Итальянская опера
Итальянская опера
Словосочетание «итальянская опера» в сознании миллионов людей неизменно ассоциируется с именами Россини, Верди, Пуччини. Италия, признанная родина этого жанра музыкального искусства, в разные эпохи дарила миру непревзойдённые шедевры, однако, «золотым веком» итальянской оперы по праву считается XIX век.
«На оперной сцене доставляют удовольствие даже самые маленькие радости или тусклые страсти. Речь идёт не о мучительном напряжении, сопровождающем крепнущие «вибрато», и не только о безумном порыве голоса, сотрясающего стены театра. Речь идёт о подлинном усилии оторваться от земли, о трепетании крыльев. При таком обнажении чувств публику в свою очередь тоже охватывает дрожь. Ведь это о ней поётся», - писал знаменитый итальянский музыкальный критик Густаво Маркези.
Среди всех видов сценического искусства опера является наиболее синтетическим, соединяющим в себе далекие друг от друга жанры - музыку, поэзию и театр. Своим появлением современная опера обязана содружеству итальянских поэтов и музыкантов «Флорентийский кружок», сложившемуся в самом начале XVII века. Группа талантливых единомышленников поставила перед собой цель возродить слияние великих жанров искусства по примеру античных авторов. Поэтому родиной современной оперы, без сомнения, является Италия. В течение последующих трех веков плеяда итальянских композиторов, взявших на вооружение новый музыкальный жанр, закрепила за своей страной репутацию настоящей «королевы оперы». Среди великих оперных композиторов мира большинство итальянских имён - Монтеверди, Скарлатти, Россини, Верди, Пуччини.
На рубеже XVIII-XIX вв. итальянское оперное искусство переживало период застоя. Традиционные опера-сериа и опера-буффа исчерпали свои возможности. Деятельность крупнейшего итальянского композитора того времени Гаспаре Спонтини протекала за пределами родины. Вместе с тем в Италии сохранялись богатейшие традиции оперного пения. Бельканто или «прекрасное пение» - вокальная техника, возникшая в середине XVII в., достигает высшей точки в произведениях великих итальянских композиторов XIX в.
Бельканто - стиль исполнения, отличающийся лёгкостью и красотой звучания, безукоризненной кантиленой (напевностью), изяществом и виртуозностью. Этот стиль возник в Италии в середине XVII в. и формировался на основе фонетических особенностей итальянского языка. Влияние бельканто на вокальные школы Европы было настолько сильным, что оперные композиторы писали свои произведения, исходя из особенностей этого стиля. Помимо Италии бельканто проявило себя в произведениях Г.Ф. Менделя, К. В. Глюка и особенно В. А. Моцарта.
Россини. Творчество Джоаккино Россини (1792-1862) свидетельствовало о начале нового взлёта итальянского оперного искусства. Композитор блестяще одарённый и необыкновенно плодовитый, он на протяжении более чем двух десятков лет (до 1829-го) ежегодно радовал публику новыми виртуозными сочинениями. Всего Россини создал 40 опер. Своё лучшее произведение – «Севильский цирюльник» (1816) он написал за 20 дней.
Джоаккино Россини родился в семье городского трубача и певицы. Он очень рано полюбил музыку, в особенности пение, но заниматься серьезно начал только в 14 лет, поступив в Музыкальный лицей в Болонье. Там он изучал игру на виолончели и контрапункт до 1810 года, когда первое заслуживающее упоминания сочинение Россини – одноактная опера-фарс «Вексель на брак» (1810) – была поставлена в Венеции. За ней последовал ряд опер того же типа, среди которых две – «Пробный камень» (1812) и «Шелковая лестница» (1812) – до сих пор пользуются популярностью.
В 1813 году Россини сочинил две оперы, которые обессмертили его имя: «Танкред» по Тассо и затем двухактную оперу-буффа «Итальянка в Алжире», триумфально принятую в Венеции, а затем и во всей Северной Италии. Молодой композитор попробовал сочинить несколько опер для Милана и Венеции. Но ни одна из них, даже сохранившая свое обаяние опера «Турок в Италии» (1814) – своего рода «пара» к опере «Итальянка в Алжире», не имела успеха.
