Плисецкая Майя Михайловна
Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925 г. - 2 мая 2015 г.), русская балерина.
Танцевальный почерк этой балерины нельзя спутать ни с кем. Чёткий, тщательно отточенный жест, размеренное передвижение по сцене, предельный лаконизм костюмов и движений - вот те особенности, которые сразу же выделяют М. Плисецкую.
По окончании Московского хореографического училища, где Плисецкая училась у педагогов Е. П. Гердт и М. М. Леонтьевой, с 1943 г. она работала в Большом театре. С самого начала творческого пути проявилась особая артистическая индивидуальность Плисецкой. Её работы отличает редкое соединение чистоты линии с властной экспрессией и мятежной динамикой танца. А её прекрасные внешние данные – большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность - лишний раз подтверждают, что Плисецкая не просто стала балериной, а родилась ею.
Она необыкновенно талантлива, а свою отточенную технику приобрела с помощью необыкновенного трудолюбия. Плисецкая владеет широкой палитрой хореографических красок - от углубленного лиризма до бурных порывов, способностью к воплощению самых тонких пластических нюансов. Искусство Плисецкой отмечено романтической приподнятостью и драматизмом в передаче трагических событий. В танце артистки стихийная непосредственность, яркость контрастов сочетается со скульптурностью поз, совершенной гармонией форм. Её репертуар также необычайно широк. Легче назвать то, что она не танцевала.
Среди её ролей Раймонда и Аврора, Хозяйка Медной Горы, и Фригия и много-много других. Одна из наиболее значительных работ Плисецкой - партия Кармен («Кармен сюита»). Среди её лучших созданий – хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса, а также «Гибель розы» на музыку Г. Малера, поставленная французским балетмейстером Роланом Пети. В последние годы талант Плисецкой ещё больше раскрылся в балетах-монологах «Айседора» и «Болеро».
Плисецкая с успехом работает и как балетмейстер. Она поставила на сцене Большого театра балет «Анна Каренина» (по роману Л. Н. Толстого) на музыку своего мужа Р. Щедрина, воплотив в нём психологически тонкий, глубокий образ Анны. В 1980 г. она с блеском исполнила заглавную партию в балете «Чайка» также на музыку Р. Щедрина (по мотивам одноимённой пьесы А. П. Чехова), где исполнила роли Чайки и Нины Заречной.
С не меньшим успехом Плисецкая снималась в кино. В 1976 году на экране появился телефильм «Фантазия» (по мотивам повести И. С. Тургенева «Вешние воды»), в котором Плисецкая создала хореографический образ Полозовой. М. Плисецкая работала в Большом театре до 1988 г., а затем два года руководила балетной труппой в Мадриде. Её вклад в отечественный балет был отмечен и Ленинской премией, и званием Героя Социалистического Труда. В 2000-м году во время празднования её юбилея балерина вновь продемонстрировала свою особую грацию и пластичность, приверженность русской балетной традиции и одновременно умение почувствовать новое.
Оставила сцену в возрасте 65 лет; после длительное время участвовала в концертах, вела мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.