О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: история

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: история

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: история

В музыке, как, должно быть, и во всех других искусствах, стоит только стилю, характеру, одним словом, чему-то серьёзному проявиться, как всё прочее исчезает.

(Э. Делакруа, художник)

Были времена, когда все композиторы, принадлежащие той или иной эпохе, писали на одном языке. Одни и те же мастера могли создавать музыку и серьёзную, и развлекательную, направленную на различные потребности и предназначенную для различных ситуаций. Сегодня то, что создавали Моцарт, Шуберт или Глинка как музыку «лёгкую», призвано классикой, а само определение такой музыки словом «бытовая» воспринимается как исторический курьёз.

Вот, например, как описывает известный русский композитор и музыкальный критик А. Серов обычный светский вечер с участием Михаила Ивановича Глинки.

«После нескольких стаканов шампанского (чем его всегда угощали в антрактах между музыкою), после танцев, в которых Глинка участвовал, под блестящие звуки полонеза из оперы «Жизнь за царя» Глинка сделался поприветливее; он улыбался, шутил в разных углах залы с окружающими его дамами, которые неотступно просили его спеть что-нибудь. Наконец он согласился. Все окружили рояль тесною толпой...

Илларион Прянишников. Жестокие романсы (1881 г.)

Прослушивание
М. И. Глинка. Романс «Не искушай меня без нужды...» (стихи Е. Баратынского)

Иногда Глинка без всяких просьб сам усаживался за фортепиано и пел часа два почти без перерывов. Тут - закуска или настоящий ужин. После ужина - мазурка, потом, в заключение, опять букетец романсов... Среди общества, которое было не по нём, он, даже приневоливая себя, решительно не мог музицировать. Напротив, в кругу людей, искренно любящих музыку, горячо ей сочувствующих без всяких дальнейших претензий, в кругу лиц, довольно образованных, но как нельзя более далёких от условного, холодного этикета и пустой церемонности великосветских гостиных, Глинка дышал свободно, свободно весь отдавался искусству, увлекал всех, потому что сам увлекался».

Послушайте романс М. Глинки «Не искушай меня без нужды...» (стихи Е. Баратынского) - одно из лучших сентиментально-лирических произведений композитора. Романс приобрёл такую популярность, что сам оригинал – стихотворение Баратынского, также достаточно известное, - оказался отодвинутым на второй план. Кроме того, музыка Глинки внесла в трактовку образа страстность и надежду, отсутствующие в первоисточнике. В чём заключался секрет успеха романса?

Глинка сумел найти и выразить в музыке понятные и близкие русскому слушателю интонации, восходящие к образцам народной песни, бытового романса, салонной музыки. Это образец подлинно русской музыкальной лирики - мелодичной, глубокой, душевной. Романс отличает естественность и простота музыкального высказывания, сердечность и теплота чувства.

Из высказываний о романсе

«Романсы и песни сочинялись едва ли не повсюду, где для этого хватало музыкальной грамотности. Эта тяга к «самостоятельному распеванию» поэтических текстов захватывает по меньшей мере весь XIX век, остаётся характерной и для первых десятилетий ХХ века» (Т. Ливанова, музыковед).

«Романс - это усложнённый вид «комнатной», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи ... лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией» (Б. Асафьев, музыковед, композитор).

Вильгельм Гаузе. Бал в Хофбурге (1900 г.)

Прослушивание
Иоганн Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»

Вот такими были представления о «лёгкой» музыке во времена Глинки. Подобным же образом воспринимались и многие другие произведения, такие, например, как «Соловей» А. Алябьева, многие мелодии из опер Дж. Россини и Дж. Верди, «Болеро» М. Равеля или вальсы И. Штрауса. Да и впоследствии целый ряд произведений композиторов-профессионалов по своей популярности стали своего рода музыкальными шлягерами.

Одним из таких шлягеров, не утративших своего блеска и поныне, стал известный вальс Иоганна Штрауса «Сказки Венского леса». По признанию самого композитора, источником вдохновения для всей его музыки стал родной и любимый город Вена: «В его земле сосредоточена вся моя сила, а в воздухе парят мелодии, которые впитывает моё сердце».

Как видим, одним из удивительных свойств «лёгкой» музыки становится её огромная популярность, буквально не знающая границ. Причина кроется в обращённости такой музыки к глубинным интонациям жанра - песенно-романсового, танцевального и т. д., имеющим многовековую традицию в мировой музыкальной культуре. Разумеется, художественный уровень любого произведения в значительной степени определяется также и талантом композитора. Именно поэтому многие произведения «лёгкой» музыки, пережив своё время, становятся достоянием истории искусства, занимая видное место в ряду других шедевров - независимо от того, в каком жанре они написаны.

Вопросы и задания:

  1. Воспринимаются ли, по-твоему, современным слушателем романсы М. Глинки или вальсы И. Штрауса как «лёгкая» музыка?
  2. Какие произведения композиторов-профессионалов, на твой взгляд, стали разновидностью шлягера? Какие качества, по-твоему, способствовали их популярности?
  3. Можно ли, по-твоему, найти что-то общее между «лёгкой» музыкой прошлого и современности?
  4. Почему многие произведения «лёгкой» музыки способны пережить своё время и войти в историю? Можно ли считать, что со временем они приобретают свойства музыки «серьёзной»?

Композиторы и исполнители