В 1815 году Россини вновь сопутствовала удача, на этот раз в Неаполе, где он подписал контракт с импресарио театра «Сан-Карло». Речь идет об опере «Елизавета, королева Английская», виртуозном сочинении, написанном специально для Изабеллы Кольбран, испанской примадонны (сопрано), пользовавшейся расположением неаполитанского двора (несколько лет спустя Изабелла стала женой Россини). Затем композитор отправился в Рим, где собирался написать и поставить несколько опер.
Второй из них - по времени написания - стала опера «Севильский цирюльник», впервые поставленная 20 февраля 1816 года. Первое представление не имело успеха и было освистано публикой. Однако последующие спектакли шли с триумфом. Провал оперы на премьере оказался столь же громким, как и её триумф в будущем. Благодаря темпераментной жизнерадостной музыке, искромётному юмору и виртуозному блеску вокальных партий «Севильский цирюльник» до настоящего времени является одной из наиболее любимых зрителями опер и идёт в большинстве ведущих театров мира.
Возвратившись в Неаполь, Россини поставил там в декабре 1816 года оперу, которая, пожалуй, была наиболее высоко оценена современниками, – «Отелло» по Шекспиру. В ней есть действительно прекрасные фрагменты, но произведение испорчено либретто, исказившим трагедию Шекспира.
Следующую оперу Россини сочинил опять для Рима. Его «Золушка» (1817) впоследствии благосклонно принималась публикой, однако премьера не давала никаких оснований для предположений о будущем успехе. Однако Россини пережил эту неудачу гораздо спокойнее. В том же 1817 году он ездил в Милан для постановки оперы «Сорока-воровка» – изящно оркестрованной мелодрамы, сейчас практически забытой, если не считать великолепной увертюры к ней. По возвращении в Неаполь Россини поставил там в конце года оперу «Армида», которая была тепло принята и до сих пор оценивается гораздо выше, чем «Сорока-воровка».
За следующие четыре года Россини сочинил ещё десяток опер, в основном не особенно известных в настоящее время. Вместе с тем, до расторжения контракта с Неаполем он подарил городу два выдающихся произведения. В 1818 году он написал оперу «Моисей в Египте», которая вскоре завоевала Европу. В 1819 году Россини представил «Деву озера», которая имела успех более скромный.
В 1822 году Россини в сопровождении жены, Изабеллы Кольбран, впервые покинул Италию. В Вену композитор привёз свою последнюю работу – оперу «Зельмира», завоевавшую автору беспрецедентный успех. Хотя некоторые музыканты, во главе с К. М. фон Вебером резко критиковали Россини, но другие, среди них Ф. Шуберт, давали благоприятные оценки. Что касается общества, то оно безоговорочно приняло сторону Россини.
В феврале 1823 года он сочинил для Венеции новую оперу – «Семирамиду», от которой ныне осталась в концертном репертуаре только увертюра. «Семирамида» может быть признана кульминацией итальянского периода в творчества Россини, хотя бы потому, что это была последняя опера, сочинённая им для Италии. Более того, эта опера с таким блеском прошла в других странах, что после неё репутация Россини как крупнейшего оперного композитора эпохи уже не подвергалась никаким сомнениям. Недаром Стендаль сравнивал триумф Россини на поприще музыки с победой Наполеона в битве при Аустерлице.
С 1824 г. композитор жил в Париже, где увидел свет его последний шедевр - опера «Вильгельм Телль» (1829), написанная в романтическом стиле и вдохновлённая национально-освободительными идеями. После «Вильгельма Телля» Россини не написал больше ни одной оперы, и в последующие четыре десятилетия создал только две значительные композиции в других жанрах. Подобное прекращение композиторской деятельности в самом зените мастерства и славы – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры.
Для творчества Россини характерно взаимопроникновение жанров. В комических операх композитора встречаются драматические ситуации, а в серьёзных - бытовые эпизоды. Произведения Россини отличают неистощимая мелодическая изобретательность и драматургическое чутье.
Доницетти. Огромный вклад в сокровищницу оперного искусства внёс Гаэтано Доницетти (1797-1848), создавший 74 оперы в разных жанрах: от комических произведений в стиле Россини («Любовный напиток», 1832; «Колокольчик», 1836) до опер-сериа («Мария Стюарт», 1835; «Роберта Девере», 1837).
