Бежар Морис
Морис Бежар, собственное имя - Морис-Жан Берже (1927 - 2007), французский танцовщик и хореограф, театральный и оперный режиссёр, один из крупнейших хореографов второй половины XX века.
Обычно зритель восхищается искусством актера, исполнителя или танцовщика. Но он редко помнит имена тех, кто создал для него сказочное зрелище спектакля. Обычный зритель также редко задумывается над тем, превосходит ли то, что он видит, созданное ранее. Он любуется красочным действом, которое разворачивается на сцене, и оно кажется ему великолепным и интересным.
К числу тех, кто во многом перевернул традиционное представление о балете, относится и выдающийся мастер балета Морис Бежар. Его успех как постановщика и педагога во многом обусловлен тем, что он начинал как танцовщик и сам прошел тот путь, по которому затем направлял своих учеников.
Достижением Бежара является и то, что, стремясь разнообразно использовать пластические возможности тела, он не только ставит сольные партии, но и вводит в некоторые постановки исключительно мужской кордебалет.
Таким образом, он последовательно развивает концепцию универсального мужского танца, исходя из традиций античных зрелищ и массовых действ разных народов.
Будущий балетмейстер был сыном выходца из турецкого Курдистана и каталанки. Как позже признался сам балетмейстер, такое соединение национальных корней наложило отпечаток на все его творчество. Бежар начал обучаться хореографии с 1941 года, а в 1944 году он уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. Однако для формирования индивидуальной творческой манеры он решил продолжить образование. Поэтому с 1945 года Бежар совершенствовался у Л. Статса, Л. Н. Егоровой, мадам Рузан в Париже и у В. Волковой в Лондоне. В результате он освоил множество разных хореографических школ.
В начале своего творческого пути Бежар не связывал себя постоянными контрактами, выступая в самых разных труппах. Он работал у Р. Пети и Ж. Шарра в 1948 году, выступал в «Инглсби интернешнл балле» в Лондоне в 1949 году и в Королевском шведском балете в 1950-1952 годах.
Все это наложило отпечаток на его будущую деятельность как балетмейстера, поскольку отличительной особенностью его стилевой манеры постепенно становится эклектичность, синтез приемов, взятых из разных хореографических систем.
В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского. Для реализации своих творческих замыслов Бежар в 1953 году совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу «Балле де л'Этуаль», которая просуществовала до 1957 года.
В то время Бежар ставил балеты и одновременно танцевал в них главные роли. Репертуар строился на сочетании произведений классических и современных авторов. Так, в 1953 году труппа Бежара поставила «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Шопена, на следующий год вышел балет «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти, а в 1955 году было поставлено сразу три балета - «Красавица в боа» на музыку Д. Россини, «Путешествие к сердцу ребенка» и «Таинство» Анри. Этот свой принцип Бежар развивал и в дальнейшем. В 1956 году он поставил «Танит, или сумерки богов», а в 1963 году - «Прометей» Ована.
В 1959 году сделанная Бежаром хореография балета «Весна священная», поставленная для Королевского балета Бельгии на сцене брюссельского театра Монер, была принята настолько восторженно, что Бежар, наконец, решил основать собственную труппу «Балет ХХ века», которую он и возглавил в 1969 году. Ее ядром стала часть брюссельской труппы. Вначале Бежар продолжал работать в Брюсселе, но через несколько лет переехал вместе с труппой в Лозанну. Там они выступали под названием «Балет Бежара».
Бежар предпринял грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место. Тогда же он выступил в новом для себя качестве художника-постановщика. Этот эксперимент привел к тому, что пришлось расширять размеры сценических площадок.
Бежар предложил принципиально новое решение ритмического и пространственно-временного оформления спектакля. Привнесение в хореографию элементов драматической игры обуславливает яркий динамизм его синтетического театра. Первым из балетмейстеров Бежар использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен. Во время действия на огромной площадке размещались оркестр и хор, действие могло развиваться в любом месте арены, а иногда даже в нескольких местах одновременно.
Этот прием позволял сделать участниками спектакля всех зрителей. Дополнял зрелище огромный экран, на котором появлялось изображение отдельных танцоров. Все эти приемы были направлены не только на привлечение публики, но и на ее своеобразный эпатаж. Одним из таких спектаклей, основанных на синтезе, стали «Мучения святого Себастьяна», поставленные в 1988 году с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло, а также танца в исполнении артистов балета.
Бежар и раньше совмещал различные виды искусств в одном спектакле. В таком стиле он, в частности, поставил в 1961 году балет «Гала» на музыку Скарлатти, который шел в театре «Венеция». В том же году в Брюсселе Бежар совместно с Э. Клоссоном и Ж. Шарра поставил синтетический спектакль «Четверо сыновей Эймона» на музыку композиторов XV-XVI веков.
Творческие поиски Бежара вызывали интерес зрителей и специалистов. В 1960-м и в 1962 году он был награжден премией Театра Наций, а в 1965 году стал лауреатом Фестиваля танца в Париже.
Для воплощения в жизнь своих замыслов Бежару были нужны единомышленники, и в 1970 году он основал в Брюсселе специальную школу-студию. Свойственный ХХ веку яркий эпатаж и зрелищность отразились в ее названии – «Мудра», представляющем собой изобретенный Бежаром акроним, отражающий его интерес к классическому танцу Востока.
Бежар - одна из самых сложных и противоречивых фигур в современном хореографическом искусстве. В теоретических высказываниях он настаивал на возвращении танцу его первоначального ритуального характера и значения. Он считал, что с помощью таких художественно-эстетических экспериментов, какие он проводит, можно раскрыть главное в танце - его древнейшие универсальные первоосновы, общие для танцевального искусства всех рас и народов. Отсюда и возникает постоянный интерес Бежара к хореографическим культурам Востока и Африки. Особенно мастер интересовался искусством Японии. Возможно, поэтому же и многие из работающих у него танцовщиков являются японцами.
В 1994 году Морис Бежар был избран членом французской Академии изящных искусств.
Он создал и поставил более ста балетов, написал пять книг. В числе наиболее известных его работ: «Бахти, «Жар-птица»» на музыку сюиты из одноименного балета Стравинского, «Наш Фауст», «Нижинский, клоун Божий» (на музыку Пьера Анри и Чайковского), «Брель и Барбара», посвященный двум великим французским шансонье.
Морис Бежар скончался 22 ноября 2007 года в одной из больниц в Швейцарии.