Балет. Единство музыки и танца

Балет. Единство музыки и танца

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 19

Тема: Балет. Единство музыки и танца.

Цели урока: анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях; воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

Материалы к уроку: портреты композиторов, художников, фотографии исполнителей, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: П. И. Чайковский. «Полёт лебедей» из балета «Лебединое озеро».

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Если балет может считаться братом других искусств, то лишь при условии, что он соединяет в себе их совершенства»
                  (Жан Жорж Новер)

Сообщение темы урока:

Сегодня мы будем говорить о единстве музыки и танца.

Работа по теме урока:

1. Из истории балета.

Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно способен воплотить балет. Он наряду с оперой стал одним из самых сложных и богатых видов музыкально-театрального искусства.

Основа балета - танец. В балете танец нашёл своё высшее выражение. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Назвать точную дату рождения и «родителей» балета невозможно. Он дитя многих европейских стран; его предки - народные танцы, игры, обряды, состязания, торжественные шествия. Современный балет - это вид музыкально-сценического искусства, в основе которого танец и пантомима. В балетном спектакле объединяются и другие виды искусства: музыка, живопись, архитектура.

В эпоху средневековья, когда образ жизни сельских и городских жителей стал резко отличаться, танцы сельские и городские также изменились. Эти перемены происходили в разных европейских странах. В XV веке придворные балы превратились в маленькие спектакли. Теперь порядок выходов придворных, последовательность танцев организовывал «мастер бала» - балетмейстер. А ряд танцев, объединённых в единое целое, получил название балета. Возможно, эта танцевальная сюита и стала родоначальницей классического балета. На протяжении XV -XVI веков в моде были танцевальные спектакли с незатейливым сюжетом - интермедии, «выходы» придворных, дивертисменты - ряд танцев, не связанных между собой общим сюжетом.

Но вот во Франции в XVII веке произошёл подлинный переворот: балет поднялся на уровень профессионального искусства и надолго соединил свою судьбу с оперой. Объединение театральных жанров оперы и балета утвердилось в творчестве французского композитора Жана-Батиста Люлли.

Природа наградила его редким сочетанием талантов - композитора и танцовщика. Свою блестящую карьеру он начал в Париже как танцовщик. Его партнёром бывал сам король - 15-летний Людовик XIV. В 1661 году в Париже была основана «Королевская академия танца», а позднее оперный театр «Королевская академия музыки», которую в течение 15-ти лет возглавлял, при поддержке Короля-Солнца, Люлли. В 1713 году при театре возникла балетная школа, ставшая главной балетной школой Европы, «цитаделью» классического балета. Парижская школа танца дала прочную профессиональную основу многим поколениям учеников. Она продолжает работать и сейчас.

Люлли был также и постановщиком своих спектаклей, часто показывая исполнителям танцы и пантомиму. Что же это такое? Об искусстве балетных танцовщиков великий современник Люлли Мольер писал: «...Актёры своими па, жестами и движениями поясняют взорам всё что угодно, и это называется пантомимой». Итак, пантомима - язык выразительных жестов, поз и мимики.

В школе танца сложились строгие правила классического балета. Балетные танцы разделились на сольные, массовые. В качестве сольных танцев исполнялись менуэты, гавоты, сарабанды, бурре (те же, что и в инструментальных сюитах XVII- XVIII веков). Массовые танцы исполнял кордебалет – «хор балета». Сочинял и записывал танцы хореограф (слово «хореография» обозначает искусство записи танцев, а в последние столетия - и танцевальное искусство в целом).

Уже в операх Люлли танцы были самостоятельным эпизодами. Эту традицию продолжили в XVII - XVIII веках Г. Пёрселл, Ж.-Ф. Рамо, К. В. Глюк. Лишь во второй половине XVIII века балет отделился от оперы и стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства.

Балетные школы появились во многих странах Европы, включая Россию.

2. Сообщение по теме урока.

Балет, как и опера, относится к жанрам, неразрывно связанным с литературой, сюжетным первоисточником. И хотя в балете не звучат слова, отсутствуют вокальные сцены - замысел писателя или драматурга, воплощённый в романе, пьесе, сказке, в балете выражает себя через музыку и танец, жест и мимику с огромной художественной силой и убедительностью.

Это означает, что литература не всегда непосредственно «звучит» в музыкальном произведении, что множество образных характеристик, заложенных в словесном тексте, может быть подхвачено и по-своему развито в других видах искусства. Читая истории о Ромео и Джульетте, Щелкунчике, Золушке и Коньке-Горбунке, мы переживаем и радуемся вместе с их героями, однако их облик, их обаяние остаются за пределами нашего восприятия, существуя лишь в воображении. Как иногда хочется нарисовать полюбившиеся персонажи, увидеть их в движении, ощутить их характер в звучании музыки, в обрамлении красочных декораций!