В подвале одного из домов, прилепившихся к склону холма в Бергамо, в 1797 году в семье сторожа в лавке ростовщика родился Доменико Гаэтано Мария Доницетти, которому наряду с Винченцо Беллини и Джоаккино Россини, суждено было стать одним из великих композиторов оперы бельканто. Доницетти родился в очень бедной семье, далёкой от музыкального искусства, но ему повезло - его заметил и взял в свою Благотворительную музыкальную школу капельмейстер Иоганн Симон Майр, где Гаэтано стал лучшим учеником. Затем он поступил в Болонский музыкальный лицей.
Ранние работы композитора включают в себя различные жанры - он искал себя как в духовной музыке, так и в камерных сочинениях, в том числе и камерных операх. Первый успех пришёл к нему в 1818 году, когда в Венеции была поставлена опера «Энрико, граф Бургундский». Закрепила успех композитора его оперная постановка «Сораида ди Граната», которая привлекла к Доницетти внимание знаменитого импресарио Барбайи и принесла ему контракт с Неаполитанским оперным театром, где композитор проработал больше десяти лет. Кроме этого, он писал также для музыкальных театров Милана и Рима. Мировая известность пришла к Доницетти в 1830 году, когда в миланском театре «Каркано» с триумфом была поставлена опера «Анна Болейн» на сюжет из английской истории.
Это произведение, написанное композитором всего лишь за один месяц, стало началом его блестящей оперной карьеры. Опера имела огромный успех у публики и была поставлена в театрах Вены, Парижа и Лондона. Первый серьёзный успех пришёл к Доницетти в 1822 г. после премьеры в Неаполе его оперы «Цыганка». А самым большим триумфом композитора стала «Лючия ди Ламмермур» (1835). Созданная по мотивам произведения Вальтера Скотта, она стала эталоном романтической оперы с роковыми страстями, трагической развязкой и занимающей исключительное место фигурой главной героини, для которой предназначены самые эффектные вокальные номера.
Творческое наследие Гаэтано Доницетти очень велико. Великий труженик Доницетти в неаполитанский период творчества (до 1838 г.) создавал до пяти опер в год. За двенадцать лет им было написано 75 опер. В письме к оперному либреттисту Джакомо Саккеро он сам признавался «Мой девиз - быстро! Быть может это и не достойно одобрения, но то, что я сделал хорошо, всегда было сделано быстро!» Благодаря невероятной продуктивной работе композитора в четвертом десятилетии XIX века в итальянской опере прочно утвердился «театр Доницетти». Зрелые произведения мастера, созданные в 1830-1840-е гг., стали образцом романтической лирики («Лючия ди Ламмермур», 1835; «Фаворитка», 1840).
В 1840 году композитор переехал в Париж и в последние годы жизни писал для французской оперной сцены. В Париже им были созданы оперы на основе сюжетов из французской истории, например, опера «Мария ди Роган» (1843), и французские трагедии «Дон Себастьян» (1843), «Катерина Корнаро» (1843).
Оперы Доницетти господствовали на европейской сцене более двадцати пяти лет. После смерти композитора его творчество было забыто до тех пор, пока в 1950-е гг. дирижёры Ричард Бонинь и Альберто Зедда, а также певицы Мария Каллас, Джоан Сазерленд и Монсеррат Кабалье не вернули оперы Доницетти в репертуар театров.
Беллини. Яркое выражение романтические тенденции получили в творчестве одного из величайших композиторов итальянской оперы XIX века - Винченцо Беллини (1801-1835). Композитор создал 11 опер, сумев, как никто другой, воплотить идеалы стиля бельканто. Его знаменитые оперы «Сомнамбула» (1831), «Норма» (1831) и «Пуритане» (1835) прочно вошли в золотой репертуар многих оперных театров по всему миру. Винченцо Беллини был непревзойденным мастером оперы бельканто. За его струящиеся, как бы перетекающие одна в другую длинные музыкальные темы современники прозвали композитора «Лебедем Катании».
Винченцо Беллини появился на свет на Сицилии в городе Катания. Композитор был родом из музыкальной семьи (его дед был органистом, отец - дирижером). Семейная легенда гласит, что маленький Винченцо уже в полтора года пел арию Валентино Фьораванти. Теорию музыки Беллини начал изучать в возрасте двух лет, в три года стал учиться фортепиано, в пять уже бегло играл на рояле, а в шесть лет сочинил несколько пьес. Даже если эти факты его биографии немного преувеличены, ясно одно - Беллини было на роду написано стать знаменитым музыкантом.
