О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: история
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: история
В музыке, как, должно быть, и во всех других искусствах, стоит только стилю, характеру, одним словом, чему-то серьёзному проявиться, как всё прочее исчезает.
(Э. Делакруа, художник)
Были времена, когда все композиторы, принадлежащие той или иной эпохе, писали на одном языке. Одни и те же мастера могли создавать музыку и серьёзную, и развлекательную, направленную на различные потребности и предназначенную для различных ситуаций. Сегодня то, что создавали Моцарт, Шуберт или Глинка как музыку «лёгкую», призвано классикой, а само определение такой музыки словом «бытовая» воспринимается как исторический курьёз.
Вот, например, как описывает известный русский композитор и музыкальный критик А. Серов обычный светский вечер с участием Михаила Ивановича Глинки.
«После нескольких стаканов шампанского (чем его всегда угощали в антрактах между музыкою), после танцев, в которых Глинка участвовал, под блестящие звуки полонеза из оперы «Жизнь за царя» Глинка сделался поприветливее; он улыбался, шутил в разных углах залы с окружающими его дамами, которые неотступно просили его спеть что-нибудь. Наконец он согласился. Все окружили рояль тесною толпой...
Иногда Глинка без всяких просьб сам усаживался за фортепиано и пел часа два почти без перерывов. Тут - закуска или настоящий ужин. После ужина - мазурка, потом, в заключение, опять букетец романсов... Среди общества, которое было не по нём, он, даже приневоливая себя, решительно не мог музицировать. Напротив, в кругу людей, искренно любящих музыку, горячо ей сочувствующих без всяких дальнейших претензий, в кругу лиц, довольно образованных, но как нельзя более далёких от условного, холодного этикета и пустой церемонности великосветских гостиных, Глинка дышал свободно, свободно весь отдавался искусству, увлекал всех, потому что сам увлекался».
Послушайте романс М. Глинки «Не искушай меня без нужды...» (стихи Е. Баратынского) - одно из лучших сентиментально-лирических произведений композитора. Романс приобрёл такую популярность, что сам оригинал – стихотворение Баратынского, также достаточно известное, - оказался отодвинутым на второй план. Кроме того, музыка Глинки внесла в трактовку образа страстность и надежду, отсутствующие в первоисточнике. В чём заключался секрет успеха романса?
Глинка сумел найти и выразить в музыке понятные и близкие русскому слушателю интонации, восходящие к образцам народной песни, бытового романса, салонной музыки. Это образец подлинно русской музыкальной лирики - мелодичной, глубокой, душевной. Романс отличает естественность и простота музыкального высказывания, сердечность и теплота чувства.
Из высказываний о романсе
«Романсы и песни сочинялись едва ли не повсюду, где для этого хватало музыкальной грамотности. Эта тяга к «самостоятельному распеванию» поэтических текстов захватывает по меньшей мере весь XIX век, остаётся характерной и для первых десятилетий ХХ века» (Т. Ливанова, музыковед).
«Романс - это усложнённый вид «комнатной», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи ... лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией» (Б. Асафьев, музыковед, композитор).
Вот такими были представления о «лёгкой» музыке во времена Глинки. Подобным же образом воспринимались и многие другие произведения, такие, например, как «Соловей» А. Алябьева, многие мелодии из опер Дж. Россини и Дж. Верди, «Болеро» М. Равеля или вальсы И. Штрауса. Да и впоследствии целый ряд произведений композиторов-профессионалов по своей популярности стали своего рода музыкальными шлягерами.
Одним из таких шлягеров, не утративших своего блеска и поныне, стал известный вальс Иоганна Штрауса «Сказки Венского леса». По признанию самого композитора, источником вдохновения для всей его музыки стал родной и любимый город Вена: «В его земле сосредоточена вся моя сила, а в воздухе парят мелодии, которые впитывает моё сердце».
Как видим, одним из удивительных свойств «лёгкой» музыки становится её огромная популярность, буквально не знающая границ. Причина кроется в обращённости такой музыки к глубинным интонациям жанра - песенно-романсового, танцевального и т. д., имеющим многовековую традицию в мировой музыкальной культуре. Разумеется, художественный уровень любого произведения в значительной степени определяется также и талантом композитора. Именно поэтому многие произведения «лёгкой» музыки, пережив своё время, становятся достоянием истории искусства, занимая видное место в ряду других шедевров - независимо от того, в каком жанре они написаны.
Вопросы и задания:
- Воспринимаются ли, по-твоему, современным слушателем романсы М. Глинки или вальсы И. Штрауса как «лёгкая» музыка?
- Какие произведения композиторов-профессионалов, на твой взгляд, стали разновидностью шлягера? Какие качества, по-твоему, способствовали их популярности?
- Можно ли, по-твоему, найти что-то общее между «лёгкой» музыкой прошлого и современности?
- Почему многие произведения «лёгкой» музыки способны пережить своё время и войти в историю? Можно ли считать, что со временем они приобретают свойства музыки «серьёзной»?