Римский-Корсаков. Опера «Садко»
Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль
В сентябре 1862 года военный парусник клипер «Алмаз» вытянулся на рейд, готовый к заграничному плаванию. 21 октября он поднял якорь, и команда «Алмаза» надолго простилась с Кронштадтом и Россией.
«Мы вступили в полосу северо-восточного пассата и вскоре пересекли тропик Рака. Чудная погода, ровный, тёплый ветер, легко взволнованное море, тёмно-лазоревое небо с белыми кучевыми облаками не изменялось во всё время перехода по благодатной полосе пассата. Чудные дни и чудные ночи! Дивный, тёмно-лазоревый днём цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились всё короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями всё более и более открывалось. Какое сияние Млечного Пути с созвездием Южного Креста... Вскоре все звёзды обоих полушарий стали видны. Большая Медведица стояла низко над горизонтом, а Южный Крест поднимался всё выше и выше.
Свет ныряющего среди кучевых облаков месяца в полнолуние просто ослепителен. Чудесен тропический океан со своей лазурью и фосфорическим светом, чудесно тропическое солнце и облака, но ночное тропическое небо на океане чудеснее всего на свете!»
Только человек, по-настоящему влюблённый в море, - моряк или путешественник - мог так восторженно писать о нём. Действительно, эти строки написаны (впоследствии) одним из гардемаринов - выпускников морского корпуса, - совершивших своё первое большое плавание на клипере «Алмаз». Однако книга, из которой взят этот отрывок, называется несколько неожиданно: «Летопись моей музыкальной жизни», и автор её - композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в Тихвине Новгородской губернии. К музыке его влекло с самого детства. Но не меньше манило его море.
Одинаково жадно слушал он пение матери и рассказы старшего брата, морского офицера. В шесть лет Ника (так звали мальчика родные) стал заниматься музыкой, а в двенадцать отец привёз его в Петербург и определил в Морской корпус. Две дороги лежало перед будущим композитором, и каждая из них была мила его сердцу. Вторая, быть может, (в двенадцать–то лет) казалась даже милее первой…
В Морском корпусе Николай учился прилежно и ровно, также он продолжал учиться игре на фортепиано.
В 1861 году Римский-Корсаков стал членом «Балакиревского кружка», известного более как «Могучая кучка», куда входили Даргомыжский, Мусоргский, Кюи и - несколько позже - Бородин. По «благословению» и под руководством Балакирева начинающий композитор приступил к созданию своей Первой симфонии. Начало работы над нею совпало с окончанием Морского корпуса.
Римский-Корсаков получил офицерское звание и должен был отправиться в дальнее плавание на клипере «Алмаз».
Плавание продлилось три года (1862-65). Путешествуя по белому свету, новоявленный офицер не отрывался от «Могучей кучки», поддерживал переписку с Балакиревым.
Правда, писать музыку в «каютных» условиях было не так-то легко, на «Алмазе» не было рояля. Всякий раз, когда корабль заходил в порт, композитор опрометью бросался на берег в поисках ресторана, где можно было бы посидеть - нет, не за бокалом вина - за инструментом.
В декабре 1865 года Римский-Корсаков вернулся на родину и наконец-то закончил свою Первую симфонию. Первое её исполнение прошло с большим успехом, и этот успех помог Римскому-Корсакову «решить» свою жизнь: отныне, понял он, она будет связана не с морем, но с музыкой.
В 1871 году Римский-Корсаков стал профессором Петербургской консерватории.
Профессор Петербургской консерватории, требовательный учитель, высокообразованный музыкант и замечательный композитор, актёр любимых и известных всем опер, романсов, симфонических картин - таким его знает весь мир.
Пожалуй, только по какой-то особой подтянутости, стройности его высокой фигуры да ещё по необыкновенной дисциплинированности угадывали консерваторские студенты бывшего морского офицера в своём строгом седом профессоре.