После обучения музыке дома под присмотром отца и деда, композитор получил муниципальную стипендию Катании и отправился продолжать свое музыкальное образование в консерватории Неаполя «Сан-Себастьяно». Там, в классе маэстро Николо Дзингарелли, юноша изучал мастеров неаполитанской школы, а также познакомился с симфоническим творчеством венских классиков - Гайдна и Моцарта. По традиции неаполитанской консерватории самый многообещающий студент должен был представить свое сочинение широкой публике, в результате чего первая опера Беллини «Адельсон и Сальвини» была поставлена в студенческом театре консерватории. Опера входила в репертуар театра в течение года и даже понравилась Россини. После постановки второй оперы Беллини «Бьянка и Джернандо» (1826, вышла в 1828 году под названием «Бьянка и Фернандо») на сцене театра «Сан-Карло» композитор привлек к себе внимание импресарио Барбайи и получил от него заказ для театра «Ла Скала». Постановка оперы «Пират» имела ошеломительный успех и положила начало плодотворному сотрудничеству. Беллини с поэтом и либреттистом Феличе Романи, а так же укрепило дружбу композитора со знаменитым тенором того времени Джованни Батиста Рубини, который пел в его «Бьянке и Фернандо».
Последующие годы (с 1827 по 1833 гг.) композитор провёл в Милане, где благодаря его таланту и популярности перед ним открылись все двери. Следующая его опера «Чужестранка» стала ещё более успешной, чем «Пират», и принесла композитору большой доход. Это позволило Беллини вести светский образ жизни на широкую ногу, что было впоследствии ярко описано Генрихом Гейне в литературном портрете Беллини в произведении «Флорентийские ночи» (1837).
Последние пять лет жизни Беллини были поистине триумфальными. В эти годы были написаны «Норма» (1831), «Сомнамбула» (1831) и лебединая песня композитора - опера «Пуритане» (1835).
Подобно другим гениям Моцарту и Шуберту, Винченцо Беллини умер молодым. Его жизнь оборвалась на вершине славы, ему было всего 34 года. После смерти популярность его произведений взлетела до небес, но впоследствии его имя было предано забвению почти на столетие. Интерес к его операм возобновился после Второй мировой войны. Новую жизнь произведениям мастера бельканто подарили такие оперные дивы ХХ века, как Мария Каллас, Монсеррат Кабалье и Джоан Сазерленд.
Творческое кредо Беллини, воплощенное в его произведениях, лучше всего передают слова самого композитора, обращенные к поэту и либреттисту графу Карло Пеполи: «Чтобы иметь успех, опера должна вызывать у публики слёзы и бросать в дрожь посредством музыки».
Блестящую музыкальную карьеру Беллини, отмеченную триумфами на оперных сценах всей Европы, прервала ранняя и неожиданная смерть.
Лучшее его произведение - опера «Норма» (1831) - настоящий образец высокого вокального искусства. Беллини придал особую выразительность итальянскому оперному речитативу.
Верди. Особое место в мировом оперном искусстве принадлежит Джузеппе Верди (1813-1901). Увлёкшись музыкой ещё в раннем детстве, Верди, однако, так и не получил регулярного музыкального образования. Вначале его музыкальные опыты поддерживал торговец и любитель музыки Антонио Барецци. В возрасте 18 лет будущий композитор приехал в Милан и попытался поступить в консерваторию, но не выдержал экзамена, поскольку по сути дела был самоучкой. Верди стал брать уроки музыки у композитора Винченцо Лавинья.
В 1836 г. он женился на дочери своего покровителя Маргарите Барецци. Брак оказался недолгим: спустя четыре года Маргарита умерла. Тяжёлые переживания, связанные с кончиной супруги, и первые творческие неудачи, совпавшие с этим трагическим событием по времени, стали причиной глубокой депрессии Верди. Лишь работа над полученным заказом – оперой «Навуходоносор» («Набукко») помогла композитору преодолеть тяжёлый кризис. Поставленная в Миланском оперном театре Ла Скала опера имела грандиозный успех, а её хоровая песня «Va pensiero» сразу стала национальным гимном, выразившим скорбь об утраченной Италией свободе и тоску по единой родине, свободной от австрийских правителей.