Балет открывает перед нами такую возможность. Ведь балетный спектакль не просто исполнение музыки: это результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов - словом, огромного художественного коллектива, вдохновлённого единой творческой целью.

Искусство балета восходит к ранним формам творческой деятельности человека - народным танцам, пантомиме, музыкально-драматическим представлениям. С этим связано сочетание музыкального, танцевального и зрелищного начал в балете, делающего его одним из синтетических видов искусства.

- Как вы думаете, а почему балет так привлекал композиторов? (Наверное, среди причин - высокая изобразительность балетной музыки.)

- Да, конечно. Уже известный нам с вами Жан Жорж Новер говорил: «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка». Послушайте музыку, быть может, она вам знакома?

Слушание: П. И. Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».

Да, вы правы, это музыка из балета «Щелкунчик», «Танец феи Драже», Петра Ильича Чайковского.

Вы оказались в сказочном новогоднем царстве с его чудесами и неожиданностями. Нежные, «хрустальные» тембры челесты придают музыке очарование и хрупкость. В ней отчётливо рисуются и мерцание ёлочных игрушек, и причудливая игра света, и медленное кружение снежинок. Сколько простора для творческой фантазии художника открывает такая музыка!

Пётр Ильич Чайковский произвёл настоящий переворот в балетной музыке. Он приблизил её к симфонической. Оставаясь в основе своей танцевальной, она приобрела драматическую выразительность, непрерывное симфоническое развитие. Его «Щелкунчик» - музыкальная поэма о высокой любви, о борьбе с силами зла. Смелая девочка Маша, спасая уродливого Щелкунчика от полчищ Мышиного короля, вознаграждена за отвагу и бескорыстие. Деревянный Щелкунчик превращается в прекрасного принца и под просветлённо-радостную музыку ведёт её в волшебное царство феи Драже. И, хотя превращения эти происходят с Машей во сне, они реальны, как правдива всякая сказка.

Не менее изобразительна и прекрасна музыка из балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка». Удивительно точно передаёт композитор своей музыкой характеры различных персонажей, а также рисует времена года, изображаемых в музыке Феями Зимы, Весны, Лета, Осени. Сейчас мы с вами послушаем Вариацию Феи Зимы из этого замечательного балета.

Слушание: С. С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».

- Расскажите об этой музыке. (Под эту музыку можно представить себе, как Фея Зимы обходит свои владения и, прикоснувшись волшебной палочкой, замораживает всё на своём пути. Музыка очень красивая, но какая-то холодная.)

Балет является настолько ярким средством образной характеристики, что часто вводится в действие опер. Насколько многограннее стал образ поляков в уже знакомой нам опере «Жизнь за царя», после того, как композитор включил в неё балетный фрагмент - польский бал. Ребята, а кто написал эту оперу? (Эту оперу написал М. И. Глинка.)

Так вот, образ поляков на балу отображён через национальные танцы - полонез, краковяк, мазурку. Глинка нарочно подчёркивает резкие и угловатые интонации, обнажая негативные качества врагов – самодовольство и тупость.

Слушание: М. И. Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя».

- Что вы заметили в этой музыке? (Да, действительно, музыка звучала как-то напыщенно, резко, угловато, остро.)

А теперь послушаем, как совсем по-другому - нежно и трепетно – звучат мазурки Шопена! Великий музыкант, воспевающий душу своего народа, способного создавать прекрасные мелодии и прекрасные танцы, - это уже совсем другая Польша, поэтичная и мечтательная, Польша Огинского и Адама Мицкевича. Вслушайтесь в звучание мазурки Шопена - вы поймёте, как много может рассказать незатейливая танцевальная мелодия.

Слушание: Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4.

- Как звучит эта музыка? (Мазурка звучит поэтично, нежно, мечтательно, мягко.)

Итог урока:

При всей важности танцевальных жанров музыка балета не просто отдельные характеристики, это единый художественный замысел, целостное эмоционально-смысловое содержание. Поэтому подлинного расцвета балет достигает в тех случаях, когда все его выразительные возможности - музыка, живопись, танец, режиссура, исполнение - раскрываются с наибольшей яркостью и полнотой, превращая спектакль в подлинное событие культурной жизни.

Вопросы и задания:

  1. Что означает слово «балет»? Что составляет его основу?
  2. Каковы истоки балета?
  3. Какая страна стала родиной классического балета?
  4. Кто из композиторов XVII-XVIII веков писал оперы-балеты?
  5. Почему балет, так же как и оперу, принято считать синтетическим жанром?
  6. Какими качествами, по-вашему, должно обладать литературное произведение, чтобы оно «зазвучало» в балете?
  7. Назовите балеты П. Чайковского.
  8. В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте костюмы, подходящие для Золушки и её сестёр.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 14 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Чайковский. «Полёт лебедей» из балета «Лебединое озеро»
    Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»
    Прокофьев. «Вариации Феи Зимы» из балета «Золушка»
    Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя»
    Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Композиторы и исполнители