Как же случилось, что человек, так сильно любивший море, так чувствовавший его красоту, изменил ему и отдал все свои силы, весь талант, всю жизнь музыке?
Не будем торопиться с ответом, а лучше вспомним о том, что произошло в 1897 году - через 35 лет после ухода «Алмаза» в плаванье.
В декабре 1897 года в Москве, на сцене частного оперного театра Мамонтова, была поставлена опера Римского-Корсакова «Садко».
И как знать: не будь на свете клипера «Алмаз», - может быть, не ушёл бы в плаванье в неизведанный Окиан-море синее другой корабль - Сокол-корабль весёлого гусляра Садко. Не двинулся бы по холщовым волнам, мимо рисованных теремов Господина Великого Новгорода, под удалую песню корабельщиков. Не зазвучал бы, провожая корабль, странный и таинственный голос морской царевны Волховы. Не родилась бы прекрасная музыка «Окиана-моря синего».
Опера «Садко»
Слушание: Интродукция «Океан-море синее». Грозен и могуч «Окиан-море синее», мерно и тяжело катит он свои волны... Звучащий океан. Эту музыкальную тему даже не назовёшь мелодией, так она проста: все время повторяются три звука, три ноты на фоне рокочущего сначала низко в басах, затем выше, у скрипок, сопровождения. Но в размеренной неторопливости, в однообразном повторении звуков и заключено все очарование этой музыки: спокойно дышит океан, набегают одна за другой громадные, ленивые волны.
Так начинается опера. Музыка оперного вступления обычно рассказывает о самом главном. Слушая вступление к «Садко», сразу же можно понять, что главное - это «Окиан-море синее».
Слушание: Ария Садко «Кабы была у меня золота казна». Не богат, не чванлив молодой гусляр Садко, не ладит он с именитыми купцами новгородскими, не поёт песни о богатстве их и знатности. О дальних странах, о реках и морях неизведанных мечтает Садко в своих песнях, о странствиях морских, что прославят его родной Новгород.
Кабы была у меня казна,
Кабы была дружинушка хоробая
Пробегали б мои бусы-корабли,
Объезжали б моря, моря синие…
Но нет у Садко ни казны золотой, ни дружины хороброй - беден гусляр; а кто бедному поможет? Только насмехаются именитые.
Слушание: Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невесёлыми мыслями приходит сюда Садко. Грустит Садко у любимого Ильмень-озера, смотрит на воды глубокие, тихо перебирает струны на гуслях. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.
Слушание: Сцена появления лебедей и их волшебного превращения. Вышли на берег лебеди и обернулись красными девицами. Это дочери Морского царя с подружками. А среди них - самая прекрасная, любимица отца, Волхова-царевна.
О великом царстве морском, о грозном своём отце рассказывает гусляру Волхова... Помните фантастическое свечение океана? Не оно ли подсказало, навеяло композитору этот удивительный рассказ о чудесах морских?
Опять мерно заплескалась, зарокотала музыка Океана: только теперь вместе с ней звучит и другая тема: как отблески драгоценного металла, мелькают в ней звонкие голоса труб - рыбки златопёрые. Их подарила Волхова Садко за песни.
Слушание: Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки». В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трёх рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.
Заколыхалась вода в озере - поднялся из глубины сам грозный Царь Морской. Отрывист и странен голос Морского Царя, зовущего дочерей, мрачно и беспокойно звучит его музыка. В ней мы явственно различаем знакомую тему Океана.
Клекочет по-лебединому флейта, затихло, успокоилось озеро - исчез Царь Морской и девицы красные. А на берегу рыбки златопёрые обернулись чистым золотом.
Вот и исполнилась заветная мечта Садко. Стоят на Ильмень-озере снаряжённые в путь корабли. Впереди всех Сокол-корабль: на нем поплывёт сам Садко, на других - товарищи верные.
Слушание: Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны».
Слушание: Песня Индийского гостя «Не счесть алмазов в каменных пещерах».