Отныне Верди стал знаменитостью и вынужден был работать без остановки. Впоследствии он назвал это время «годами на галерах». Постановки его сочинений, неизменно сопровождавшиеся триумфом, дали композитору материальную стабильность, а женитьба на Джузеппине Стреппони принесла столь необходимое ощущение семейного счастья. В этот период он создал такие шедевры, как «Риголетто» (1851), «Травиата» (1853), «Трубадур» (1853), «Бал-маскарад» (1859).
Триумфальный успех, с которым постановки этих произведений прошли за границей, способствовал тому, что композитор получил заказы на сочинение опер от театров Парижа («Сицилийская вечерня», 1855 и «Дон Карлос», 1867) Санкт-Петербурга («Сила судьбы», 1861) и Каира («Аида», 1871). Премьера её, приуроченная к открытию Суэцкого канала, состоялась в Каире. После «Аиды» Верди не писал опер семнадцать лет, и его поклонники уже успели смириться с тем, что ничего нового он не создаст. Однако в 1887 году он представил публике «Отелло», где соединил все свои гениальные оперные находки. Музыкальный мир был потрясен. Но еще большее изумление и восторг вызвала «лебединая песнь» Верди - комическая опера «Фальстаф». Такое прощание символично для нашего героя, ведь именно комическую оперу когда-то так сладострастно освистали миланцы. Скончался композитор уже в новом веке - 27 января 1901 года. По всей Италии был объявлен национальный траур.
Композитору удалось наполнить итальянскую оперу глубоким идейным содержанием, обогатить сильными впечатляющими образами, придать ей подлинный драматизм. При этом ему нередко приходилось преодолевать посредственность сюжетов, предлагаемых для его сочинений. Помимо оперных произведений композитора, огромную известность получил его «Реквием» (1874) – одно из величайших трагических сочинений в истории музыки.
Веризм. Творчество Пьетро Масканьи и Руджеро Леонкавалло ознаменовало собой новый этап в развитии итальянского оперного искусства. На смену романтизму пришел «веризм» - совершенно новое течение, представляющее на сцене жизнь «как она есть». Слово «веризм» происходит от итальянского «vero», что в переводе значит - истинный, правдивый. Основой сюжетов веристских опер стали бытовые драмы из жизни простых людей бродячих актеров, крестьян, мастеровых. В речитативы и арии проникает разговорная речь, а в музыку - городские песенные мотивы.
Масканьи. Пьетро Масканьи (1863-1945), один из родоначальников веристской оперы, ворвался на музыкальный небосклон в 1890 году, когда мир услышал оперу «Сельская честь». С этого момента успешный музыкант более полувека подогревал интерес к своей персоне и творчеству не только у себя на родине, но и по обе стороны Атлантики. Пьетро Масканьи был настоящей «звездой» своего времени, спонтанной и непосредственной, наделенной блестящей харизмой. Благодаря этим качествам он без труда очаровывал людей. Прекрасно одетый и ухоженный экстраверт идеально соответствовал образу настоящего итальянца. Но, как однажды признался сам композитор своему биографу, человек, которого видел в нём мир, был ненастоящий. «Все думают, что я был создан только для счастья и веселья, но это не так. Я довольно мрачный, и мне приходится прикладывать огромные усилия, чтобы скрыть свою сущность», говорил композитор.
Пьетро Масканьи родился в Ливорно в семье пекаря. Его отец Доменико Масканьи хотел, чтобы сын стал адвокатом, но Пьетрино (как ласково называли мальчика дома) мечтал писать музыку. Его стремление поддержал дядя Стефано, который оказал Пьетро моральную и материальную помощь. Юноша поступил в Миланскую консерваторию в 1882 году. Во время учебы он приступил к сочинению своей первой оперы «Вильям Ратклиф», которая увидела свет лишь в 1895 году. Однако Пьетро пришлось прервать своё обучение в консерватории и устроиться в опереточную труппу дирижером. Позже Масканьи переехал в Чериньолу, где поступил на должность распорядителя театральных спектаклей и директора филармонии.
