» (хор им. М. Пятницкого).
Как различен характер всех явлений: несхожи между собой деревья и камни, птицы и насекомые, часы суток и времена года! Даже художники - летописцы облика, стремящиеся увековечить в своих произведениях мгновения преходящей жизни, всё же запечатлевают не столько внешний вид изображаемого, сколько его душу, то есть то, что как будто невидимо и неуловимо, что труднее всего объяснить словами, но что единственно и позволяет говорить о музыке изображения.
Благодаря этой музыке искусство никогда не является простым копированием жизни: ведь зачем нужно копирование, если природа богаче и разнообразнее самой прекрасной копии? И лишь, когда искусство приближается к загадке жизни, воплощённой в душе всего существующего, оно приобретает самоценность и независимость, но не потому, что «обслуживает» действительность, а потому, что выявляет её глубокий и скрытый смысл.
Когда мы слушаем музыку - даже программную, которую композитор заранее наделяет конкретным содержанием,- мы всё же ищем в ней не простое соответствие образу, но выражение его музыкальной сущности.
Слушание: К. Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных».
Вот пьеса К. Сен-Санса «Лебедь». Её музыка передаёт плавность движений, красоту линий этой красивейшей птицы. Выразил композитор и её характер - величественный и благородный, сумел передать и мягкое скольжение по гладкой поверхности воды.
И это всё?
Нет, здесь только внешнее выражение образа. Именно оно легче всего поддаётся словесным определениям. Однако внутреннюю сущность музыки невозможно передать никакими словами. Об этом ещё Чайковский сказал, что если бы музыку можно было пересказать словами, она была бы попросту не нужна. И действительно, содержание музыки объёмнее и выше того, что определяется её программным замыслом. Она никогда не вдаётся в детали, подробные описания, давая лишь картину той высшей поэзии, на которую вдохновил её первоначально избранный образ.
Для сравнения рассмотрим иллюстрацию к этой пьесе.
Не правда ли, и о ней нельзя сказать, что это простое изображение летящих лебедей? Рисунок, вдохновлённый музыкой, не может быть немузыкальным. Обратите внимание, как талантливо передана не только своеобразная грация лебедей, но вся гармоничная соразмерность их с окружающей природой, игра света, создающая особую композицию всего рисунка.
Так искусство не просто изображает лебедя, но выражает возвышенно-загадочную сущность этой птицы, в поэтических представлениях людей издавна занимавшей особое место.
Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором он появился на свет. Именно в благодарность лебедям юный Аполлон натянул впоследствии столько струн на свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение.
Слушание: Н. Римский-Корсаков. Тема царевны Лебеди из оперы «Сказка о царе Салтане».
А в Царевне-Лебеди у Пушкина, в образе благороднейшей из птиц, выражено главное чудо Гвидонова царства – его прекрасная невеста.
Наконец, «Гадкий утёнок» Андерсена - разве это не история мучительного восхождения к своей подлинной сущности - недосягаемо-высокой, чуждой мелкой суете птичьего двора и в то же время не надменной, не отчуждённой, способной и к страданию, и к благодарности?
Всё это внешние приметы внутреннего, всего, что сошлось в неповторимой музыке возвышенного образа лебедя.
Так искусство приближается к загадке жизни, воплощённой в душе всего существующего. Оно приобретает самоценность и независимость не потому, что «обслуживает» действительность, а потому, что выявляет её глубокий смысл.
К. Сен-Санс. «Лебедь» из цикла «Карнавал животных»
«Карнавал для животных» был написан К. Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Посчитав это произведение лишь музыкальной шуткой, после нескольких исполнений в частных собраниях (в частности, в присутствии Ференца Листа) композитор запретил играть и издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Исключение было сделано лишь для пьесы «Лебедь», написанной К. Сен-Сансом специально для знакомого виолончелиста, и вскоре прочно вошедшей в репертуар исполнителей на этом инструменте.
После кончины композитора в 1921 году партитура «Карнавала» была издана и через некоторое время получила большую популярность. Это произведение иногда позиционируется как музыка для детей, и часто звучит в концертах. Как правило, между его частями читается один из многочисленных текстов, написанных разными авторами.
Сочинение наполнено юмором, иногда переходящим в сатиру - в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.
Музыка различных частей «Карнавала» часто используется в кино и мультфильмах, рекламе, театральных постановках. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой.
Вопросы и задания:
- Прочитайте сказку Г. Х. Андерсена «Русалочка». Как вы думаете, почему ей так хотелось обрести бессмертную душу?
- Как вы понимаете слова поэта П. Чайковского о том, что музыку трудно передать словами? Попытайтесь объяснить на примере пьесы К. Сен-Санса «Лебедь».
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Вивальди. Ларгетто, mp3;
Дебюсси. Девушка с волосами цвета льна, mp3;
Ой, вставала я ранешенько (хор им. М. Пятницкого), mp3;
Римский-Корсаков. «Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Сен-Санс. «Лебедь» из цикла «Карнавал Животных», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.