Слушание: Песня Веденецкого гостя «Город каменный, городам всем мать».
Чтобы знал Садко, куда держать ему путь, заморские гости рассказывают ему о своих странах.
Слушание: Песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная». Алое заходящее солнце освещает паруса отплывающих кораблей. Садко с дружиной запевает матросскую песню: «Высота ли высота поднебесная, глубота, глубота - окиан-море, широко раздолье по всей земли, глубоки омуты днепровские!»
Здравствуй, Окиан-море синее! Прими богатого гостя новгородского, гусляра весёлого с дружиной его храброй!
Десять лет плавает Садко по Окиану-морю, да не платит дани Царю Морскому. Вот и встал Сокол-корабль посреди моря синего. Все корабли вдаль плывут, а Сокол-корабль только покачивается на волнах с повисшими парусами. Не пускает Морской Царь Садко. К себе, на дно морское, зовёт.
И вот Садко велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. А точнее, нужен он Волхове-царевне. Садко прощается со своей дружиной. Должен Садко опуститься в царство Лазоревое, откупиться песнями от царя.
Слушание: Сцена погружения Садко в глубину океана. Прощается Садко с друзьями - и вот он уже на дне морском. То ли гость, то ли пленник царя морского. Оркестр исполняет Интермеццо - музыкальную картину необычайной красоты, рисующую погружение Садко в морскую бездну.
Тоненько позвякивают тарелки; очень мягко, затаённо звучат медные инструменты, колышутся пассажи струнных. Все музыкальные темы-мелодии чем-то неуловимо похожи одна на другую, все они словно окрашены волнующим лазоревым светом подводного царства.
Русский композитор и музыкальный критик Александр Серов так писал об этой музыке: «Она, действительно, переносит нас вглубь волн - это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя бы выразить ничего подобного. Сквозь таинственную среду морской струи вы видите, как возникают, точно привидения, не то величественные, не то смешные фигуры старого Морского Царя и его гостей».
Слушание: Величальная песня Садко. И в этом плавном, «текучем» мире раздаётся весёлая плясовая песня. Садко играет и поёт величальную песню «Синее море грозно, широко».
Слушание: Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Пляшут под гусли Садко чуда морские... Взволновалось море синее. А когда заплясал сам Царь Морской, - поднялась на море буря небывалая.
Слушание: Сцена появления Видения - Старчища могуч Богатыря. Бурлит, мечется знакомая музыка Океана, будто вихрь подхватил мощное звучание оркестра, сильнее, громче... И - оборвалась музыка. Вступил орган. Это Старчище могуч-богатырь тяжёлой свинцовой палицей выбил гусли из рук Садко. «Не ко времени расплясался, Царь Морской, тонут корабли от твоей пляски».
Спокойно и ясно звучит музыка. Исчезло подводное царство, как волшебный странный сон. Садко и Волхова поднимаются наверх, к людям.
Слушание: Колыбельная песня Волховы. Снова берег Ильмень-озера. Спит Садко. Нежно баюкает его Волхова, прощается морская царевна с красивым молодцем. С первыми лучами утренней зари рассеется по зелёному лугу алым туманом сказочная царевна, превратится в широкую реку Волхову. По Волхове-реке приплывут в Великий Новгород корабли Садко.
Слушание: Финал. Песня Садко и хора. Ликует Господин Великий Новгород. Славит гусляра: «За песню отдал Царь Морской Садку царевну Волхову, и протекла река, быстра и глубока».
«Морю синему слава», - поёт народ. А в аккорды хора вплетается тема Океана. В последний раз звучит она в опере. Звучит мощно, торжественно, завершая былину о Садко.
Да, сильный, яркий талант, огромная любовь к музыке победили в споре между моряком и композитором.
Краткое содержание оперы
На пиру молодой гусляр Садко укоряет богатых новгородских купцов за то, что не хотят они покидать насиженных мест и поехать в далёкие моря и неведомые страны. Упрёки Садко не по нраву именитым купцам. «Зелен нас учить, молод нас корить!». С угрозами изгоняют они Садко с пира.