Поворот в судьбе композитора произошел в 1888 году, когда издатель Эдуардо Сондзоньо объявил конкурс на лучшую одноактную оперу. Вместе со своим другом из Ливорно Дж. Тарджони-Тоццетти, выступившим автором либретто, Масканьи представил на конкурс оперу «Сельская честь» на сюжет одноимённой новеллы Дж. Верги, который был родоначальником веризма в литературе. Интересно, что в конкурсе также принимал участие другой великий итальянец - Руджеро Леонкавалло, но победа досталась Масканьи. Опера стала грандиозным событием музыкальной жизни, и композитор был поражен своим триумфом. Это самое значительное сочинение в наследии Масканьи было написано всего за 2 месяца. Так началась мировая слава композитора, и до сих пор «Сельская честь» не сходит со сцен оперных театров. За свою долгую музыкальную жизнь Масканьи сочинил 17 опер. «Маски» (1901), «Паризина» (1913), «Жаворонок» (1917), «Маленький Марат» (1921), «Нерон» (1935) и др. хоровые и оркестровые произведения, оперетты и даже писал музыку к немому кино. В рамках своего мирового турне в 1899-1900 годах композитор посетил Россию. Умер Масканьи в 1945 году в Риме.
В последнее десятилетие XIX в. итальянские композиторы обратились к жизненным сюжетам, взятым из реалистической литературы. Так же как литературный натурализм Эмиля Золя стремился к воплощению мира со всеми его бедами, жизни, свободной от идеализации, веризм (оперный эквивалент натурализма), в свою очередь, оперировал сюжетами, далёкими от романтических, иногда граничащими с жестокостью. Образцом направления стало произведение Пьетро Масканьи «Сельская честь» (1890).
Леонкавалло. Если «Сельская честь» Масканьи даёт начало жанру «веризма» в итальянской опере, то его истинным манифестом можно считать оперу «Паяцы» Руджеро Леонкавалло (1857-1919). Сюжетом оперы послужило событие, произошедшее в калабрийской деревне, где находилось имение его отца. Один из актеров бродячей труппы после представления зарезал свою жену и её любовника. Юный композитор невольно стал свидетелем этой трагедии, а его отец, бывший тогда представителем судебной власти, приговорил убийцу к 20 годам тюрьмы. Эта печальная история послужила основой для сюжета главного оперного шедевра композитора, к которому он сам написал либретто.
Леонкавалло обучался композиции в консерватории Неаполя и изучал литературу в Университете Болоньи. Увлечение музыкой и поэзией привело его к поискам единства этих искусств в духе Рихарда Вагнера, чье творчество явилось открытием для молодого композитора. Однако первый опыт Леонкавалло в оперном жанре был не особенно удачным. Постановка его студенческой оперы «Чаттертон» сорвалась, когда импресарио, которому юный композитор выдал средства, скрылся с его деньгами.
После нескольких лет работы тапёром Руджеро Леонкавалло был представлен влиятельному издателю Джулио Рикорди, который приобрел у него права на оперу «Чаттертон» и нанял Леонкавалло в качестве либреттиста. Многообещающее сотрудничество с Рикорди на поверку оказалось не столь успешным для молодого композитора. Издатель не принял следующую оперу Леонкавалло «Медичи» и его либретто к опере «Манон Леско» Пуччини, что привело к непримиримым творческим разногласиям.
Эти неудачи не сломили характер молодого композитора, а лишь укрепили его в стремлении к успеху. Все творческие силы Леонкавалло посвятил созданию своего шедевра - оперы «Паяцы» (1892), которая принесла ему мировую славу.
В 1897 году Леонкавалло взялся за сочинение оперы «Богема». Одновременно с ним другой мэтр итальянский оперы - Джакомо Пуччини - выбрал тот же сюжет для своего произведения. «Богема» Леонкавалло была благосклонно встречена публикой, но не выдержала конкуренции с оперой Пуччини, которая превзошла работу Леонкавалло сложностью и изяществом, и вытеснила её с театральной сцены.
Последовавшее за этим возвращение к работе над «Чаттертоном» и «Медичи» не принесло композитору желаемого успеха. Оперы в Италии провалились, но «Медичи» произвела впечатление на Германского императора, который заказал Леонкавалло написание оперы «Роланд из Берлина». В Германии постановка пользовалась скромным успехом. За всю свою жизнь Леонкавалло так и не удалось повторить успех «Паяцев».
Изобретение звукозаписи принесло Руджеро Леонкавалло новый виток популярности. Он первый целиком осуществил запись своей оперы «Паяцы» на грампластинки в качестве дирижера. Он так же записал с Энрико Карузо свою песню «Маттината» (Рассвет), которая стала самым популярным произведением автора после «Паяцев».