Садко уходит к Ильмень-озеру. На берегу садится на белгорюч камень. Играя на гусельках яровчатых, запевает грустную песню. На озере появляется стая белых лебедей и серых уток; неожиданно они превращаются в красных девиц. Среди них - прекрасная Волхова, дочь Морского Царя. Очарованный красотой Морской Царевны, Садко до утра поёт ей песни, рассказывает о своих думах. На рассвете Волхова покидает Садко, пообещав ему волшебный подарок - три рыбки - «золото перо». «Закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и счастлив, объедешь синие моря, увидишь дальние края». В раздумье возвращается Садко домой, где всю ночь напрасно ожидала его жена - Любава Буслаевна.
На пристани, у Ильмень-озера, Садко предлагает настоятелям новгородским биться об заклад: если сети вытащат из вод Ильмень-озера три рыбки - «золото перо», настоятели отдадут ему все лавки с товарами; если же не окажется рыбок - купцы вольны снять голову с плеч Садко.
Купцы согласны. Сеть закинута - и когда её вытаскивают, то Садко вынимает из неё три рыбки - «золото перо». Молодой гусляр великодушно оставляет купцам их лавки: он и без того стал богат - вся рыба в неводе превратилась на глазах изумлённой толпы в золотые слитки.
Садко снаряжает на это золото корабли с товарами, собирает «дружину хоробрую» и отправляется в дальние странствия.
Много лет плавал Садко по морям-океанам. Но вот его корабль остановлен среди моря какой-то враждебной силой. Это Морской Царь требует выкупа. Дружина бросает в море бочки с золотом, серебром и скатным жемчугом. Но, несмотря на уплату богатой дани, «все корабли, что соколы плывут, а Сокол-то корабль один на море стоит». Догадывается Садко, что Морской Царь требует иной дани - самого Садко.
Молодой гусляр спускается на дно морское. Грозно встречает гостя Морской Царь. Но стоило запеть Садко - и Царь смягчил свой гнев.
Покорённый искусством Садко, он решает женить его на младшей дочери - прекрасной Волхове. Всё подводное царство собирается на свадебный пир. После обряда величания начинается общее веселье. От бешеной пляски поднимается буря на море - тонут корабли, гибнут люди. В разгар пляски появляется Старчище - Могуч Богатырь. Он выбивает гусли из рук Садко - и пляска сразу обрывается. Старчище лишает Царя Морского власти над водной стихией, а Садко и Волхове приказывает подняться на землю.
Заключительная картина - на берегу Ильмень-озера. Волхова поёт прощальную колыбельную песню над спящим Садко и, рассеиваясь туманом, превращается в реку. Очнувшись от волшебных чар, Садко радостно приветствует Любаву и новгородцев. Все с изумлением и восторгом смотрят на новую широкую Волхову-реку у стен своего города. Торжественными возгласами толпы «Морю синему слава! Волхове-реке слава!» заканчивается опера.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 29 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Римский-Корсаков. Опера «Садко» (фрагменты):
Интродукция «Океан-море синее», mp3;
Ария Садко «Кабы была у меня золота казна...», mp3;
Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка...», mp3;
Сцена появления лебедей и их волшебного превращения, mp3;
Песня Садко «Заиграйте мои гусельки...», mp3;
Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны...», mp3;
Песня Индийского гостя «Не счесть алмазов в каменных пещерах...», mp3;
Песня Веденецкого гостя «Город каменный, городам всем мать...», mp3;
Песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная...», mp3;
Сцена погружения Садко в глубину океана, mp3;
Величальная песня Садко, mp3;
Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок, mp3;
Сцена появления Видения - Старчища Могуч Богатыря, mp3;
Колыбельная песня Волховы, mp3;
Финал. Песня Садко и хора, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.