Пуччини. Джакомо Пуччини (1858-1924) родился в Лукке в семье музыкантов, получил музыкальное образование в Миланской консерватории. Первой оперой, которую он написал в 1884 году, была «Виллисы». В ней молодой композитор уже проявил блестящее владение оркестровой палитрой и вдохновенный мелодизм. Пуччини работал над сочинениями долго и усердно. Особое сочувствие он питал к героиням своих произведений, называя их именами свои оперы. Трагические судьбы этих женщин не оставляли безучастными и зрителя. «Манон Леско» (1893), «Богема» (1896), «Мадам Баттерфляй» (1904) - едва ли не самые проникновенные и трогательные итальянские оперы.
Одним из самых выдающихся произведений композитора является опера «Богема», в которой тонкий лиризм сочетается с неприкрытым суровым реализмом действительности. Пуччини использует здесь элементы импрессионистического стиля Дебюсси (например, ходы параллельными квартами и квинтами), реалистическое изображение жизни в духе Масканьи, но ко всему этому добавляется типично «пуччиниевская» смесь юмора, обаяния, воодушевления и чувственности. Опера была впервые поставлена 1 октября 1896 году под управлением великого Артура Тосканини.
Среди более поздних опер композитора наибольшим признанием с момента премьеры пользовалась «Тоска» (1900), хотя сюжет этой оперы носит едва ли не садистский характер, музыка «Тоски» проникнута не только глубоким драматизмом, но часто и удивительной нежностью, лирическим трепетом. Через четыре года появилась опера «Мадам Баттерфляй», однако на премьере она была принята столь прохладно, что Пуччини забрал партитуру для полной ее переделки. Новая редакция увидела свет через три месяца. В «Девушке с Запада» наблюдается некоторый спад вдохновения, но три одноактные оперы - «Плащ», «Сестра Анжелика» и особенно остроумный и весёлый «Джанни Скикки» (1918-1919) - доказывают, что Пуччини достиг в этот период вершин мастерства, по крайней мере в техническом отношении. В своих последних творениях, например опере «Турандот», завершённой в 1926 г. Франко Альфано, Пуччини пытался найти новые темы и средства художественной выразительности. Композитор новатор, он развивал творческие завоевания позднего Верди.
В своих произведениях Пуччини опирается на модель французской лирической оперы (Массне и Верди в Травиате). Мелодичность и сентиментальность причудливо сочетаются здесь с грубостью и жестокостью сюжетных ситуаций, причем заглавные роли у Пуччини - всегда женские. Он прекрасно владел средствами оркестра, но широкая мелодическая линия и непринужденные речитативы всегда имели для композитора преобладающее значение.
Незадолго до смерти Пуччини замечает в одном из своих писем, что «опера закончилась как жанр, поскольку люди потеряли вкус к мелодии и готовы терпеть музыкальные композиции, не содержащие ничего мелодического»...
Умер Пуччини в Брюсселе 29 ноября 1924 года, став последним представителем итальянской оперной классики.
* * *
Оперное искусство Италии прославлено именами многих блестящих исполнителей. В ХIX в. на сцене блистали Джудитта Паста, для которой Беллини написал партии Нормы («Норма») и Амины («Сомнамбула»), а Доницетти – Анны Болейн («Анна Болейн»), а также сестры Ризи – Джудитта и Джулия, для них Беллини создал партии Ромео и Джульетты в опере «Капулетти и Монтекки».
Выражение «итальянская опера» до сих пор является признаком высочайшего мастерства как авторов, так и исполнителей этого жанра. К XIX веку оперное искусство приобрело окончательно сложившиеся черты и стало одним из ведущих в музыке. Триумфальное шествие оперы по мировым театральным сценам неизменно сопровождалось широким успехом у публики, и композиторы, избравшие для себя оперную карьеру, становились самыми популярными и определяли новые направления дальнейшего развития музыкального искусства. Оперные театры превратились в настоящие центры культурной жизни. Главными из них до сих пор являются «Ла Скала» в Милане, «Сан-Карло» в Неаполе, «Театр Коммунале» во Флоренции и Римская опера.
В оформлении материала использованы иллюстрации польского художника-графика, дизайнера сцены и сюрреалистического живописца - Рафаля Ольбиньского.